Напоминание

Картотека гимнастики для глаз в стихах


Автор: Митряшкина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека гимнастики для глаз в стихах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №4 «Уголек» Картотека гимнастики для глаз в стихах Выполнил: Митряшкина Н.М., воспитатель
Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования используется специальная гимнастика для глаз. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. В своей работе мы применяем ряд различных игровых упражнений.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз) Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
Профилактические упражнения для глаз
-15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево (слева - направо); -15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз (вниз – вверх); -15 вращательных движений глазами слева-направо; -15 вращательных движений глазами справа-налево; -15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка». Руки за спинку, голову назад Руки за спинку, голову назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Голову опустим — на парту погляди. (Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. 2
(По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз. 2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза. 6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо - вверх, налево - вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево - вверх (направо - вниз) и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений для глаз «На море»
(Под медленную спокойную музыку.) 1
. «Горизонт»
1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить линию горизонта справа-налево. 2
. «Лодочка»
1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону. 3.
«Радуга»
1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону. 4.
«Солнышко»
1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону. 5.
«Пловец плывет к берегу»
1- 4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5- 8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки. 3
6.
«Яркое солнышко»
1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений,

выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п. - основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз. 2. И. п. - стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении – 10-15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую. 3. И. п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот -20-15с. Сопровождать движение рук взглядом. 4. И. п. - основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 1015с. 5. И. п. - стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10секунд, затем в правую - смотреть на правую кисть. 6. И. п. - основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет. 7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет. Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1
. «Пальминг»
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать. 2
. «Вверх - вниз, влево - вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 3
. «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 4
. «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. 4
5.
«Гримасы»
Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.). 6
. «Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.) 7.
«Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов. 8
. «Расширение поля зрения»
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. 9
. «Буратино»
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
Игры-упражнения:
1.
«Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз. 2.
«Солнышко»
- мягкие движения носом по кругу. 3.
«Морковка»
- повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку. 4.
«Дерево»
- наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево. 5.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха умеет выполнять команды. Посмотрим? а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз. Где, в каком домике наша муха? б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой. 5
в) Управляем мухой молча (Направление задает воспитатель движениями рук). 6.
«Часики»
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Гимнастика для глаз «Веселая неделька»
Представленные комплексы гимнастики для глаз «Весёлая неделька» и «Дни недели» помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо- профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки. Нами предложенокоррекционно – развивающее занятие с использованием одного из данных комплексов.
«Весёлая неделька»
- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. -
В понедельник
, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). -
Во вторник
часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). -
В среду
в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) -
По четвергам
мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) 6
-
В пятницу
мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) - Хоть
в субботу
выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) -
В воскресенье
будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
«Дни недели»

Понедельник
В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах) Полюбили крепко их Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками) Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки) Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) А затем кружись ты смело. (Покружиться) И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).
Вторник
К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз) По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) 7
Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад) Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк) И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз) Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)
Среда
В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте) И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
Четверг
А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) Посидели, постояли, Притаились как лиса, (Приседания) Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Пятница
Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) 8
Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться) Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)
Суббота
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе) Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками) Наготовили котлет. (Ладошки, лежащие одна на другой, меняются местами) Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте) Посмотрели на столы (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) В лес обратно убежали (Бег на месте) За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)
Воскресенье
В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте) Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться) Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) 9
Вот корова замычала, «Му-у-у», (Наклоны туловища вперёд) Заработал паровоз, «Ду-ду-ду-у», (Имитация движущегося поезда на месте) А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) Мы на этой карусели Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
ОВОЩИ

«Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад! Дети выполняют круговые движения глазами Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать.
ДЕРЕВЬЯ
10
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками. Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево. Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз. Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.
«Ёлка»
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Липа»
Вот полянка, а вокруг Развести руки в стороны. Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой. Липы кронами шумят Ветры в их листве гудят. Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону. Вниз верхушки пригибают Наклониться вперёд. И качают их, качают. Наклонившись, покачать туловищем. После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять. Липы льют потоки слёз. плавно опустить руки, перебирая пальцами. Каждый листик по слезинке Руки вниз, энергично Должен сбросить на тропинки. встряхивать кистями. Кап и кап, кап и кап - Хлопать в ладоши, описывая руками Капли, капли, капли-кап! Круг в одну и др. стороны. До чего же листик слаб! «Уронить» руки. Он умоется дождём, Погладить сначала одну, потом 11
Будет крепнуть с каждым днём. др. руку, сжать кулаки.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Кошка»
Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны. Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх. Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз. Вот налево повернулась. Смотрят влево. Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. Дети приседают. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. Смотрят прямо. И закрыла их руками. Закрывают глаза руками. Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.) Вправо – влево. (Вправо - влево.) Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
«Мой щенок»
Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг) В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг) Он протягивает лапу (по траектории восьмерка). И глядит лукаво. Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо). Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево, Убегает вдаль река (посмотрим вниз). На другом большом рисунке Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх). 12

«Ослик»
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом) Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу - свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва, (Выполняются круговые движения глазами.) Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Закрывают глаза.)
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

«Птицы на дворе»
Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. (Дети смотрят перед собой.) «Смотрят вниз) Слева – курица идет, Справа – уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. (Смотрят влево, вправо, вверх.)
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

«Снегопад»
Белых хлопьев белый пух Плавно и спокойно Над деревьями кружит И над колокольней. Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую. Каждый дом и каждый куст Греет, одевает. Поочерёдно вытягивает руки вправо, влево. Снеговая шубка и Шапка снеговая. Вытянуть руки вперёд и коснуться ею лба. 13
Белых хлопьев белый пух С неба валит валом, Укрывая белый свет Белым одеялом. Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса. Чтобы слева, впереди, Позади и справа Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча. Сладко спали до весны Дерева и травы. Закрыть глаза ладонями. Это сколько ж наметёт. Снега за ночь-то! Развести руки в стороны глаза широко открыть. Это как же полетят С горки саночки! Полузакрытые глаза мягко погладить средними пальцами веки от переносицы к вискам. Рады снегу детвора - Песня звонкая слышна!
«Снежинки»
Закружились, завертелись «Фонарики» Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть Вверх взлетели белой стаей. на них Лёгкие пушинки. Медленно опустить руки и Чуть затихла злая вьюга. проследить за ними взглядом. Улеглись повсюду. Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки Все дивятся чуду. в стороны и проследить за ними Заискрились, засверкали Выполнить руками белые подружки. движение «ножницы» Заспешили на прогулку Шаг на месте. Дети и старушки.
«Снежки»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога). В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз снежки вы опустите, И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево. «Нарисуйте» круг умело. Снежок близко, вот вдали, 14
Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, А теперь в игру вступайте.
ЧАСТИ СУТОК

«Волшебный сон»
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
«Тишина»
Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. Отдыхайте наши уши Тишину мы будем слушать. И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают. В тишине представить море, Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна, А в округе тишина. Наши глазки так устали, Мы писали, рисовали, Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку. Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. 15
Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. А теперь всем вместе нужно Поморгать глазами дружно. Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.
КАЛЕНДАРЬ

«Календарь»
Запоминаем календарь: Зима – декабрь, январь, февраль. Движения глазами вправо-влево. За ними март, апрель и май – Весна пришла, пальто снимай! Движения глазами вниз - вверх Июнь, июль и август – лето! Бежит с портфелем осень следом: Круговые движения глазами по часовой стрелке и против неё Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь, А дальше вновь зима – декабрь! Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз Повторить 2 раза.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Белка»
Белка дятла поджидала, Резко перемещают взгляд вправо- влево. Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! Смотрят вверх-вниз. Вот орехи-1,2,3. Пообедал дятел с белкой Моргают глазками. И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Зайка»
Каждый ребенок берет зайчика на палочке. Зайка вправо поскакал, Каждый зайку увидал. Зайка влево поскакал Каждый взглядом увидал. Зайка — вправо, зайка влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. Зайчик спрятался от нас. Открывать не надо глаз. Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении. Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое. Закрывают глаза на несколько секунд. 16

«Ёжик»
Ходил ёжик по полянке,
-
ходьба на месте Он искал грибы опятки. - повороты головы вправо и влево; Глазки щурил, открывал - прищуриться и открыть глаза; Но грибов не увидал -развести руки в стороны; Вверх смотрел он, вниз глядел - посмотреть вверх- вниз; Сам тихонечко пыхтел -произнести “пых”, “пых”, “пых; Смотрел влево, смотрел вправо -голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; Вдруг увидел гриб на славу! - закрыть и широко открыть глаза; Оглянулся он ещё -руки спрятать за спину; Через левое плечо -повернуть голову влево, посмотреть назад; Через правое ещё
-
повернуть голову вправо, посмотреть назад; Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке. -ходьба на месте, высоко поднимая ноги.
«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Смотрят вверх. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Глазами смотрят вверх- вниз, вправо-влево. Айда заинька, умелый! Глазками моргает. Моргают глазками. Глазки закрывает. Глазки закрывают. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
«Заяц белый»
Заяц белый отвечал: Быстро моргают глазами. Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову «Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза. Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и Ну а где же ты обедал? разжимать веки. Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево. «Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза.
«Как мы Мишке помогали»
Долго мы в лесу гуляли, (Руки на поясе, ходьба на месте) Наши ноги не устали. Руки тоже не устали, (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч) Хоть немного рисовали. (Согнуть в локтевом суставе) 17
Будем руки поднимать (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки) Силу крепкую качать. (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки) Сильна левая рука, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево) Сильна правая рука. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо) Сильна левая нога, (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги) Сильна правая нога. (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги) Кулаки крепко сжимаем, Выполнять в соответствии со словами) Руки мы в локтях сгибаем. Раз, два, три, четыре Глазки мы откроем шире. Мишка, прыгай вместе с нами, Силушку тебе собрали. (Прыжки на месте) Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)
ПТИЦЫ

«Воробей»
За окошком воробей Прыгает по веткам, Хочет что – то рассказать Нашим малым деткам. Мы поищем глазками Шустрого воробушка. Глазки смотрят, ищут птичку. Где же птичка невеличка? (Взгляд вдаль).
«Птички»
Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу Собой невелички. Как они летели, Движения глазами вправо – влево Все люди глядели. Как они садились, Движения глазами вверх – вниз Люди все дивились. 18

«Сорока»
Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз; -движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; - поморгать и зажмурить глаза.
ТРАНСПОРТ

«Автобус»
Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет... Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились.
«Машины»
По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. (Дети выполняют круговые движения глазами.) Поедут направо, налево, кругом- (Выполняют движения глазами влево, вправо.) Свободны машины и ночью и днем. (Хлопают глазами.)
«Самолет»
Пролетает самолет - посмотреть вверх 19
С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. -отвести руки, проследить взглядом. -вращательные движения руками перед собой, следить взглядом. - встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии; - поморгать и прикрыть глаза.
«Светофор»
У дороги, словно в сказке, Взор переводят вверх, вниз На столбе живёт трёхглазка. Взор переводят вправо, влево. Всё мигает и мигает, Моргают глазами. Ни на миг не засыпает. Широко раскрывают глаза. Она транспорт стережёт, Глаза закрывают. Пешеходам путь даёт. Широко открывают и закрывают глаза. (повторить 2 – 3 раза)
ВЕСНА

«Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны Справа - первые цветочки появились на лужочке. Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом Вот как весело играть и в весенний день гулять! Легкие подпрыгивания на месте Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
«Подснежник»
( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) В руки вы цветы возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите 20
Вверх, на них вы посмотрите. Вниз цветы вы опустите, И опять на них взгляните. Цветок вправо, Цветок влево. «Нарисуйте» круг умело. Цветок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас цветок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, И команды выполняйте.
ЦВЕТЫ
Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.
НАСЕКОМЫЕ

«Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
«Комарик»
Комарик летает, Летает, летает. Где сесть не знает: З-з-з-з-з-з-з. Хлоп! (вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом) (прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел). 21
(хлопают правой ладонью по левой).
«Мотылек»
Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
«Муха»
Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала Муха, муха полетела И на нос слоненку села. Снова муха полетела, И на ухо она села. Муха вверх, и муха вниз. Ну, Слоненок, берегись! Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами. Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживал движения взглядом. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксирован его на кончике пальца.
«Паучок»
Пау - пау - паучок Паутиновый жучок Он на веточке сидел Да на солнышко глядел. Паутинку натянул, Покачался и уснул. Здравствуй, здравствуй, солнышко, Солнышко - веселнышко. (дети вытягивают перед собой паучка на палочке) (фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом) (закрывают глаза, опустив паучка вниз) (быстро моргают глазами)
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки). Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту). Ну, совсем как вертолет (по большому кругу). Мы летаем высоко (смотрим вверх). Мы летаем низко (смотрим вниз). Мы летаем далеко (смотрим по большому кругу). 22
Мы летаем близко (смотрим по малому кругу). Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу.
ЛЕТО

«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазками. Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.
«Солнышко»
В небе солнце катится Словно желтый мячик, То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны. -поморгать и зажмурить глаза.
«Зонтик»
Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветер осенний засвистел Зонтик в небо полетел Выше – выше - высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит – кружит зонт цветной Яркий – красный, голубой -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; - прослеживание глазами вверх – вниз, -проследить вправо – влево -прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза; 23

РАЗНОЕ
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками. 24


В раздел образования