Технология "Краеведение – малышам" как средство реализации регионального компонента
Автор: Пучкова Антонида Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад "Полянка" Населённый пункт: город Норильск Наименование материала: статья Тема: Технология "Краеведение – малышам" как средство реализации регионального компонента Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 «Полянка» г. Норильск
Технология «Краеведение – малышам»
как средство реализации регионального компонента
Воспитатель: Пучкова А. П.
В
статье
представлен
опыт
работы
по
ознакомлению
дошкольников
с
родным
краем,
который
можно
использовать
как
региональный
компонент в структуре
основной общеобразовательной
программы ДОУ.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
воспитании
дошкольников
рассматривают
социально-региональный
компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному
дому, природе, культуре «малой Родины». В соответствии с утверждением
и
введением
в
действие
Федеральных
государственных
требований
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
должна учитывать специфику национально-культурных, демографических,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательный
процесс.
Основываясь
на
приложении
к
закону
«Краевой
(национально
–
региональный) компонент государственных образовательных стандартов
общего
образования
в
Красноярском
крае»
нами
был
разработан
и
реализован
проект
«Краеведение
-
малышам». Цель
проекта
-
патриотическое воспитание, формирование у детей дошкольного возраста
системы
знаний
по
краеведению,
воспитание
любви
к
своей
«малой
Родине».
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
ставились следующие задачи:
Дать
представления
о
географическом
расположении,
природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном
мире;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Знакомить
детей
с
историческим
прошлым
и
настоящим
родного края;
Знакомить
с
культурным
наследием,
развивать
интерес
к
местным традициям и промыслам;
Создать
систему
работы
по
краеведению,
учитывающую
преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Решение
задач
по
реализации
и
освоению
содержания
регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной
образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности
при
организации
режимных
моментов
через
интеграцию
с
задачами
различных образовательных областей:
«Познание» (природа Таймыра, растительный и животный
мир, культура и быт народов Севера);
«Чтение художественной литературы» (произведения устного
народного творчества народов Таймыра);
«Художественное творчество» (продуктивная деятельность по
мотивам устного народного творчества народов Таймыра);
«Физическая культура» (игры народов Севера).
Одним
из
условий
нашей
работы
было
создание
развивающей
образовательной среды, необходимой для реализации поставленных целей.
Для этого в ДОУ оформлен мини – центр по краеведению, в котором
собран разнообразный выставочный материал о родном крае. Действует
сменная экспозиция «Край мой северный», в которую вошли выставки
«Таймыр
–
край
удивительный»,
«Растительный
и
животный
мир
Таймыра», «Город, где живет надежда», «Край северного сияния». Для
обогащения
знаний
детей
создана
передвижная
библиотека,
которая
включает
детскую
художественную
и
познавательную
литературу;
фотоальбомы
«Красная
книга
Таймыра»,
«Прошлое
и
настоящее
Норильска», «Города Заполярья». Для координации работы по краеведению
используются различные формы
взаимодействия с социокультурными
учреждениями города: Музеем истории освоения и развития Норильского
промышленного
района,
Норильской
художественной
галереей,
библиотекой.
В результате реализации проекта была разработана и апробирована
технология работы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Она
включает в себя: примерный перспективно-тематический план для каждой
возрастной группы; систему диагностики - карты программного развития,
определяющие объем и содержание знаний; практико-ориентированные
материалы для педагогов и родителей; дидактические игры, буклеты -
«Игры народов Севера», «Северный фольклор», «Народные промыслы»,
«Народности
Севера».
Также
выстроена
линия
преемственности
познавательного развития дошкольников и младших школьников.
В основе предлагаемой технологии работы – тематический подход.
Практический и методический материал систематизируется по разделам:
«Родной
край»,
«Географическое
положение»,
«Родной
город»
«Растительный
и
животный
мир
Таймыра»,
«Коренное
население»,
«Традиции и промыслы», «Комбинат», и учитывает особенности региона:
географические,
погодно-климатические,
экологические,
природные,
культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми
знаний о родном крае. Темы повторяются в каждой группе, изменяется
только содержание, объем познавательного материала и сложность.
Технология
«Краеведение
–
малышам»
ориентирована
на
воспитанников от 3 до 7 лет. С учетом возрастных особенностей детей
отобран наиболее актуальный объем материала, обогащающий
детские
представления о Родном крае. В учебном плане определено количество
учебных
часов,
отведенных
на
знакомство
с
каждым
разделом.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может
варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Примерный учебный план
№
п/п
Разделы
Количество учебных часов
2 мл
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительна
я
группа
1.
Родной край
2
24 мин/мес
(6 мин/нед)
1
24 мин/мес
(6 мин/нед)
1
28 мин/мес
(7 мин/нед)
1
2.
Географическое
положение
-
1
1
1
3.
Город
1
1
1
1
4.
Население
1
1
1
1
5.
Традиции,
промыслы
1
1
1
1
6.
Растительный
мир
1
1
1
1
7.
Животный мир
1
1
1
1
8.
Комбинат
1
1
1
Итоговое занятие
1
1
Количество
занятий
7
8
9
9
Количество часов
в год
4 ч
4 ч 10мин
4ч 20мин
В разработанной технологии реализуются все применяемые к ООП
принципы:
интеграция
образовательных
областей,
комплексно
-
тематический принцип построения образовательного процесса, единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач. Объем регионального
компонента
составляет 20% объема
основной общеобразовательной
программы ДОУ.
Патриотическое воспитание, региональная культура является первым
шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой
культуры.