Автор: Камкова Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ФГКОУ МКК ПВ МО РФ Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Игровой тренинг Тема: "Финансовое мошенничество и риски" Раздел: среднее образование
Методической разработки занятия по финансовой грамотности
Игровой тренинг
«Финансовая грамотность и мошенничество».
Тема занятия: «Финансовое мошенничество и риски».
Место занятия в системе образования: воспитанницы 7 класса, внеурочная
деятельность.
Форма занятия: классный час.
Цель: формирование основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты:
1.
личностные: развитие кругозора в области экономической жизни
общества, формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
2.
метапредметные: умение работать в группах, вести дискуссию.
3.
предметные: развитие понимания экономических терминов.
Материалы и оборудование:
План проведения занятия:
№
этапа
Название этапа
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя
1
Вводная беседа
Ответы на вопросы
Рассказ
2
Основная
информация.
Описание типовых
ситуаций
мошенничества.
Рассказ
3
Работа в мини-
группах над
предложенными
ситуациями.
Обсуждение
Помощь
воспитанницам
4
Дискуссия по
предложенным к
рассмотрению
ситуациям.
Выступление. Ведение
дискуссии.
Активное
обсуждение.
5
Заключение
Подведение итогов
Подведение итогов
Ход классного часа
Классный руководитель: Сегодня наш классный час посвящен финансовой
грамотности. Современного
человека
можно
причислить
к
категории
грамотных людей не только тогда, когда он научится читать и писать. В наше
время в связи с развитием финансовых рынков и институтов, необходимо
обладать знаниями из мира денег, денежного обращения и денежных рисков.
В
последнее
время
люди
научились
зарабатывать
деньги.
Каждый
человек уникален и живет так, как хочет. Кто-то хочет тратить деньги на одни
цели, кто-то на другие. Но очень важно:
- научиться правильно распределять свои доходы, расходы; уметь грамотного
тратить деньги; сберегать, вкладывать (инвестировать);
-
получить
простейшие
навыки
планирования
собственного
и
семейного
бюджета;
- разбираться в особенностях кредитования и кредитной системы в нашей
стране, научиться избегать различных финансовых рисков, связанных с таким
понятием, как кредит;
- научиться правильно пользоваться такими финансовыми инструментами,
как кредитная карточка, банковский счет (расчетные и сберегательные счета);
- наконец, позволит понять, как можно зарабатывать деньги, планировать
свой бизнес.
Важно
понимать,
что
современные
дети,
подростки
и
молодежь
являются активными потребителями и все больше привлекают внимание
розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В
подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере
потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к
необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется
расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Классный
руководитель: Давайте
посмотрим,
как
вы
знаете
экономические термины, которые мы встречаем в жизни ежедневно.
Экономические загадки.
На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ... (налоги)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин ... (капитал)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся ... (залог)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает: От компьютеров до хлама.
Имя у нее ... (реклама)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы ... (ссуду)
Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них ... (договоры)
На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке ... (проценты)
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер.)
Классный руководитель: Молодцы, вы знаете термины, встречающиеся
в жизни. Давайте перейдем к главной теме сегодняшнего занятия.
«Часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным,
оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается
коварным». Эзоп
«Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!»
Александр Сергеевич Пушкин
Как вы понимаете фразу «Слепое доверие открывает глаза обманам»?
Ответы воспитанниц.
Классный
руководитель:
Как
вы
догадались,
речь
сегодня
пойдет
о
мошенничестве. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки
ушлых преступников можно где угодно и когда угодно. Это может произойти,
когда вы снимаете деньги в банкомате либо расплачиваетесь пластиковыми
картами при покупке различных товаров. К вам могут подойти на улице и
попросить телефон, чтобы совершить срочный звонок, так как недостаточно
средств на счёте. И, наконец, жертвой преступников вы можете стать в
собственной квартире. В ситуации, когда вопрос жизни и смерти решают в
буквальном смысле секунды, минуты, мы должны уметь помочь себе сами.
1. Как вы думаете, кто такие мошенники?
2. Какие цели они преследуют?
Ответы воспитанниц.
Классный руководитель: Слово «мошенник» является производным от
существительного
«мошна»,
означающего
«сума,
кошелек».
По
происхождению слово «мошенник» славянское и используется в русском
языке
с
XVI
в., мошенником называют «жулика», «нечестного человека».
Мошенник – это тот, кто обманывает других в корыстных целях.
Обычно это довольно образованный человек, который, будучи отличным
психологом,
является
знатоком
человеческой
натуры
и
способов
отъёма
денежных
накоплений.
Как
правило
обман
строится
на
выстраивании
доверительных отношений, умении убедить, и на жадности граждан, которые
часто забывают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Мошенники были, есть и будут во все времена, от этого не уйти.
Классный руководитель: Мошенники – хорошие психологи. Они не дают
жертве
выйти
из
стрессовой
ситуации,
так
как
рассуждать
здраво
в
со-
стоянии шока очень сложно. В ходе разговора злоумышленники стараются
получить от жертвы как можно больше личной информации (имена родст-
венников, место проживания, марку автомобиля и т. п.) и сразу же включают
новую информацию в свою легенду.
Часто мошенники по телефону представляются не посредником, а род-
ственником, рассчитывая на то, что если жертву с первых же слов шокиро-
вать информацией, то она не обратит внимания на несовпадение голоса. К
сожалению, мошенникам часто удаются их уловки. Так как же происходят
подобные преступления? Довольно распространенная ситуация, когда вам
звонят на сотовый телефон и сообщают, что ваш родственник попал в беду.
Переговоры выстраивают таким образом, что вы сразу же, не задумываясь,
соглашаетесь на оплату услуг «доброго» посредника. Всё выглядит очень
правдоподобно, ведь к вам обращаются по имени и фамилии (задумайтесь:
эти
данные
легко
узнать
по
номеру
телефона).
Вы
пугаетесь,
начинаете
нервничать, теряете контроль над ситуацией и готовы сразу же передать
деньги. Причём мало кто из жертв, от неожиданности не сумев сохранить
хладнокровие
и
абстрагироваться
от
ситуации,
решает
позвонить
«задержанному» родственнику и уточнить его местонахождение.
Ещё
один
вариант
телефонного
мошенничества
рассчитан
на
менее
крупный
улов.
Мошенник
звонит
по
случайно
набранному
номеру
и
взволнованным
голосом
сообщает,
что
с
родственником,
другом
или
со-
служивцем абонента случилось несчастье. Беда, как известно, не приходит
одна. Вот и у пострадавшего сломался телефон (сели батарейки, отобран
бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит ещё очень
много звонков, поэтому человеку необходимо пополнить баланс. Находясь в
стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь.
Классный руководитель задаёт вопрос: что заставляет людей верить
мошенникам.
Классный
руководитель: Попав
в
неожиданную
стрессовую
ситуацию,
люди теряются и выполняют всё, что им говорят.
Глупо
считать,
что
жертвами
мошенников
становятся
только
малограмотные люди. Среди тех, кто стал жертвой, всё чаще оказываются
образованные
и
интеллигентные
люди.
Это
связано
с
тем,
что
даже
юридической «подкованности» часто бывает недостаточно для того, чтобы
обезопасить
себя.
Практически
каждый
день
появляются
новые
способы
отъёма денег у честных, но очень доверчивых граждан. Статистический
анализ характеризует этот вид правонарушений как наиболее динамичный из
всех видов корыстных преступлений, их среднегодовой прирост составляет
порядка тысячи преступлений.
Классный
руководитель предлагает разбиться на 5 мини-группы (по 4–5
человек) и поработать над предложенными ситуациями (Приложения 1–5).
Затем идёт обсуждение и попытка определить, как правильно нужно себя
вести
в
том
или
ином
случае.
Дети
получают
раздаточный
материал
и
приступают к работе.
Дискуссия. Когда заканчивается время для работы в группах, начинается
открытая дискуссия по предложенным ситуациям.
Заключение. Что вы узнали нового сегодня? Чему научились?
Приложение 1
Чудесный кошелёк
Обычно
имитируется
ошибочное
письмо.
Вроде
бы
отправитель
перепутал адрес, и по ошибке письмо попало к вам. А письмо содержит
очень
секретную
информацию
для
того,
кому
это
письмо
вроде
как
предназначалось изначально. Автор письма пишет, что нашёл в Интернете
чудесный кошелек Web-Money. Туда пересылаешь 1 рубль, а тебе через 5
минут обратно с него возвращается 2 рубля. Отправишь 10 рублей, а через
пять
минут
получишь
20
руб.
Дальше
в
письме
сообщается,
что
это
непонятный сбой в работе системы Web-Money, и пока администраторы
системы не заметили, надо как можно быстрее удвоить деньги и успеть их
обналичить. Ну, а если вы не ве-рите в такое чудо, то вам предлагают для
проверки послать туда всего 1 рубль и лично убедиться, что сбой всё ещё не
устранили. Если вы поверите и для проверки пошлёте на этот волшебный
кошелёк 1 рубль, то вам на самом деле вернутся 2 рубля. Отошлёте 5 рублей и
вам вернутся 10 рублей. Но вот вы отсылаете туда 1000 рублей, и вам ничего
назад не возвращается. В чём «развод», я думаю, вы уже догадались.
Приложение 2
Нигерийское письмо
Подвидов
таких
писем
и
различных
подобий
очень
много.
Можете
поискать информацию о них в Интернете. Один из примеров: пишет генерал
(полковник) например Дэвид Петраеус. Пишет только женщинам, находит их
в социальных сетях. К письмам прилагает фото. К этим фото прилагается
история о погибшей/умершей/бросившей жене (варианты разные) и о службе
в горячей точке. Пишет он нежные письма, посылает всё новые и новые фото,
влезает в душу... приглашает встретиться. Но, так как он легально выехать на
свидание из горячей точки не может, то ему надо дать взятку его командо-
ванию (здесь могут быть варианты, зачем ему деньги). А у него, бедненького,
денег нет (ведь он содержит детей плюс парализованную маму, здесь тоже
могут быть варианты), – значит, любимая должна выслать и как можно
скорее. Сумма колеблется от 2 тыс. до 10–15 тыс. долларов. После получения
денег «генерал» испаряется. Переписка может длиться до 3–4 месяцев.
На самом деле нет никакого военного. За него пишет мошен-ник/мошенники.
Серию фотографий настоящего военного, бравого и привле-кательного, чаще
всего это фото с детьми, украл этот «шутник» где-нибудь в Интернете, а такая
схема очень прибыльная.
Счёт
пострадавших
идёт
на
тысячи.
Есть
информация,
что
чаще
такие
мошенники пишут из Германии, Прибалтики, России и Польши, например, из
Вьетнама одна бизнес-леди перевела 800 000 долларов. В Интернете описано
очень много подобных случаев.
Приложение 3
Программные и финансовые пирамиды
На электронную почту вам приходит длинное письмо, в котором сразу же
просят не удалять его, а обязательно дочитать его до конца. Если этого не
сделаете, может в жизни больше такой шанс разбогатеть, не представится.
Дальше автор рассказывает, как он только что начал работать в этом деле и
как много он уже заработал денег.
Потом
вам
объясняют
суть
заработка
с
обязательным
расчётом
вашей
прибыли на всех этапах. Смысл этого метода состоит в том, что вам нужно
купить бесполезный за пределами этой пирамиды продукт и потом найти ещё
3–5 легковерных людей, которые должны купить его у вас. Обычно этим
продуктом является компьютерная программа или ключи к ней, задача кото-
рой – следить за её продажами в Интернете и информировать вас о том, кто её
продал.
Потом
вы
переходите
на
следующий
уровень,
на
котором
вам
необходимо
на
все
заработанные
деньги
купить
другую
программу,
соответствующую этому уровню и продать её тем, кто купил у вас первую
программу и т. д.
Обычно
всего
около
6–8
уровней.
Если
вы
начнете
играть
в
эту
игру,
вероятнее всего, что для вас она закончится на первом уровне, т. к. вряд ли вы
сможете её кому-то продать.
Знаете,
что
движет
человеком,
когда
он
думает
о
вложении
денег?
Жадность
и
страх.
Жадность
говорит:
«Вкладывай
туда,
где
больше
обещают», страх говорит: «Вкладывай туда, где меньше, но надёжнее». И в
этом внутреннем диалоге человек пребывает пока не примет решение. А
поскольку человеку свойственны жадность и легковерность, всегда найдутся
те,
кто
будут
эти
жадность
и
легковерность
использовать
для
своего
собственного блага, – организаторы финансовых пирамид.
Приложение 4
Предоплата и инвестиции
Остерегайтесь любых вариантов заработка в Интернете, где вам вначале
предлагается сделать любую предоплату или инвестиции. Например, купить
обучающий
курс
или
программу,
послать
платную
СМС,
внести
вступительный взнос и т. п. Предложения платить там, где вы не выступаете
заказчиком
услуги,
а
являетесь
исполнителем,
то
есть
тем,
кто
должен
получить деньги, а не платить, выглядит очень подозрительным.
Приложение 5
Махинации с пластиковыми картами
Действительно, сегодня мы всё меньше используем наличные деньги,
потому как рассчитываться при помощи пластиковых карт очень удобно и
они очень просты в обращении (не надо носить с собой деньги, мелочь).
Наибольшее распространение махинации с пластиковыми картами получили
в последние годы. Вот их основные виды:
1. Использование потерянных либо украденных карт, когда банк вовре-мя не
блокирует счёт пропавшей карточки, и мошенник его обнуляет.
2. Подделка карт, когда полученная незаконным путём информация о чужой
карте
эмбоссируется
на
пластик
(белый
пластик)
или
записывается
на
магнитную полосу подделки или подлинной карты.
3.
Заказ
по
почте,
телефону,
интернету
различных
товаров
и
услуг
с
использованием
данных
платёжной
карточки
человеком,
не
являющимся
владельцем этой карты.
4. Интернет-мошенничество – использование реквизитов карты, полученных
незаконным
путём,
для
транзакций
в
виртуальной
среде.
Номер
карты
мошенники получают различными путями, включая кражу из компьютерной
системы торговой точки в сети Интернет, не имеющей необходимых средств
безопасности
для
предотвращения
несанкционированного
доступа.
Необходимо отметить, что самое трудное для мошенников – получить пин-
код
карточки.
И
поэтому
способы
обезопасить
свои
сбережения,
очень
просты.
Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата, особо
любопытных попросите отойти; лучше всего одной рукой закройте сверху
клавиатуру
(так
как
мошенники
могут
установить
микрокамеру
на
банкомате), а другой введите пин-код.
Снимать деньги лучше стараться в банкоматах, которые расположены
либо
в
офисах
Банка,
либо
рядом
с
офисами
банков
(эта
территория
просматривается видеокамерами служб безопасности банков и мошенники
стараются туда не соваться).
В
банке,
который
выдал
вам
карту,
подключить
услугу
«смс-
информирование».
По
любой
операции
по
вашей
карте
из
банка
будет
приходит
смс-сообщение
на
ваш
мобильный
телефон,
это
позволит
вам
контролировать
операции
в
онлайне.
Такую
услугу
предоставляют,
фактически, все крупные банки.
Список используемых интернет-ресурсов
1. Если вы не хотите стать жертвой мошенников / Советы гражданам
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: uvd-uzaopage75.htm
2. Как не стать жертвой мошенников [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: spb-rfmoshenniki.htm
3. Как не стать жертвой мошенников и не попасться на «уличный гипноз»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
aifhealth/psychologic/1007167