Автор: Мищенко Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 194" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа Тема: "Мы исследователи" Раздел: дошкольное образование
Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 194»
654038, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Советской Армии, дом 22
тел. 8(3843)-54-87-57, E-mail:
detsad194@yandex
Рассмотрено на педагогическом совете
протокол №3 от 26 февраля 2016 года
Утверждаю:
заведующий МБ ДОУ
«Детский сад № 194»
Н.С. Ноянзина
______________________
Приказ №17-ОД от 29 февраля 2016 года
2016
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию
познавательно – исследовательской деятельности посредством
познавательно – исследовательской деятельности посредством
организации детского экспериментирования
организации детского экспериментирования
«Мы исследователи»
составитель программы:
Мищенко Людмила Николаевна,
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 194»
г. Новокузнецк, 2015г.
1
Содержание:
1.
Пояснительная записка 3
2.
Учебно-тематический план 12
3.
Содержание программы 14
4.
Уровни достижения детьми планируемых результатов 17
5.
Информационно – методическое обеспечение программы 18
6.
Приложение 20
2
1.
Пояснительная записка
Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС дошкольного образования
п.
1.6.6
формирование
общей
культуры
личности
детей,
в
том
числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности. Тема экспериментирования очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного
возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок
познает
окружающий
мир.
Наблюдение
за
демонстрацией
опытов
и
практическое
упражнение
в
их
воспроизведении
позволяет
детям
стать
первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых
в п е ч а т л е н и й ,
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
п о с т о я н н о е
с т р е м л е н и е
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка:
он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
3
Исследовать,
открывать,
изучать
-
значит
сделать
шаг
в
неизведанное,
получить
возможность
думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать,
а
самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности
познавательной
активности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает
продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает
характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка
решающее
значение
имеет
не
изобилие
знаний,
а
тип
их
усвоения,
определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
В работах многих отечественных педагогов говорится о
предоставлении
дошкольникам
возможности
приобретать
знания
самостоятельно;
о
необходимости
их
включения
в
осмысленную
деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все
новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
с и н т е з ,
классификацию,
обобщение),
стимулирует
познавательную
активность,
активизирует
восприятие
учебного
материала
по
ознакомлению
с
природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими
правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной
подготовки
ребенка
к
школе
является
воспитание
у
него
внутренней
потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—
действенное и наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В настоящее время концепция модернизации Российского образования
одним
из
главных
направлений
определяет
интеллектуальное
развитие
подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный
интерес
имеет
огромную
побудительную
силу.
Он
выступает,
как
4
потребность
в
освоении
нового,
овладении
способами
и
средствами
удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования
познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.
Одним
из
эффективных
приемов
и
методов
в
работе
по
развитию
познавательной
деятельности
дошкольников
является
д е т с ко е
экспериментирование.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения
внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через
деятельность
ребенок
осознает,
уточняет
представления
об
окружающем
мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для
саморазвития
и
самовыражения
каждому
дошкольнику. Одним
из
таких
побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий,
является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти
действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Мир
вокруг
ребенка
разнообразен,
поэтому
у
него
постоянно
существует потребность в новых впечатлениях. Любой ребенок вовлечен в
исследовательский
поиск
практически
постоянно.
Это
его
нормальное,
естественное
состояние:
рвать
бумагу
и
смотреть,
что
получилось,
понаблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синички за окном,
проводить
опыты
с
разными
предметами,
разбирать
игрушки,
изучая
их
устройство.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя
живой
интерес
к
различного
рода
исследовательской
деятельности,
в
частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту
заметно
возрастают
возможности
поисковой,
исследовательской
деятельности,
направленной
на
«открытие»
нового,
которые
развивают
продуктивные формы мышления.
5
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой)
деятельности у дошкольников. Первый вид исследовательской деятельности
организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации,
обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок
получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Второй вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности
полностью исходит от самого ребёнка. В этом случае ребёнок в деятельности
экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития
познавательной активности ребенка, под которым понимается не только
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым,
под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания
закономерностей и явлений окружающего мира является метод
экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют
основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект
в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые
ребёнком практические действия выполняют познавательную,
ориентировочно - исследовательскую
функцию,
создавая
условия,
в
которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё
прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.
Программа направлена на потребность ребенка в познании
окружающего
мира,
на
новые
впечатления,
которые
лежат
в
основе
возникновения
и
развития
неистощимой
исследовательской
(поисковой)
деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем
больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
6
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
состоит
в
том,
что
данная
программа
формирует
первоначальные
исследовательские
умения
детей,
включает
дошкольников
в
активную
познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Заключается в деятельном подходе, когда новое знание дается не в готовом
виде, а постигается путем познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников.
Цель программы: формирование и развитие у детей познавательных
интересов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих
задач:
1 . Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего
мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы
познания:
обследование
объектов,
установление
связей
между
способом
обследования
и
познаваемым
свойством
предмета,
сравнение
по
разным
основаниям
(внешне
видимым
и
скрытым
существенным
признакам),
измерение, упорядочивание, классификация;
3 . Развивать
умение
отражать
результаты
познания
в
речи,
рассуждать,
пояснять, приводить примеры и делать выводы;
4 .
Развивать
умение
обследовать
предметы
и
явления
с
разных
сторон,
выявлять зависимости;
5. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их
свойствах;
6. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
7
7. Научить
пользоваться
приборами
–
помощниками
при
проведении
экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, песочные часы и т.д.);
8 . Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру
(природе, людям, предметам).
Срок
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы по
развитию
познавательно
–
исследовательской
деятельности
посредством
познавательно
–
исследовательской
деятельности
посредством
организации
детского
экспериментирования
организации
детского
экспериментирования
«Мы
исследователи»
«Мы
исследователи»
-1учебный год с детьми.
Принципами построения программы являются:
1. Принцип
гуманизации,
который
представляет
собой
процесс,
направленный
на
развитие
личности
ребенка
как
субъекта
творческой
деятельности,
предполагающую
установление
подлинно
человеческих,
равноправных
и
партнерских
отношений,
направленных
на
сохранение
социально-эмоционального здоровья ребенка.
2. Принцип
свободы
и
самостоятельности, позволяющий
ребенку
самостоятельно
выбирать
цель,
определяться
в
мотивах
и
способах
действования, в дальнейшем применении результата данного действования и
самооценке.
3. Принцип индивидуализации ,
проявляющийся
в
проектировании
индивидуального
пространства
развития
ребенка,
где
происходит
его
рефлексия,
создается
собственная
«Я-концепция».
Реализация
этого
принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания
управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
4. П р и н ц и п
и н т е г р а ц и и всех
процессов
образовательного
пространства - обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной
и
социальной
сферы,
индивидуального
и
совместного
пространства,
что
обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства.
8
5. Принцип
диа логичности реализует
разнохарактерные
и
разноуровневые
диалоги:
диалог
культур,
внутренний
диалог
ребенка
со
своим «Я», диалог искусств и т.п.
6. Принцип ориентации н а зону ближайшего развития, включает в
себя
дифференциацию
образования
в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
усвоения
ребенком,
обеспечения
доступного
для
него
уровня
трудности в освоении образования, построения с каждым воспитанником
индивидуальных зон его личностного развития.
Педагогическая целесообразность дополнительной
общеразвивающей программы.
Заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на
качественные
изменения
личности
в
связи
с
усвоением
способов
деятельности,
приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает
логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Программа
«Мы
исследователи»
расширяет
и
дает
ребенку
дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Форма организации деятельности по реализации программы :
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом,
чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать,
отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы
ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его
действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в
осознании связей и зависимостей.
Формы образовательной деятельности:
- экскурсия;
- целевая прогулка;
- рассматривание фотографий (по теме)
9
- игры-путешествия;
- наблюдения в природе;
- игры - соревнования;
- занимательные игры - занятия;
- дидактическая игра;
- опыты;
- беседы по теме.
Структура образовательной деятельности:
Совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми
включает
в
себя
познавательно-исследовательскую
деятельность
по
блокам
и
игры
экспериментирования по интересам детей (самостоятельная деятельность).
Чтобы
развить
у
детей
способность
сомневаться,
критически
мыслить,
предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче
проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к
взрослому.
Сомнение,
догадка,
предположение
возникает
у
него
при
сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и
совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить
цель,
действовать,
подражая
ему.
А
в
совместной
деятельности
со
сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения со взрослым:
контролировать,
оценивать,
не
соглашаться,
спорить.
Так
зарождается
необходимость
координировать
свои
действия
с
действиями
партнеров,
принимать
их
точку
зрения.
Поэтому
познавательная
деятельность
организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми
в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность
отношений.
Педагог
увлекает
воспитанников
в
совместный
умственный
поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.
10
Данная
программа
рассчитана
на
старший
дошкольный
возраст
–
воспитанников 5 – 6 лет. Занятия организуются в групповом помещении.
Программа включает
32 занятия, реализуемых в течении одного учебного
года
(с
сентября
по
май).
Периодичность
–
1
занятие
в
неделю
продолжительностью
25
минут,
во
вторую
половину
дня.
Для
снижения
утомляемости
происходит
смена
видов
деятельности
детей,
проводятся
физминутки.
Одним из необходимых условий
успешного развития у старших
дошкольников
познавательных
процессов:
логического
мышления,
творческого воображения является системность. Индивидуальный подход в
проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении
программного
материала,
но
и
развить
их
интерес
к
этим
занятиям,
обеспечить активное участие всех детей.
Ожидаемые результаты:
В результате дети старшей группы (5-6 лет) будут уметь:
наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать вывод;
осуществлять эксперимент;
анализировать объект или явление.
В результате дети старшей группы (5-6 лет) приобретут представления:
о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть,
вязкость, плавучесть, растворимость);
о значимости воды и воздуха в жизни человека;
11
о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.
2. Учебно – тематический план
Учебный план
№
п/п
Наименование образовательной услуги
(программы)
Кол-во
занятий
в неделю
длительность занятия в
мин.
Старшая группа
1.
Дополнительная общеразвивающая
программа по развитию
познавательно –
познавательно –
исследовательской деятельности
исследовательской деятельности
посредством организации детского
посредством организации детского
экспериментирования
экспериментирования
«Мы исследователи»
«Мы исследователи»
1/25
25 мин
№ Содержание тематических разделов программы Объем образовательной
нагрузки
количество
занятий
количество
часов
Старшая группа ( 1 год реализации программы)
1
Экспериментирование
с песком и глиной, камни
2
50
2
Экспериментирование
с водой
3
1,15
3
Экспериментирование
с воздухом
2
50
4
Наблюдение за жизнью растений
3
1,15
5
Человек
4
1,40
6
Экспериментирование
с предметами
18
7,30
Всего
32
13,3
12
Программа реализуется в течении одного учебного года (с сентября по
май), включает в себя 36 занятия. Каждый тематический раздел завершается
обобщающим занятием. В мае проводятся итоговые занятия, всего за курс -2
занятия.
Формы
подведения
итогов
реализации
программы:
участие
в
конкурсах, открытый показ итогового занятия.
Календарно-тематический план представлен в приложении 1.
13
3. Содержание.
Старшая группа (5-6 лет) - реализации программы
Экспериментирование с песком и глиной, камнями
-Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность
пропускать воду) и глины ( плотность, вязкость, пластичность); как человек
использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич,
дымковская игрушка);
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
учить классифицировать камни по разным признакам ;
- сформировать элементарные представления об изменениях в неживой
природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы;
- развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать
логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей
(знакомство с образцами народных глиняных игрушек);
- воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным
из них предметам.
Экспериментирование с водой
-Познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха,
растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).
- дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки
проведения лабораторных опытов;
- закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
- закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при
этом необходимые меры безопасности;
14
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё
мнение;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Экспериментирование с воздухом
- Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами
(невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что
ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми
способами обнаружения воздуха;
- развивать любознательность, мыслительную деятельность, память,
активизировать речь детей;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать
собственное мнение;
- воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание
исследовать его всеми доступными способами.
Наблюдение за жизнью растений
- Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни
растений и человека.
- Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная,
рыхлая.
- Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и
ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств
почвы и ее значения в жизни растений и человека.
15
Человек
- Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное
значение для человека.
- Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная
трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
-
Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для
укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
- Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
и правильного ухода за ними.
Экспериментирование с предметами
- познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией;
- развивать умение фиксировать результаты наблюдений;
- развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельности
- воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё
мнение;
- развивать любознательность, мыслительную деятельность, память,
активизировать речь детей;
16
4. Уровни достижения детьми планируемых результатов
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5-6
лет
-Проявляют интерес к
проблеме, принимают
поставленную задачу,
активно стремятся к
решению проблемы,
анализируют исходное
состояние ситуации,
высказывают
предположения по
способам ее решения.
-Проявляют
настойчивость,
получают адекватный
результат, выражают
эмоциональное
удовлетворение.
-Принимают задачу и
разворачивают
поисковые действия,
но действуют
непоследовательно и
получают частичный
результат.
-Отсутствуют
нацеленность на
результат и попытки
предварительного
планирования
действий.
-Понимают, что не
могут решить задачу
до конца, и
выражают досаду.
-Включаются в
проблемную
ситуацию, но
активность быстро
затухает.
-Боятся проявить
самостоятельность и
инициативу в выборе
способа действий.
-Затрудняются
выдвинуть гипотезу
и обосновать ее.
-Действуют
хаотично, переводят
экспериментальную
ситуацию в игровую.
Диагностический инструментарий
С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится
педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
Используются следующие методы:
-беседа;
-игра;
-наблюдение;
-игровые ситуации;
-анкетирование родителей
17
5 . Информационно-методическое обеспечение
Центр «Познания»
Технические средства обучения
1.
Ноутбук
2.
CD и аудио материал
Наглядно – образный материал
1.
Наглядно - дидактический материал;
2.
Игровые атрибуты
3.
Природный материал
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и
неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
спил и листья деревьев, мох, семена;
утилизированный
материал:
проволока,
кусочки
кожи,
меха,
ткани,
пробки;
красители: гуашь, акварельные краски;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр
мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для
хранения сыпучих и мелких предметов.
ЛИТЕРАТУРА
18
1.
Дыбина
О.В.,
Рахманова
Н.П.,
Щетинина
В.В.
Неизведанное
рядом:
Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
2.
Тугушева
Г.П. Экспериментальная
деятельность
детей
среднего
и
старшего дошкольного возраста . – СПб.: ООО «Издательство «Детство-
Пресс», 2009
3.
Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Вода вокруг нас . – М. : ООО
«Издательство «Линка –Пресс», 2016
4.
Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас . – М. : ООО
«Издательство «Линка –Пресс», 2016.
5.
Интернет ресурсы.
6.
365 научных экспериментов 2010.
19
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
20
Месяцы
Тема
Форма
проведения
Сентябрь
Занятие № 1.
«Песок и глина — наши помощники»
Задачи:
-Дать представление о свойствах песка и глины.
-Формировать умение делать простейшие
умозаключения, доказывать свою правоту;
понятие о том, что песок и глина полезные
ископаемые.
-Воспитывать любознательность.
-Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Обследование,
практическая
деятельность
Занятие № 2
«Удивительные свойства воды»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды:
отсутствие собственной формы; прозрачность;
вода – это жидкость, безвкусная, не имеет
запаха.
- Стимулировать самостоятельное
формулирование выводов.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Практическая
деятельность
Октябрь
Занятие № 1
«Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не
имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается
и поднимается вверх) и способами его
обнаружения.
- Дать детям элементарные представления об
источниках загрязнения воздуха, о значении
чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в
процессе экспериментирования
- Развивать наблюдательность, умение делать
выводы, анализировать.
Практическая
деятельность,
обследование.
21
Ноябрь
- Воспитывать у детей познавательный интерес,
умение видеть удивительное в окружающем
мире.
Занятие № 2
«Почва живая земля»
Задачи:
- Вызвать у детей познавательный интерес к
почве и ее значение в жизни растений и
человека.
- Уточнение знаний детей о свойствах почвы:
мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
- Развивать у детей умение с помощью
воспитателя оценивать свои ответы и ответы
своих товарищей по последовательности,
точности описания свойств почвы и ее значения
в жизни растений и человека.
Занятие № 1
«Как устроена дыхательная система
человека»
Задачи:
- Дать детям представления об органах дыхания,
отметить их важное значение для человека.
- Расширять кругозор детей, их словарный запас
(ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка,
ребра, легкие).
-
Познакомить детей с новым комплексом
дыхательной гимнастики для укрепления
носоглотки, верхних дыхательных путей и
легких.
- Подвести к пониманию значения
бережного отношения к органам дыхания и
правильного ухода за ними.
Занятие № 2
«Что умеют наши глаза и уши»
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей о
функциях органов слуха и зрения, на основе
опытов;
- Тренировать способность приобретать знания,
путем экспериментирования, формировать
умение объяснять результаты опытнической
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
22
Декабрь
Январь
деятельности;
-Развивать логическое мышление, разговорную
речь, обогащать словарный запас, расширять
кругозор;
- Закреплять гигиенические навыки, умение
бережного отношения к органам чувств.
Занятие № 1
«Испытание магнита»
Задачи:
- Формировать представление детей о свойствах
магнита и их использовании человеком.
- Развивать у детей мышление,
сообразительность.
- Воспитывать самостоятельность,
инициативность, активность, чувство
коллективизма, взаимопонимание.
Занятие № 2
«Мир бумаги»
Цель:
- Формирование у детей основ знаний и
представлений о бумаге, её
свойствах.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в
процессе совместной исследовательской
деятельности, практических опытов с бумагой.
- Формировать и поддерживать интерес детей к
окружающему миру, удовлетворять детскую
любознательность.
- Поощрять самостоятельные «открытия»
детьми свойств материалов.
- Обобщить знания детей о значении бумаги в
нашей жизни. Научить определять свойства
бумаги разных видов (гигиеническая, писчая,
картон).
Занятие № 1
«Как принцесса Ниточка семью одевала»
Задачи:
- Помочь детям самостоятельно определить
некоторые свойства
ткани.
- Учить подбирать ткань для одежды разных
Обследование,
практическая
деятельность,
наблюдение за
опытом
взрослого
Практическая
23
Февраль
видов.
- Познакомить с понятием «ателье и заказ».
- Закрепить знания детей о свойствах знакомых
материалов – бумага, целлофан, их прочности и
использовании в быту.
- Развивать мыслительную деятельность в ходе
экспериментов.
- Активизировать словарь детей
соответствующими тем словами.
- Воспитывать желание помогать другим в
трудных ситуациях, доброжелательность и
интерес к экспериментированию.
Занятие № 2
«Сами монтёры»
Задачи:
- Познакомить детей со свойством натяжной
нити; проводимостью звука по нитке в
различных предметах: пластиковых
стаканчиков, спичечных коробках.
- Познакомить с работой простого телефона;
развивать навыки проведения лабораторных
работ; закрепить умение работать с прозрачной
посудой; закрепить умение работать с
предметами, соблюдая меры безопасности.
- Развивать социальные навыки, умение
работать с партнёром, отстаивать собственное
мнение.
- Активизировать словарь детей глаголами и
существительными по теме.
Занятие № 1
«Свойства дерева и металла»
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о
свойствах дерева и металла.
- Развивать умение изучать свойства материалов
опытным путём.
- Развивать гибкость и логичность мышления,
умение доказывать правильность обобщений.
Занятие № 2
«Мир камней»
деятельность
Обследование,
практическая
деятельность
Обследование,
практическая
деятельность
24
Март
Апрель
Задачи:
- Закреплять знания детей об окружающем
мире, о камнях.
- Упражнять в умении анализировать, делать
выводы, развивать логическое мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить
правильное решение.
- Развивать мыслительные процессы: внимание,
мышление, память.
Занятие № 1
«В мире стекла»
Задачи:
- Помочь детям выявить свойства стекла
(прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
- Развивать любознательность.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Занятие № 2
« Волшебное зеркало»
Задачи:
- Через практическую деятельность и
экспериментирование познакомить детей с
историей изготовления зеркал, его оптическими
свойствами.
- Развивать познавательные способности детей.
- Совершенствовать речь детей, умение
высказывать предположения и делать
простейшие выводы, излагать свои мысли
понятно для окружающих. Поощрять
самостоятельность суждений.
- Закрепить правила безопасного обращения с
хрупкими предметами.
Занятие № 1
«Волшебное электричество»
Задачи:
- Обобщать знания детей об электричестве;
- Познакомить детей с причиной возникновения
и проявления статического электричества;
- Закрепить правила пользования
электроприборами, соблюдая меры
безопасности.
- Развивать стремление к поисково-
Обследование,
наблюдение за
опытом
взрослого
Практическая
деятельность
Обследование,
практическая
деятельность
25
Май
познавательной деятельности;
- Вызвать радость от открытий, полученных из
опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Занятие № 2
«Как работает термометр»
Задачи:
- Познакомить с работой термометра;
- Учить выдвигать предположения,
формулировать проблему, делать выводы,
анализировать;
- Формировать знания правил безопасного
поведения при проведении опытов;
- Развивать мелкую моторику рук, мышление,
память, воображение, любознательность,
наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении
опытов.
Занятие № 1
«Извержение вулкана»
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением -
вулканом.
- Формировать представления о типах вулканов,
опасностях, которые они представляют, а также
их пользе.
- Поощрять детей за самостоятельное
формирование выводов по итогам эксперимента
с опорой на полученные раннее знания.
- Воспитывать интерес к познавательно-
исследовательской деятельности,
целеустремленность, настойчивость,
самостоятельность.
Занятие № 2
«Катапульта»
Задачи:
- Продолжать приобщать к навыкам
элементарной экспериментальной деятельности;
- Путем несложных исследовательских действий
подвести к выводу о зависимости высоты
Практическая
деятельность,
обследование
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
26
подъема предметов на катапульте от их форм;
- Содействовать развитию дивергентного
мышления, способности к умозаключениям;
- Воспитывать уверенность в своих силах через
создание ситуации успеха.
27
Приложение 2
Комплекс игр, игровых упражнений и дидактического материала по
развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством
экспериментирования старших дошкольников
Игры и упражнения с элементами экспериментирования
«Мы изучаем бумагу»
· Игра «Твердая и мягкая бумага» - дети знакомятся с различными видами
бумаги по мягкости, трогают образцы, мнут, пытаются скомкать, свернуть;
определяют на ощупь, твердая или мягкая бумага; дуют на нее, определяют
какая бумага полетит, а какая нет.
· Упражнение – игра
с
элементами
экспериментирования
«Какая
бумага
плавает? »
-
несколько
видов
бумаги
(салфетка,
для
рисования
мягкая, картон) предлагаются детям для проведения эксперимента: какая
бумага как себя поедет при опускании ее в воду; детей надо подвести к
выводу: картон плохо намокает, не тонет, плавает; салфетка сразу намокает и
тонет; бумага для рисования плавает, но постепенно намокает.
· Игра «Веселые кораблики» – детям предлагают несколько видов бумаги для
запускания
в
тазике
с
водой:
бумагу
для
рисования,
салфетки,
бумагу
твердую, картон, бумагу цветную для творчества; дети наблюдает, делают
«волны», «ветер», дуют; делают с помощью педагога выводы, что можно
сделать кораблик из скомканной бумаги для рисования, он плавает, если не
него подуть, не тонет; картон смять сложно, чтобы плавал, надо сильно
подуть; салфетка тонет, сделать из нее кораблик невозможно.
· Упражнение
с
элементами
экспериментирования «Нырки» -
детям
предлагают несколько предметов: детскую пластиковую игрушку, игрушку из
28
резины, щепочку, шарики для пинг – понга, бумагу нескольких видов; дети
вместе с воспитателем топят из по очереди в тазике с водой; наблюдая,
делают вместе вывод: если предмет опустить в воду и разжать под водой
пальцы, то одни предметы «выпрыгивают» из воды, а другие – нет; бумага
при намокании из воды не «выпрыгивает», она остается на дне тазика.
Игры – экспериментирование:
· «Чем мы станем рисовать?» - дети знакомятся с различными материалами
для
создания
изобразительного
образа:
фломастерами,
карандашами
(простыми и цветными), восковыми мелками, гуашевыми красками;
· «Что
рисует
ярче?» -
дети
экспериментальным
путем
определяют,
что
рисует
ярче
из
предложенных
материалов;
можно
предложить
сравнить
изоматериалы по парам; например, «Сравните, что нарисует ярче – цветной
карандаш или краска? Простой карандаш или восковой мелок?» и т.д.
· «Чем рисовать проще? Чем рисовать интереснее?» - дети самостоятельно
пробуют рисовать любыми материалами из предложенных, пытаются найти
для
себя
наиболее
интересные,
любопытные,
понятные.
Можно
задавать
детям вопросы:
- Чем тебе больше всего понравилось рисовать?
- А чем было интереснее всего рисовать?
Опыты и эксперименты:
29
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и
бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но
на
нее
тут
же
начнут
садиться
пузырьки
газа,
похожие
на
маленькие
воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но
на
поверхности
пузырьки
лопнут,
и
газ
улетит.
Отяжелевшая
виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками
газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не
"выдохнется".
По
этому
принципу
всплывает
и
поднимается
настоящая
лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться,
мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет
вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он
увеличивается, и рыба всплывает.
Подводная
лодка
из
яйца
Возьмите
3
банки:
две
пол-литровые
и
одну
литровую.
Одну
банку
наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую
банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л
воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем,
что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по
очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в
котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как
подвешенное,
посреди
раствора. Когда
опыт
проведен,
можно
показать
фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать.
Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и
пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук?
Как выйти сухим из воды?
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не
замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок
газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее
вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух
30
выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки
вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи
карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные
лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов
начнут
распускаться.
Это
происходит
потому,
что
бумага
намокает,
становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо,
например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко
пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы
образовалась
небольшая
емкость.
Теперь
завяжите
пленку
веревкой
или
резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа,
сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же
эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив
его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец
свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча
раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над
поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите
фитиль,
и
свеча
будет
гореть
довольно
долго.
Кажется,
что
она
вот-вот
догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до
самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет
причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Как добыть воду для питья?
31
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см.
Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску,
вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой
полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил
воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над
пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните
землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в
миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что
под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя
тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает
на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и
стекала
в
вашу
емкость;
помните,
вы
ведь
слегка
продавили
пленку
и
положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю
о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с
собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым
углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы
спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют
звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что
волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам.
Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут
сильно сгибаться и начинают расправляться.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-
голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля.
Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей
поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите
на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри
банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной
пар будет конденсироваться, образуя облако.
32
Этот
эксперимент
моделирует
процесс
формирования
облаков
при
охлаждении
теплого
воздуха.
А
откуда
же
берется
дождь?
Оказывается,
капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно,
и
они
жмутся
друг
к
другу,
образуя
облака.
Встречаясь
вместе,
они
увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной,
третью
-
с
горячей.
Попросите
ребенка
опустить
одну
руку
в
миску
с
холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он
погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или
холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли
можно доверять своим рукам?
Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте,
как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие
трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое
явление всасывания воды называется осмосом.
Своды и тоннели
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем
карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с
карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите
карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют
предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под
толстого слоя целыми и невредимыми.
Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это
могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже
алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю
часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два
отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую
повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в
такие
импровизированные
весы
насыпьте
или
ягоды,
или
конфеты,
или
печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.
33
"Паинька и ванька-встанька".
Послушное и непослушное яйцо
Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый
конец. Потом приступайте к эксперименту.
Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и
выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе
хорошо
просохнуть
изнутри
в
течение
одного-двух
дней.
После
этого
залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала
незаметной.
Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть.
Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо
готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно
слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно
будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять
равновесие.
Чтобы
сделать
"ваньку-встаньку"
(неваляшку),
нужно
вместо
песка
набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от
свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится,
а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе.
Замаскируйте дырочки в скорлупе.
Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и
на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.
Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им
смешные рожицы.
Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как
можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но
покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему,
что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у
34
сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому
сырое яйцо крутиться не может.
"Стой, руки вверх!"
Возьмите
небольшую
пластмассовую
баночку
из-под
лекарства,
витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую
таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный
при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся
"грохот" и бутылочку подбросит вверх.
"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно
яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало
три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество
яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше
отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не
используя
режущие
предметы.
Что
он
вам
ответит?
А
теперь
поставьте
вышеописанный опыт.
Что такое упругость?
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же
по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после
падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может
быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он
резиновый?
Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове
малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда
уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш
35
попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то
же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда
падает
на
пол,
он
выпрямляет
коленки
и
подпрыгивает,
а
в
мячике
выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.
А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку:
"Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не
упругий".
Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не
подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя
же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда
падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не
подпрыгивает. Он не упругий.
Понятие об электрических зарядах
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а
еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально
ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это
объясняется
тем,
что
все
предметы
имеют
определенный
электрический
заряд.
В
результате
контакта
между
двумя
различными
материалами происходит разделение электрических разрядов.
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или
конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим
волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски
начнут
"танцевать".
Это
притягиваются
друг
к
другу
положительные и отрицательные электрические заряды.
Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку.
Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку
(с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна
только головка.
Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит.
Волчок
подпрыгнет,
и
булавочная
головка
пристанет
к
магниту,
но,
интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".
36
Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На
одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на
другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по
отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте
небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет
быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две
фигурки, стоящие рядом.
Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым
порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч
приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора
пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на
банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?
Необычное рисование
Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой,
розовой,
светло-зеленой).Нарвите
лепестков
от
разных
цветов:
желтых,
оранжевых,
красных,
синих,
голубых,
а
также
зеленых
листьев
разного
оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.
Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы
можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать
задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите
по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани
молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую
фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов! Получился
прекрасный подарок маме и бабушке.
Тонет, не тонет.
В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает
более легкие предметы)
Цветы лотоса
37
Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду,
цветы
распускаются.
(Бумага
намокает,
становится
тяжелее
и
лепестки
распускаются)
Чудесные спички.
Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы
спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу,
и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
Капля шар.
Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки
(пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую
каплю, образование облаков).
Можно ли склеить бумагу водой?
Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону.
Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду,
пробуем
сдвигать
листы
-
не
двигаются
(Вода
обладает
склеивающим
действием).
Чем пахнет вода.
Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем
раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами,
которые в неё положены).
Есть ли у воды вкус?
Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода
приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
Из чего птицы строят гнезда?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал:
Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход:
Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки.
Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В
течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие
еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и
материалов.
38
Круговорот воды в природе
Материалы:
большой
пластмассовый
сосуд,
банка
поменьше
и
полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его
на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и,
поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Эффект радуги
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим
эффект радуги. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день.
Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Ход: Поставьте
миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду,
прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на
него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите
положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Таянье льда в воде
Цель:
Показать
взаимосвязь
количества
и
качества
от
размера.
Ход:
Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у
детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем
больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Солнечная лаборатория.
Цель:
Показать
предметы
какого
цвета
(темного
или
светлого)
быстрее
нагреваются на солнце. Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги
разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета).
Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы.
Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные
листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло
от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег
тает быстрее чистого!
Разноцветные растения
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под
йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс,
веточки
сельдерея,
петрушки).
Ход:
Налить
чернила
в
баночку.
Окунуть
стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет
39
виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким
канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
40