Напоминание

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса (ФГОС)


Автор: Прокошева Валентина Павловна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по обществознанию для 7 класса (ФГОС)
Раздел: среднее образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга

имени Сергея Жукова
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета №______ от ______20___ г. УТВЕРЖДЕНО Директор _______________ Зданович И.Н. Приказ №_____от_______201__ г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Юрченко С.Д. «___»________20___г. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО №______ от ______20___ г.
Рабочая программа по

обществознанию

777777 класс77 7 класс

2016-2017 учебный год

Срок реализации программы – 1 учебный год

Составитель/Разработчик

Прокошева Валентина Павловна

Санкт-Петербург

2016
1

2016-2017 учебный год

Рабочая программа

По обществознанию для 7 классов

Количество часов в неделю -
1 час
Количество часов в год
– 34 часа
Учитель
– Прокошева В.П.
Раздел 1.

Пояснительная записка

1.

Статус документа
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова и ориентирована на работу с учебно- методическим комплектом: • Обществознание. 5–9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. – М. : Просвещение, 2014. • Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014. • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. – М. : Просвещение, 2016. • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2016.
Основными нормативными документами являются:
 Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Ивановой Л.Ф. («Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.» М. Просвещение. 2010);  Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) для старшей общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год
(приказ от 31 марта 2014 года №

253)
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениям и дополнениями на 2015-2016 учебный год (Протокол заседания научно-методического совета по учебникам министерства образования и науки РФ от 15 мая 2015 года № НТ-16/08пр) ( без изменений на 2016/2017 учебный год)  Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.  Образовательная программа ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.  Положение о рабочих программах ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.  Учебный план ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.
2.

Реализация рабочей программы направлена на достижение целей:
2

Цели обществоведческого образования
в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:  воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;  развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному с а м о о п р е д е л е н и ю , с а м о р е а л и з а ц и и , с а м о ко н т р о л я ; п о в ы ш е н и ю м о т и в а ц и и к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;  формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;  овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;  формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.  Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Реализация рабочей программы способствует:
 развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;  воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;  освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;  овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;  формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно- бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 3

3.

Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис- пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
4.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5—9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 34 ч за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 4 резервных часа на практические и тому подобные работы. Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени: Межпредметные связи: История, 7 класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей. Литература, 7 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры. География, 7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Биология, 7 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом. Форма контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Тест (15 мин) 4 3 5 1 Контрольная работа: 1 1 1 1
5.

Описание изменений, внесённых в ООП
На изучение предмета обществознание учебным планом предусмотрено 34 учебных часа. Выполнение содержательной части образовательной программы в этих классах будет реализовываться за счёт объединения тем уроков.
6.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение программы «Обществознание» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО^
Личностными результатами
выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; 4
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются: • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) на использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального ряда – в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными

результатами
освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах:
познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных 5
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Раздел 2.

Характеристика учебного предмета, курса:
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно- правовых позиций. Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8–9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества. При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь обществоведческая подготовка учащихся 5–9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов 6
знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.
Раздел 3. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Учебный комплекс для учащегося:
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2015 2. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2015
Методические пособия для учителя:
1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2015 2. Обществознание. 7класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2015
Дополнительная литература для учащегося
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс,
Дополнительная литература для учителя
1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2015. 2. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М.: Вита, 2015. 3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. - М., «Просвещение», 2016». 4. Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс. М. «ВАКО», 2016 Гражданский кодекс Российской Федерации. 5. Кодекс об административных правонарушениях. 6. Конституция Российской Федерации. 7. Семейный кодекс РФ. 8. Трудовой кодекс РФ. 9. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2015. 10. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. 11. Бекешев, К. А. Обществознание: учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2016. 12. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010. 13. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997. 14. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2016. 15. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2015 7
8
Раздел
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7 класс
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД 1 Человек и закон (урок открытия новогознания) Знакомство с курсом «Обществоведение. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы
Научатся:
понимать условные обозначения нового учебника и рабочей тетради;определять понятия закон и право и как они регулируются поведением людей в обществе; отличать понятия нормызакона и моральныезаконыобществ а
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов;приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 2 Что значит жить по правилам? (Урокобщемето дологическойнап равленности) Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Знакомятся с эпиграфом, обсуждают его, раскрывают смысл слов писателя, отвечают на вопросы,
Научатся:
называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; приводить примеры обычаев и ритуалов; объяснять, какие правила регулируют поведение людей в обществе
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 3 Права иобязанности Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и
Научатся:
определять, как права человека связаны с
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. 9
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД граждан(урок общеметодологи ческойнаправлен ности) политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы. Работают в группах, используя карточки, сопоставляют понятия с термином на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры. его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; определять связь прав с потребностями человека; работать с документами правового характера
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.
Личностные:
применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания 4 5 Почему важно соблюдать законы (урок общеметодологи ческой направленности) Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона. Заполняют таблицу, отвечают на поставленные вопросы. С помощью словаря определяют новые термины, приводят примеры. Выполняют задания в рабочих тетрадях. Знакомятся с информацией рубрик, анализируют ее; принимают участие обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения,
Научатся:
определять, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной; объяснять смысл понятия свобода
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные:
оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 6 ЗащитаОтечеств а (урок обще- методологическ ой Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности
Научатся:
определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе; отличия
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; 10
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД направленности) военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.
Личностные:
применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания 7 Что такое дисциплина (урок обще- методологическ ой направленности) Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.Знакомятся с эпиграфом, обсуждают его, раскрывают смысл слов писателя, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы
Научатся:
определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины; виды (внутренняя и внешняя) дисциплины
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные:
оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 8 Виновен -отвечай (урок обще- методологическ ой направленности) Виды нормативно правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности. Знакомятся с новой информацией, делают записи в тетрадь, задают у Самостоятельно выполняют задания.точняющие вопросы.. Выполняют задания на карточках. Знакомятся с текстом рубрик,
Научатся:
определять, кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные:
определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры 11
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД рассматривают иллюстрацию; аргументированно отвечают на вопросы, высказывая собственную точку зрения 9 10 Кто стоит на страже закона (урок общеметодологи ческой направленности) Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопро сы обсуждают новую информацию. Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях Выполняют задания. Рассматривают и анализируют картину. Читают текст, отвечают на вопросы
Научатся:
определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; задачи, стоящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления деятельности полиции; на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность; как работают подразделения по делам несовершеннолетних
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные:
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 11 Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. Отвечают на вопросы Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Читают тексты, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнениеВыполняют задания. Знакомятся с правилами, обсуждают их
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности 12
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД 12 Человек и закон (урок развивающего контроля) Права и обязанности граждан. Механизмы реализации прав и свобод. Пишут размышления на заданную тему, по желанию зачитывают их, принимают участие в обсуждении. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.
Научатся:
работать с тестовыми контрольно- измерительными материалами, использовать изученные термины по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные:
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 13 Экономика и ее основные участники (урок открытия нового знания) Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей. Читают текст, рассматривают иллюстрацию, высказывают собственную точку зрения на поставленные вопросы
Научатся:
определять, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 14 15 Мастерство работника(урок обще- методологическ ой направленности) Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Научатся:
определять, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. 13
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД
Личностные:
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 16 17 Производство, затраты, выручка, прибыль(урок общеметодологи ческой направленности) Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства
Научатся:
определять, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 18 19 Виды и формы бизнеса (урок обще- методологическ ой направленности) Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики
Научатся:
определять, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные:
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 20 21 Обмен, торговля, реклама (урок обще- методологическ ой Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля – источник богатства страны. Знакомятся с новой
Научатся:
определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и
Познавательные:
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей 22 14
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД направленности) информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные:
определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 23 Деньги и их функции (урок общеметодологи ческой направленности) Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы.
Научатся:
определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 24 25 Экономика семьи (урок общеметодологи ческой направленности) Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве
Научатся:
определять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия бюджет
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности 26 Практикум по Экономика, техника, технология,
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; 15
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД теме: «Человек в экономических отношениях» НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности 27 Человек в экономических отношениях (урок развивающего контроля) Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию
Научатся:
определять, как экономика служит людям; объяснять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 28 Воздействие человека на природу (урок открытие нового знания) Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы
Научатся:
определять, что такое экологическая угроза; характеризовать воздействие человека на природу
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные:
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к 16
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД учебной деятельности 29 Охранять природу -значит охранять жизнь (урок обще- методологическ ой направленности) Что значит относиться к природе по-человечески? Т я ж е л ы е п о с л е д с т в и я безответственности. Экологическая м о р а л ь . П р о с м а т р и в а ю т презентацию, делают записи в тетрадь. Отвечают на вопросы. Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Читают тексты, рассматривают и л л ю с т р а ц и ю , о т в еч а ю т н а вопросы, высказывают собственное мнение. Выполняют задания. Знакомятся с правилами, обсуждают их
Научатся:
определять, что мы называем экологической моралью; характеризовать воздействие человека на природу
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 30 Закон на страже природы (урок отработки умений и рефлексии) Природа нуждается в охране. Что подлежит охране? Что может сделать гражданин для защиты природы. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.
Научатся:
определять, какие законы стоят на страже охраны природы
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности 31 Практикум по теме: «Человек и природа» Просматривают пре зент ацию, делают записи в тетрадь. Отвечают на вопросы. Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Читают тексты, рассматривают и л л ю с т р а ц и ю , о т в еч а ю т н а 17
№ п/п Тема и тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Предметные компетенции Метапредметные и личностные УУД вопросы, высказывают собственное мнение. Выполняют задания. Знакомятся с правилами, обсуждают их 32 Человек и общество (урок отработки умений и рефлексии) Регулирование людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа
Научатся:
определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия.
Личностные:
проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей; сопереживают им 33 Общественные отношения (урок развивающего контроля) Регулирование людей в обществе. Человек в экономических отношениях.Человек и природа. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.
Научатся:
определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные:
выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения 34 18

Приложение 1.
Условные обозначения:
Т
– тест
КР
– контрольная работа
Ф опрос
-фронтальный опрос,
ИК
-индивидуальный контроль
Календарно-поурочное планирование

7 класс
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
I четверть (8ч)

Человек и закон (12ч)
1 1 1 07.09.16 07.09.16 07.09.16 Введение Знакомство с курсом «Обществоведение. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника Презентация «Человек и закон». URL: prezentaciiob schestvoznanie/9860- chelovek-i-zakon.htm Учебник (с. 5– 6). 2 2 2 14.09.16 14.09.16 14.09.16 Что значит жить по правилам?
Тест1. Повторение

изученного в 6 классе.

(Исходный уровень)
Роль правил в жизни общества. Многообразие правил. Социальные нормы. Правила этикета. Сетикет. Т-1 Презентация по теме «Что значит жить по правилам?». URL: rusedudet ail_4813.html §1 (с.8-15). Эссе 3 3 3 21.09.16 21.09.16 21.09.16 Права и обязанности граждан
Тест2.Что значит жить по

правилам
Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина 1 Т-2 Презентация «Права и обязанности граждан». URL: rusedudetail_10 185.html §2 (с.16-19) 19
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 4 4 28.09.16 28.09.16 28.09.16 Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина Права ребенка и их защита. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка 1 §2 (с.19-22) О деятельности по правам ребёнка в СПб 5 5 5 05.10.16 05.10.16 05.10.16 Почему важно соблюдать законы
Тест 3. Права и

обязанности граждан.
Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона Т-3 Презентация «Почему важно соблюдать законы». URL: uchportall oad/142-1-0-2029 §3 (с.22-29) С.30 №6 (письменно) 6 6 6 12.10.16 12.10.16 12.10.16 Защита Отечества
Тест 4. Почему важно

соблюдать законы.
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга Т-4 Презентация «Защита Отечества». URL: centerverticalp_ history.htm §4 (с.31-38) Сочинение (эссе) о ветеране ВОВ 7 7 7 19.10.16 19.10.16 19.10.16 Для чего нужна дисциплина
Контрольная работа №1 за I

четверть
Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания К-1 Презентация «Что такое дисциплина». URL: proshkolu club/historians/file2/1779 61 §5 (с.39-47) Сочинение «Как А.Мересьев научился летать без ног» 8 8 8 26.10.16 26.10.16 26.10.16 Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение
Тест5. Для чего нужна

дисциплина
. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений Т-5 Презентация на тему «Виновен – отвечай». URL: prezentaciiob schestvoznanie/10507- vinoven-otvechay-7- klass.html §6 (ответить на вопросы с.48- 51) Сочинение- рассуждение «Позорно не наказание, а преступление»
IIчетверть (8ч)
20
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 9 1 9 09.11.16 09.11.16 09.11.16 Закон наказывает Практикум Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности Работа с материалами сайта school-sector.relarnprava раздел «Адвокат для ребят» 1 Презентация на тему «Виновен – отвечай». URL: prezentaciiob schestvoznanie/10507- vinoven-otvechay-7- klass.html §6 (ответить на вопросы с.52- 55) 10 2 10 16.11.16 16.11.16 16.11.16 Кто стоит на страже закона
Тест 6 Виновен- отвечай.
Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних Т-6 Презентация «Кто стоит на страже закона». URL: powerpoint.n e t . r u / p r esents/obzestvo/kto- stoit-na-strazhe- zakona.htm §7 (с.55-64) Заметка 11 3 11 23.11.16 23.11.16 23.11.16 Практикум: «Регулирование поведения людей в обществе» Работа с материалами сайта school-sector.relarnprava разделы «Очная ставка», «Допрос населения» 1 §7. Мини- проект: Разработать макет стенгазеты, посвященной вопросам права для учащихся 12 4 12 30.11.16 30.11.16 30.11.16 Человек и закон Права и обязанности граждан. Механизмы реализации прав и свобод Повторить пройденный материал, выполнить задания в рабочей тетради: № 1–8 (с. 30–37)
Человек и экономика (15ч)
13 5 1 07.12.16 07.12.16 07.12.16 Экономика и ее основные участники
Тест-7. Кто стоит на страже

закона
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей Т-7 Презентация «Экономика и ее основные участники». URL: rusedudet ail_5170.html §8 (с.66–70). Составить список покупок и их потребительски е мотивы 21
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14 6 2 14.12.16 14.12.16 14.12.16
Контрольная работа №2 за II

четверть
Основные участники экономики К-2 §8 (с.70–72) 15 7 3 21.12.16 21.12.16 21.12.16 Мастерство работника Производство и труд. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда Презентация «Золотые руки работника». URL: frunze- soh.edusitep128aa1.ht ml §9 (с.73–80). Собрать материал по теме «Трудовые традиции семьи» (с.82 №4) 16 8 4 28.12.16 28.12.16 28.12.16 Количество и качество труда
Тест 8. Экономика и её

основные участники
Производительность труда – результативность труда в процессе производства. Учимся секретам профессионального успеха. Составление резюме 1 Т-8 §9 (с.80–83) Составить примерное свое резюме (по образцу)
IIIчетверть (10ч)
17 1 5 18.01.17 18.01.17 18.01.17 Производство, затраты, выручка, прибыль Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства Презентация «Производство, затраты, выручка, прибыль». URL: myshared slide/349855/ §10 (с.87) составить сложный план 18 2 6 25.01.17 25.01.17 25.01.17
Тест 9. Производство:

затраты, выручка, прибыль.
Учимся прогнозировать успешность своего дела 1 Т-9 §10.Сочинение- эссе «Есть ли будущее у альтернативны х источников энергии» 19 3 7 01.02.17 01.02.17 01.02.17 Виды и формы бизнеса Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно- правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики Презентация «Виды и формы бизнеса». URL: proshkolu user/KLW/folder/33433 §11 (с.91–96) 22
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 20 4 8 08.02.17 08.02.17 08.02.17 Учимся создавать свой бизнес
Тест 10.Виды и формы

бизнеса
Создание бизнеса, примеры успешных проектов 1 Т-10 §11 (с.97, с.96 – письменно №4) 21 5 9 15.02.17 15.02.17 15.02.17 Обмен, торговля, реклама Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. 1 Презентация «Обмен, торговля, реклама». URL: rusedudet ail_8002.html §12 (с.98–104) 22 6 10 22.02.17 22.02.17 22.02.17 Реклама – двигатель торговли.
Тест11. Обмен, торговля,

реклама.
Торговля – источник богатства страны/ Деловая игра 1 Т-11 §12 (с.104 – 105)\ С.104 №2 (птсьменно) 23 7 11 01.03.17 01.03.17 01.03.17 Деньги и их функции Экономика семьи (объединение тем) Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве 1 Презентация «Деньги и их функции». URL: proshkoluuser/ KLW/file/460916/, depositfilesru/files/ g3xzr3vos Презентация по теме «Экономика семьи». URL: rusedudet ail_8240.html §13, §14. С119 №6 Сочинение- рассуждение 24 8 12 15.03.17 15.03.17 15.03.17
Контрольная работа №3 за 3

четверть
К-3 §14 (с.120, вопросы 3–5) 25 9 13 22.03.17 22.03.17 22.03.17 Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»
Тест 12. Экономика семьи
Разработка памятки покупателю: «Как купить товар, как сэкономить деньги» 1 Т-12 Практическая работа с.120 №4
IVчетверть (8ч)
26 1 14 05.04.17 05.04.17 05.04.17 Человек в экономических отношениях Практические и тестовые задания 1 Практическая работа с.120 №5 23
№ урока № в четве рти № в раздел е Дата Тема и тип урока Основные элементы содержания Практика Контрол ь Средства обучения (ТСО, ЦОР…) Домашнее задание 7А 7Б 7В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Человек и природа (4ч)
27 2 1 12.04.17 12.04.17 12.04.17 Воздействие человека на природу Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы Презентация «Человек и природа». URL: myshared slide/113135/ §15 (с.122– 132). С.131 №1 (письменно) 28 3 2 19.04.17 19.04.17 19.04.17 Охранять природу – значит охранять жизнь Что значит относиться к природе по-человечески? Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль Презентация «Охранять природу – значит охранять жизнь». URL: ppt4webehkolo gija/okhranjat-prirodu- znachit-okhranjat- zhizn.html §16 (с.132– 140). С.140 №6 29 4 3 26.04.17 26.04.17 26.04.17
Тест 13. Воздействие человека

на природу
Закон на страже природы Природа нуждается в охране. Что подлежит охране? Что может сделать гражданин для защиты природы 1 Т-13 Презентация «Закон на страже природы». URL: itncommunities. aspx? cat_no=2715&lib_no=21 205&tmpl=lib&page=1 §17 с.140–149) 30 5 4 03.05.17 03.05.17 03.05.17 Практикум по теме: «Человек и природа» Учимся беречь природу 1
Повторение (3ч)
31 6 1 10.05.17 10.05.17 10.05.17 Человек и общество Регулирование людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа 1 Повторение, подготовка к контрольному тестированию 32 7 2 17.05.17 17.05.17 17.05.17
Контрольная работа №4 за год

Итоговый тест по курсу

«Обществознание» за 7 класс
К-4 33 8 3 24.05.17 24.05.17 24.05.17 Резервный урок 24

Приложение 3.

Содержание антикоррупционной составляющей в преподавании курса

«Обществознание» в 7 классе.
Данное приложение составлено на основе методических рекомендаций О.Н. Журавлевой «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб. 2009).


Тема урока

Содержание антикоррупционной

составляющей.

1.
Права и обязанности граждан Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.
Почему важно соблюдать законы. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
3.
Виновен - отвечай Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
4.
Закон на страже природы Государственный контроль. Государственные инспекторы. 25

Лист корректировки рабочей программы
№ п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 1 четверть Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 2 четверть Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 3 четверть 26
Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 4 четверть Вывод: Дата ______ Подпись
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
2016- 2017 Количество часов Выводы по итогам года По плану Фактически Дата «___»_________ 2017 Подпись учителя_____________ Заместитель директора по УВР_______________ 27
28


В раздел образования