Напоминание

Технология "Краеведение – малышам" как средство реализации регионального компонента


Автор: Пучкова Антонида Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад "Полянка"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Технология "Краеведение – малышам" как средство реализации регионального компонента
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Полянка» г. Норильск
Технология «Краеведение – малышам»

как средство реализации регионального компонента
Воспитатель: Пучкова А. П. В статье представлен опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным краем, который можно использовать как региональный компонент в структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Основываясь на приложении к закону «Краевой (национально – региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» нами был разработан и реализован проект «Краеведение - малышам». Цель проекта - патриотическое воспитание, формирование у детей дошкольного возраста системы знаний по краеведению, воспитание любви к своей «малой Родине». В процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным краем ставились следующие задачи:  Дать представления о географическом расположении,
природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;  Формировать бережное отношение к природе и всему живому;  Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;  Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам;  Создать систему работы по краеведению, учитывающую преемственность между дошкольным и начальным образованием. Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:  «Познание» (природа Таймыра, растительный и животный мир, культура и быт народов Севера);  «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Таймыра);  «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Таймыра);  «Физическая культура» (игры народов Севера). Одним из условий нашей работы было создание развивающей образовательной среды, необходимой для реализации поставленных целей. Для этого в ДОУ оформлен мини – центр по краеведению, в котором собран разнообразный выставочный материал о родном крае. Действует сменная экспозиция «Край мой северный», в которую вошли выставки «Таймыр – край удивительный», «Растительный и животный мир Таймыра», «Город, где живет надежда», «Край северного сияния». Для обогащения знаний детей создана передвижная библиотека, которая
включает детскую художественную и познавательную литературу; фотоальбомы «Красная книга Таймыра», «Прошлое и настоящее Норильска», «Города Заполярья». Для координации работы по краеведению используются различные формы взаимодействия с социокультурными учреждениями города: Музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района, Норильской художественной галереей, библиотекой. В результате реализации проекта была разработана и апробирована технология работы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Она включает в себя: примерный перспективно-тематический план для каждой возрастной группы; систему диагностики - карты программного развития, определяющие объем и содержание знаний; практико-ориентированные материалы для педагогов и родителей; дидактические игры, буклеты - «Игры народов Севера», «Северный фольклор», «Народные промыслы», «Народности Севера». Также выстроена линия преемственности познавательного развития дошкольников и младших школьников. В основе предлагаемой технологии работы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Географическое положение», «Родной город» «Растительный и животный мир Таймыра», «Коренное население», «Традиции и промыслы», «Комбинат», и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае. Темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность. Технология «Краеведение – малышам» ориентирована на воспитанников от 3 до 7 лет. С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный объем материала, обогащающий детские представления о Родном крае. В учебном плане определено количество
учебных часов, отведенных на знакомство с каждым разделом. Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Примерный учебный план
№ п/п
Разделы

Количество учебных часов
2 мл группа Средняя группа Старшая группа Подготовительна я группа 1. Родной край 2 24 мин/мес (6 мин/нед) 1 24 мин/мес (6 мин/нед) 1 28 мин/мес (7 мин/нед) 1 2. Географическое положение - 1 1 1 3. Город 1 1 1 1 4. Население 1 1 1 1 5. Традиции, промыслы 1 1 1 1 6. Растительный мир 1 1 1 1 7. Животный мир 1 1 1 1 8. Комбинат 1 1 1 Итоговое занятие 1 1 Количество занятий 7 8 9 9 Количество часов в год 4 ч 4 ч 10мин 4ч 20мин В разработанной технологии реализуются все применяемые к ООП принципы: интеграция образовательных областей, комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. Объем регионального компонента составляет 20% объема основной общеобразовательной программы ДОУ. Патриотическое воспитание, региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры.


В раздел образования