Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений
Автор: Широкова Светлана Ивановна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область Наименование материала: статья Тема: Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков,
голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем,
что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и pот следует
пауза. Речевое дыханиеосуществляется произвольно, неречевое автома-
тически. Речевой выдох происходит в основном через рот, оннесколько
замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются —
т о л ь к о через
нос.
По
продолжительности о н и примерно
одинаковы.
Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из
легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное
речевое дыхание:
— обеспечивает нормальное звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости речи,
четкого
— соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности;
— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
—
способствует
сохранению
плавности
речи,
правильному
соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического
насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма,
некоторых сердечно - сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии,
дизартрии.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
—
к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
—
позднему или неправильному усвоению некоторых звуков
(например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная
воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное
состояние кончик языка);
—
ослаблению
громкости
голоса,
особенно
в
конце
произношения длинных фраз;
—
в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
—
неправильному
использования
интонационных
средств
выразительности;
—
нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Для
полноценного
речевого
дыхания
необходимы
гибкость,
эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается
путем
тренировки
речевого
и
голосового
аппарата
(произнесения
отдельных
звуков,
слогов,
слов
и
фраз),
сочетающейся
с
соответствующими движениями.
Требования к выполнению речевых упражнений:
♦ перед началом выполнения упражнений проветрить помещение:
воздух в нем должен быть средней влажности;
♦ одежда не должна стесняя движений;
♦ не выполнять речевые упражнения после приема пищи;
♦ упражнения выполнять сидя, стоя или лежа;
♦ следить за правильным выполнением упражнений (дети не должны
поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий
выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество
выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно
избегать больших задержек дыхания, обязательно объясняя детям, зачем
нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить
только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова,
делать осмысленные паузы при произнесении фраз);
♦ речевые упражнения ограничивать по времени: длительность их от 30
с
до
1,5
мин
(можно
использовать
песочные
часы)
во
избежание
утомления ребенка и даже возможного головокружения;
♦
обязательно
чередовать
выполнение
речевых
упражнений
с
другими упражнениями;
♦ следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть
уравновешенным.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно
для
четкого
его
выполнения
всеми
детьми
группы.
Речевые
упражнения следует проводить:
—
во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
—
организационного момента или физкультминуток;
—
после дневного сна;
—
в свободной деятельности детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно
пользоваться
речевым
дыханием.
Для
этого
уже
ранних
этапах
речевого развития (в младших группах детского сада) необходима
подготовительная
работа,
суть
которой
заключается
в
том,
чтобы
научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи
вдох
и
плавно
бесшумно
выдыхать
через
рот,
вырабатывая
достаточной силы воздух.
Приступая
к
развитию
речевого
дыхания,
следует
прежде
всего
сформировать
у
ребенка
сильный
плавный
ротовой
выдох,
контролировать
время
выдоха,
развивать
способность
правильно
направлять воздушную струю.
Для
правильного
ротового
выдоха
необходимо
соблюдать
следующие условия:
♦ выдоху
должен
предшествовать
сильный
вдох
через
нос
—
«набираем полную грудь воздуха»;
♦ выдох должен происходить плавно, а не толчками;
♦ во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки
не надувать;
♦ во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос;
если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он
ощутил, как должен выходить воздух;
♦ выдыхать следует, пока не закончится воздух;
♦ во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи
частых коротких вдохов.
Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в
таком порядке:
1)
на развитие физиологического дыхания;
2)
дыхательные без участия речи;
3)
дыхательно-голосовые:
—
на материале гласных звуков;
—
согласных звуков;
— слогов;
—
слов;
—
предложений, фраз.
Приступать
к
тренировке
собственно
речевого
дыхания
можно
только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный
выдох.
Тренировка
речевого
дыхания
способствует
обучению
плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
Для
выполнения
речевых
упражнений
можно
использовать
различные предметы.
Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного
плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.
«Песня ветра»
Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии
(на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него.
Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук.
Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.
Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и
слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе
детей.
«Веселая метелица»
Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием
для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и
пенопласта.
Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя.
Сначала
покажите,
с
какой
силой
нужно
дуть
в
трубочку,
чтобы
снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите
ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его
внимание
на
то,
как
перемещаются
снежинки.
Затем
предложите
подуть сильнее — снежинки стали перемещаться! быстрее: метель
разыгралась.
Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми,
используя индивидуальные трубочки.
Отработка
правильного
peчевого
дыхания
—
одна
из
целей
проведения игр. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста
целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».
Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном
выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].
Воспитатель. В миг вокруг нас слышатся самые разные звуки.
Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит:
«О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-
ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на
одном выдохе.
Данные речевые упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием,
ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на
просодическую сторону речи, влияют на четкость дикции и в целом на
речь детей.