Экономическая культура студентов технических специальностей и современность
Автор: Финогенова Елена Геннадьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А.Петрова" Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: статья Тема: Экономическая культура студентов технических специальностей и современность Раздел: среднее профессиональное
Финогенова Е.Г.
Преподаватель ГБПОУ
«Ставропольский колледж связи имени В. А. Петрова»
Экономическая культура студентов
технических специальностей и современность.
Глубокие преобразования, происходящие в социально-экономической жизни
России, реформы всей системы образования выдвинули на первый план необходимость
выработки новых требований к техническим кадрам, их профессиональной подготовке [2].
Экономические проблемы последних лет свидетельствуют о том, что уровень
экономической науки и практики, системы экономического образования и в целом
воспитания оказались недостаточными для понимания всей сложности экономических
преобразований и формирования у специалистов технического профиля экономического
сознания, экономического мышления и поведения в целом.
В результате у выпускников оказались слабо сформированы качества личности,
столь значимые для их профессиональной деятельности: деловитость, предприимчивость,
законопослушность, ответственность, гражданская инициатива, способность выстраивать
свое будущее в реальных условиях.
Выпускникам приходится непосредственно осуществлять управление трудовыми
коллективами. При этом не имеет значение количество подчиненных работников, т.к.
функции управления в современных условиях постоянно существенно расширяются и
усложняются. В связи с этим, имеющая место, ущербность правосознания, сложившаяся
на несформированные экономические качества и упущения в нравственном воспитании
некоторых выпускников, приводят к увеличению, экономических преступлений и
правонарушений [3].
В этой связи становится актуальной задачей совершенствования системы
экономического образования и воспитания, поиск новых методик экономической
подготовки выпускников технического профиля. Хотя в последнее время учебными
планами на основе новых
госстандартов образования стали активнее внедряться ряд
предметов экономического профиля, но это явно недостаточно [4].
Практика свидетельствует, что обеспечение выпускников экономическими
знаниями не решает проблемы их адаптации к динамично развивающимся социально-
экономическим условиям трудовой деятельности, затрудняет практическое вступление и
полноценное освоение должности. Поэтому в современных условиях приобретает все
большее значение не столько социально-экономическая подготовка будущего специалиста,
сколько формирование экономической культуры личности специалиста в контексте ее
профессионального, нравственного и гражданского развития [1].
Формирование экономической культуры в условиях учебного заведения, готовившего
специалиста техника, имеет ряд особенностей. Они обусловлены необходимостью
обслуживания дорогостоящей техники, значительной концентрацией материальных и
финансовых ресурсов при подготовке специалиста, что требует целенаправленного
развития у будущего технически грамотного специалиста и достойных экономических
знаний. Современность требует от выпускника технического профиля превращения своей
деятельности в сферу повседневной экономической практики. Таких примеров можно
приводить бесконечно много.
В этой связи крайне остро становится необходимость теоретической и
практической разработки проблем формирования экономической культуры техника
(инженера).
Изучение данной проблемы показавшей, что теоретический анализ и практика
формирования экономической культуры выпускника инженерно-технического профиля
требуют специального педагогического исследования [1].
Обобщение опыта социально-экономического образования в ссузах
с техническим
профилям подготовки и анализ имеющихся исследований по формированию
экономической культуры учащихся средне-профессиональной школы выявили ряд
противоречий, объективно определивших актуальность проводимого исследования:
-между необходимостью формирования экономической культуры выпускника не
профильной специальности в целостном учебно-воспитательном процессе
не
разработанностью
содержания, технологии, педагогических условий такого рода
педагогической деятельности;
-между требованиями квалификационных характеристик, предъявляющих к
личности специалиста и уровням социально-экономических знаний, умений и деловых
навыков, получаемых в процессе профессиональной подготовки и составляющих основу
экономического образования специалиста;
- между требованиями государственного стандарта к уровню готовности
специалиста к экономической деятельности в эпоху бурного роста взаимоотношений
этого специалиста и производственных отношений, включения его в экономическую
деятельность конкретного предприятия.
Выявление противоречий требует разработки новых подходов в педагогике,
формирования новых педагогических технологий формирования экономической культуры
специалиста технического профиля.
Видимо необходимо выработать критерии сфорсированности экономической
культуры специалиста технического профиля. Видится три таких направления:
- познавательно-ценностное, выражающиеся в способности выпускника к отбору
знаний и ценностей;
- ценностно-ориентированное, учитывающее готовность будущего специалиста к
выполнению поставленных задач;
- деятельно-ценностное, отражающее конкретные результаты успешности решения
экономических задач.
Показатели этих критериев характеризуют объем, широту и глубину знаний,
потребность в их повышении.
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию
экономической культуры выпускников технических специальностей необходимо:
- глубокая обоснованность формирования экономической культуры, как обучаемых
так и обучающих на основе образовательных стандартов, квалификационных
характеристик, понимания к перестройке всего учебно-воспитательного процесса;
-изменение УМК экономического профиля в сторону индивидуальности;
-разработки и внедрение мер познавательного характера как для обучаемых, так и
для обучающих, применяющих
передовые технологии;
-проведение постоянного мониторинга, анализ и выработка новых идей способных
увеличить стимулирование в приобретении новых экономических знаний, повышающих
общую культуру выпускника.
Задачу повышения экономической культуры выпускника технических
специальностей учебного заведения, видимо, необходимо решать при изучении как
непрофильных экономических дисциплин, так и профильных(технических) дисциплин,
что естественно потребует перестройки УМК в целом по каждой специальности и
необходимой новой суммы знаний от преподавателей специальных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрахамова А.М. Формирование экономической культуры у студентов – долг развития
государства [Текст] / Абрахамова А.М.// Экономика, управление, финансы: материалы 3
Международной конференции. - Пермь: Меркурий, 2014. - с.14-16.
2. Лапина Н.В. История возникновения науки о международной экономической
безопасности государства [Текст] / Лапина Н.В. // Проблемы современной экономики:
материалы 5 Международной конференции. (г. Самара, август 2016г.). - Самара: ООО
«Издательство АСГАРД»,2016. - с.48-52.
3. Машинистова Г.Е. Проблемы финансовой грамотности населения Российской
Федерации. [Текст] / Машинистова Г.Е.// Учёт и контроль. – 2016.- № 8.- с.35-37
4. Ступникова О.Е., Гусакова Н.Р. Развитие экономической грамотности обучающихся.
[Текст] / Ступникова О.Е., Гусакова Н.Р. // Вестник экспертного совета. - 2016.-
№ 3.с.42-44.