Напоминание

Приёмы умственной деятельности младших школьников с задержкой психического развития


Автор: Иовенко Дарья Алексеевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат "Преодоление"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: конспект
Тема: Приёмы умственной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
Раздел: начальное образование





Назад





Тема

урока:
«Приёмы умственной деятельности младших школьников с задержкой психического развития».
Цель:
формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
 формирование приема восполнения недостающих звеньев целого;  синтезирования объекта;  закрепление приема выделения и совмещения признаков объекта;  развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, зрительной памяти.
I.

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какое сегодня число, месяц, время года, день недели? Учащиеся стоят около своих парт, им предлагаются фигуры, в которые вписаны буквы. Р З М И А Дефектолог: Посмотрите внимательно на фигуры. Назовите их (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб). Что написано во всех фигурах? (буквы). Постарайтесь запомнить все фигуры и написанные в них буквы. На запоминание фигур отводится 2-3 минуты. Время для запоминания фиксирует и ограничивает дефектолог, по истечению указанного времени, учащиеся садятся на свои места.
II.

Основная часть.

1.

Развитие зрительной памяти.
Дефектолог: Сейчас я буду называть вам фигуры, которые вы запоминали. А вы должны вспомнить букву, написанную на этой фигуре и записать ее себе в тетрадь: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб. Какую фигуру я не назвала? (круг) Какая буква была написана на нём? (Р) Какое слово у вас получилось? (зима) Учащиеся работают самостоятельно в тетради. В случае затруднения некоторым учащимся в индивидуальном порядке оказывается помощь. Предъявляется карточка, на которой зашифровано слово «зима». Каждой букве соответствует геометрическая фигура. Учащимся нужно расположить буквы в соответствии с порядком расположения фигур.
Р З М И А Слово: Расшифруй слово. Учащиеся называют слово «зима».
2. Анализ частей текста с последующим синтезированием его в единое целое.
Учащимся предъявляется текст, после прочтения которого, они должны сказать какое слово получилось. (Используются задания, составленные по аналогии с текстами Е.Л. Гончаровой, 2002). Дефектолог: Перед вами небольшой рассказ. Прочитайте текст. О ком он? (о мальчике Саше и девочке Оле). С новой строчки запишите имена Саша и Оля. Вам нужно записать какие слова получились у ребят.
Саша и Оля.

Оля и Саша писали слова. Оля взяла карандаш и написала буквы К и Р, а Саша

взял фломастер и написал букву С. Оля написала букву А, а Саша написал букву

Л. Оля подошла к окну и позвала Сашу. Саша написал букву Е и подошел к Оле.

Когда дети сели за стол Саша написал букву П, а Оля – С. Потом Оля написала

букву И и В, а Саша написал только букву И. Оля написала букву Ы, а Саша,

написал буквы Л и И, поставил точку. Оля тоже написала последнюю букву Й и

поставила точку.
Выполнение задания предусматривает оказание дозированной помощи, которая варьируется от минимальной к максимальной в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и индивидуальным уровнем сформированности приема синтезирования объекта.
I вид помощи
: Подчеркни то, что писала Катя синим карандашом. Какие слова получились у ребят?

II вид помощи
: Подчеркни то, что писала Катя синим карандашом, а то, что писал Сережа – зеленым. Какие слова получились у ребят?
III вид помощи
: Повтори по ходу чтения действия детей. Какие слова написали ребята?
3. Пальчиковая гимнастика.

Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
4. Отгадайте загадку и соберите отгадку:
Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает ... (снеговик) Как Вы догадались, что это снеговик? (потому что он сделан из снега, нос у него из морковки сделан, а когда становится тепло, то он тает) Дети собирают разрезную картинку снеговика.

5. Составьте предложение.
Скажите, пожалуйста, какое слово получилось в первом задании? (зима) Во втором задании (красивый, слепили) Загадка была про что? (про снеговика)
Зима Красивый Слепили Снеговик Мы
Составьте из этих слов предложение (Зимой мы слепили красивого снеговика). Запишите его.
6. Зрительная гимнастика.
Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу.
7. Упражнение «Найди ошибки».
Снеговик писал письмо и все перепутал, послушайте внимательно письмо и найдите ошибки: Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, велосипеде, купаются в море, скользят по льду, и готовятся к празднику – 8 марта. Зима – чудесное время года!» Исправленный вариант («Первый зимний месяц называется декабрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, скользят по льду, и готовятся к празднику – Новому году. Зима – чудесное время года!»)
8.

Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. Мы решили слепить…(снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику). Мы показали соседям нашего…(снеговика). Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
III. Итог урока:

1.

Домашнее задание:
Придумайте рассказ о зиме, состоящий из 7-10 предложений. Раскрасить картинку снеговика, соответствующими цветами.
2.

Обобщающая беседа:
Что мы делали сегодня на уроке? О каком времени года мы разговаривали?
3.

Оценка деятельности учащихся.
Качественная оценка деятельности каждого учащегося.


В раздел образования