Рабочая программа по обществознанию для 7 класса (ФГОС)
Автор: Прокошева Валентина Павловна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по обществознанию для 7 класса (ФГОС) Раздел: среднее образование
средняя общеобразовательная школа № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга
имени Сергея Жукова
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета
№______ от ______20___ г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор _______________ Зданович И.Н.
Приказ №_____от_______201__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ Юрченко С.Д.
«___»________20___г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
№______ от ______20___ г.
Рабочая программа по
обществознанию
777777 класс77 7 класс
2016-2017 учебный год
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель/Разработчик
Прокошева Валентина Павловна
Санкт-Петербург
2016
1
2016-2017 учебный год
Рабочая программа
По обществознанию для 7 классов
Количество часов в неделю - 1 час
Количество часов в год – 34 часа
Учитель – Прокошева В.П.
Раздел 1.
Пояснительная записка
1.
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
Примерной
программы
основного
общего
образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова и ориентирована на работу с учебно-
методическим комплектом:
•
Обществознание.
5–9
классы.
Рабочие
программы.
Предметная
линия
учебников
под
ред.
Л.
Н.
Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л. Н.
Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
• Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Е.
Лискова, О. А. Котова. – М. : Просвещение, 2016.
• Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.
Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2016.
Основными нормативными документами являются:
Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Ивановой Л.Ф. («Обществознание.
Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.» М. Просвещение. 2010);
Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) для старшей
общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год (приказ от 31 марта 2014 года №
253) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениям и
дополнениями на 2015-2016 учебный год (Протокол заседания научно-методического совета
по учебникам министерства образования и науки РФ от 15 мая 2015 года № НТ-16/08пр) ( без
изменений на 2016/2017 учебный год)
Гигиенические
требования
к
условиям
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.
Положение о рабочих программах ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.
Учебный план ГБОУ СОШ № 453 имени Сергея Жукова.
2.
Реализация рабочей программы направлена на достижение целей:
2
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного
предмета активно содействовать:
воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте,
повышению
уровня
ее
духовно-нравственной,
политической
и
правовой
культуры,
становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;
формированию
способности
к
личному
с а м о о п р е д е л е н и ю ,
с а м о р е а л и з а ц и и ,
с а м о ко н т р о л я ;
п о в ы ш е н и ю
м о т и в а ц и и
к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о
нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах,
о
формах
регулирования
общественных
отношений,
которые
необходимы
для
взаимодействия
с
социальной
средой
и
выполнения
типичных
социальных
ролей
человека
и
гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную
информацию,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоению
ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства;
формированию
у
учащихся
опыта
применения
полученных
знаний
и
умений
для
определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а
также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с
нравственными
ценностями
и
нормами
поведения,
установленными
законом;
для
содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме
того,
учебный
предмет
«Обществознание»
в
основной
школе
призван
помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
уважения
к
социальным
нормам,
приверженности
к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего
изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению
умениями
получать
и
критически
осмысливать
социальную
информацию,
анализировать,
систематизировать
полученные
данные;
осваивать
способы
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского
общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных
отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-
бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
3
3.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о
человеке
и
об
обществе,
о
влиянии
социальных
факторов
на
жизнь
каждого
человека.
Их
раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных
наук
(социология,
экономическая
теория,
политология,
культурология,
правоведение,
этика,
социальная
психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание»,
многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер
обществознания,
который
сохраняется
и
в
старшей
школе.
«Обществознание»
как
учебный
предмет
в
основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение
обществознания
в
основной
школе
призвано
создать
условия
для
полноценного
выполнения
выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных
событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты
прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис-
пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в
современном
российском
обществе
для
продолжения
образования
и
работы,
для
самореализации
в
многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни
общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
4.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет
обучения составляет 175 часов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение
обществознания в 5—9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 34 ч за учебный год, включая
часы на промежуточный и итоговый контроль и 4 резервных часа на практические и тому подобные
работы. Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени:
Межпредметные связи:
История, 7 класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира
через достижения человеческой культуры.
География, 7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических
названий.
Биология, 7 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира
человеческим обществом.
Форма контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тест (15 мин)
4
3
5
1
Контрольная работа:
1
1
1
1
5.
Описание изменений, внесённых в ООП
На
изучение
предмета
обществознание
учебным
планом
предусмотрено
34
учебных
часа.
Выполнение
содержательной
части
образовательной
программы
в
этих
классах
будет
реализовываться
за
счёт
объединения тем уроков.
6.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение программы «Обществознание» обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО^
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания
курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
4
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении
к
человеку,
его
правам
и
свободам
как
высшей
ценности;
на
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
на
убежденности
в
важности
для
общества
семьи
и
семейных
традиций;
на
осознании
необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
•
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании
этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального
ряда – в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными
результатами освоения
выпускниками
основной
школы
содержания
программы
по
обществознанию являются в следующих сферах:
познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической
теории,
политологии,
культурологии,
правоведения,
этики,
социальной
психологии
и
философии;
умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
•
знания,
умения
и
ценностные
установки,
необходимые
для
сознательного
выполнения
старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить
их
с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов
общественной
жизни,
умение
применять
эти
нормы
и
правила
к
анализу
и
оценке
реальных
5
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой
этики
в
современном
обществе;
правовых
норм,
регулирующих
трудовую
деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
•
знание
определяющих
признаков
коммуникативной
деятельности
в
сравнении
с
другими
видами
деятельности;
•
знание
новых
возможностей
для
коммуникации
в
современном
обществе,
умение
использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
•
понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации,
позволяющее
осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Раздел 2.
Характеристика учебного предмета, курса:
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые
нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже
осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах,
обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом
этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил
различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести
учащихся
к
выводу
о
необходимости
руководствоваться
установленными
нормами
и
правилами,
проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые
способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-
правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных
отношений, культуры – происходит в 8–9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с
рассмотрением
реальных
явлений
и
процессов,
присущих
российскому
обществу
и
глобальному
миру
на
современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса
по
обществознанию,
должны
способствовать
освоению
старшими
подростками
на
информационном
и
практическом
уровнях
основных
социальных
ролей
в
пределах
их
дееспособности,
а
также
подвести
выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной
роли нашего Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо
опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи
позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно,
обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые может проходить
одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь обществоведческая подготовка
учащихся 5–9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов
6
знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в
выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с
содержанием
программ
дополнительного
образования,
деятельностью
детских
общественных
организаций,
реальной
жизнью
школьного
коллектива.
Одной
из
задач
этой
работы
выступает
создание
иммунитета
и
формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение
поставленных
целей,
успешное
овладение
учебным
содержанием
данного
предмета
предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.
Раздел 3. Учебное и учебно-методическое обеспечение
Учебный комплекс для учащегося:
1.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова
Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2015
2.
Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.;
Просвещение, 2015
Методические пособия для учителя:
1.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2015
2.
Обществознание. 7класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.:
Просвещение, 2015
Дополнительная литература для учащегося
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс,
Дополнительная литература для учителя
1.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб.
заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2015.
2.
Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса
школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М.: Вита, 2015.
3.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7
класс. - М., «Просвещение», 2016».
4.
Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс. М. «ВАКО», 2016
Гражданский кодекс Российской Федерации.
5.
Кодекс об административных правонарушениях.
6.
Конституция Российской Федерации.
7.
Семейный кодекс РФ.
8.
Трудовой кодекс РФ.
9.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова,
Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2015.
10.
Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш.
учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
11.
Бекешев, К. А. Обществознание: учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2016.
12.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш.
Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
13.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. пособие для учащихся общеобразоват. учеб.
заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
14.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2016.
15.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2015
7
8
Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7 класс
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
1
Человек и закон
(урок открытия
новогознания)
Знакомство с курсом
«Обществоведение. 7 класс». Цели,
задачи изучения предмета.
Структура, особенности
содержания методического
аппарата учебника. Знакомятся с
материалами рубрик учебника,
отвечают на вопросы, высказывают
собственную точку зрения, делают
выводы
Научатся: понимать
условные обозначения
нового учебника
и рабочей
тетради;определять
понятия закон и право и
как они регулируются
поведением людей в
обществе; отличать
понятия нормызакона и
моральныезаконыобществ
а
Познавательные: выявляют особенности и признаки
объектов;приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
2
Что значит жить
по правилам?
(Урокобщемето
дологическойнап
равленности)
Роль права в жизни общества и
государства. Гражданские и
политические права. Права ребенка
и их защита.
Международные правовые
документы о правах ребенка
Слушают и обсуждают тему урока,
обсуждают цели урока и пытаются
самостоятельно их формулировать
Отвечают на вопросы, высказывают
собственное мнение. Знакомятся
с эпиграфом, обсуждают его,
раскрывают смысл слов писателя,
отвечают на вопросы,
Научатся: называть
различные виды правил;
приводить примеры
индивидуальных и
групповых привычек;
объяснять, зачем в
обществе существуют
правила этикета;
приводить примеры
обычаев и ритуалов;
объяснять, какие правила
регулируют поведение
людей в обществе
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и
зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
3
Права
иобязанности
Роль права в жизни общества и
государства. Гражданские и
Научатся: определять, как
права человека связаны с
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
9
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
граждан(урок
общеметодологи
ческойнаправлен
ности)
политические права. Права ребенка
и их защита. Международные
правовые документы о правах
ребенка
Знакомятся с новой информацией,
задают уточняющие вопросы,
обсуждают сложные вопросы.
Работают в группах, используя
карточки, сопоставляют понятия с
термином на схеме, объясняют свой
выбор, приводят примеры.
его потребностями; какие
группы прав существуют;
что означает выражение
«права человека
закреплены в законе»;
определять связь прав с
потребностями человека;
работать с документами
правового характера
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план
и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества;
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную деятельность; выражают положительное отношение к
процессу познания
4
5
Почему важно
соблюдать
законы (урок
общеметодологи
ческой
направленности)
Свобода и ответственность.
Конституция РФ. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. «Закон
выше власти». Кто стоит на страже
закона. Заполняют таблицу,
отвечают на поставленные
вопросы.
С помощью словаря определяют
новые термины, приводят примеры.
Выполняют задания в рабочих
тетрадях. Знакомятся с
информацией рубрик, анализируют
ее; принимают участие обсуждении
вопросов, высказывают
собственную точку зрения,
Научатся: определять,
почему человеческому
обществу нужен порядок;
каковы способы для
установления порядка в
обществе; в чем смысл
справедливости; почему
свобода не может быть
безграничной; объяснять
смысл понятия свобода
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность,
свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с
их учетом
6
ЗащитаОтечеств
а
(урок обще-
методологическ
ой
Патриотизм и гражданственность.
Государство. Отечество.
Священный долг гражданина –
защита Отечества. Военная служба.
Основные обязанности
Научатся: определять,
почему нужна регулярная
армия, в чем состоит
обязательная подготовка к
военной службе; отличия
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
10
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
направленности)
военнослужащих. Подготовка к
выполнению воинского долга.
Выполняют задания, обсуждают
новую информацию, отвечают на
вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке
военной службы по
призыву от военной
службы по контракту;
каковы основные
обязанности
военнослужащих; как
готовить себя к
выполнению воинского
долга
самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план
и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества;
сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную деятельность; выражают положительное отношение к
процессу познания
7
Что такое
дисциплина
(урок обще-
методологическ
ой
направленности)
Дисциплина общеобязательная и
специальная. Правомерное
поведение. Дисциплинарные
взыскания.
Слушают и обсуждают тему урока,
обсуждают цели урока и пытаются
самостоятельно их формулировать
Отвечают на вопросы, высказывают
собственное мнение.Знакомятся с
эпиграфом, обсуждают его,
раскрывают смысл слов писателя,
отвечают на вопросы,
аргументируют свои ответы
Научатся: определять, что
такое дисциплина, какая
она бывает, каковы
последствия нарушения
дисциплины; виды
(внутренняя и внешняя)
дисциплины
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность,
свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное
состояние
и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
8
Виновен
-отвечай
(урок обще-
методологическ
ой
направленности)
Виды нормативно правовых актов.
Система законодательства.
Признаки и виды правонарушений.
Юридическая ответственность.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Презумпция
невиновности.
Знакомятся с новой информацией,
делают записи в тетрадь, задают у
Самостоятельно выполняют
задания.точняющие вопросы..
Выполняют задания на карточках.
Знакомятся с текстом рубрик,
Научатся: определять,
кого называют
законопослушным
человеком, в чем
коварство мелкого
хулиганства, признаки
противоправного
поведения, особенности
наказания
несовершеннолетних
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока;
самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении
проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и
сотрудничество).
Личностные: определяют целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии
культуры
11
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
рассматривают иллюстрацию;
аргументированно отвечают на
вопросы, высказывая собственную
точку зрения
9
10
Кто стоит на
страже закона
(урок
общеметодологи
ческой
направленности)
Правоохранительные органы РФ.
Суд. Прокуратура. Нотариус.
Милиция. Взаимодействие
правоохранительных органов и
граждан. Какие задачи решает
милиция. Кто стоит на страже
защиты прав несовершеннолетних.
Знакомятся с новой информацией,
задают
уточняющие
вопро сы
обсуждают новую информацию.
Читают текст, отвечают на вопросы,
делают записи в тетрадях
Выполняют задания.
Рассматривают и анализируют
картину. Читают текст, отвечают на
вопросы
Научатся: определять,
какие задачи стоят перед
сотрудниками
правоохранительных
органов, какие органы
называются
правоохранительными;
задачи, стоящие перед
судом; что такое полиция,
каковы основные
направления деятельности
полиции; на основе каких
принципов полиция
осуществляет свою
деятельность; как
работают подразделения
по делам
несовершеннолетних
Познавательные: овладевают целостными представлениями о
качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении
проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к
учебной деятельности
11
Практикум по
теме:
«Регулирование
поведения людей
в обществе»
Просматривают презентацию,
делают записи в тетрадь. Отвечают
на вопросы Слушают учителя,
рассматривают и анализируют
схему. Читают тексты,
рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы, высказывают
собственное мнениеВыполняют
задания. Знакомятся с правилами,
обсуждают их
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию;
адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
12
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
12
Человек
и закон
(урок
развивающего
контроля)
Права и обязанности граждан.
Механизмы реализации прав и
свобод. Пишут размышления на
заданную
тему, по желанию зачитывают их,
принимают участие в обсуждении.
Выполняют задания, отвечают на
вопросы учебника.
Самостоятельно выполняют задания
в рабочей тетради.
Научатся: работать с
тестовыми контрольно-
измерительными
материалами, использовать
изученные термины по
теме «Регулирование
поведения людей в
обществе»
Познавательные: овладевают целостными представлениями о
качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют
в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности,
проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к
учебной деятельности
13
Экономика и ее
основные
участники
(урок открытия
нового знания)
Экономика и ее роль в жизни
общества.
Основные сферы экономики;
производство, потребление, обмен.
Взаимосвязь правонарушителей и
потребителей. Читают текст,
рассматривают иллюстрацию,
высказывают собственную точку
зрения на поставленные вопросы
Научатся: определять, как
экономика служит людям;
почему форма
хозяйствования наиболее
успешно решает цели
экономики; что общего и в
чем различия
экономических интересов
производителей и
потребителей; как
взаимосвязаны основные
участники
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы,
ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
14
15
Мастерство
работника(урок
обще-
методологическ
ой
направленности)
Производство и труд.
Производительность труда.
Заработная плата. Факторы,
влияющие на производительность
труда. Слушают и обсуждают тему
урока, обсуждают цели урока и
пытаются самостоятельно их
формулировать
Научатся: определять, из
чего складывается
мастерство работника; чем
определяется размер
заработной платы, должна
ли зарплата находиться в
зависимости от
образования работника
Познавательные: овладевают целостными представлениями о
качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении
проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала.
13
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к
учебной деятельности
16
17
Производство,
затраты,
выручка,
прибыль(урок
общеметодологи
ческой
направленности)
Производство и труд.
Издержки, выручка, прибыль.
Развитие производства. Затраты
производства
Научатся: определять,
какова роль разделения
труда в развитии
производства; как сделать
производство выгодным;
как снизить затраты
производства
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и
зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
18
19
Виды и формы
бизнеса
(урок обще-
методологическ
ой
направленности)
Предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство. Основные
организационно-правовые формы
предпринимательства. Роль
предпринимательства в развитии
экономики
Научатся: определять,
почему люди занимаются
бизнесом; какова роль
предпринимательства в
развитии экономики;
различные виды бизнеса и
их взаимосвязь; как
сделать бизнес успешным
и получить прибыль; в
каких формах можно
организовать бизнес
Познавательные: овладевают целостными представлениями о
качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении
проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к
учебной деятельности
20
21
Обмен, торговля,
реклама
(урок обще-
методологическ
ой
Товары и услуги. Обмен, торговля.
Формы торговли. Реклама. Как
обмен решает задачи экономики.
Торговля – источник богатства
страны. Знакомятся с новой
Научатся: определять, как
обмен решает задачи
экономики; что
необходимо для выгодного
обмена; зачем люди и
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов
решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные
способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и
ролей
22
14
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
направленности)
информацией, задают уточняющие
вопросы, обсуждают новую
информацию
страны ведут торговлю;
почему торговлю считают
источником богатства
страны; для чего нужна
реклама товаров и услуг
в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата; составляют план и
последовательность действий.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;
выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной
деятельности
23
Деньги и их
функции (урок
общеметодологи
ческой
направленности)
Деньги. Функции и формы денег.
Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Обменные курсы валют.
Знакомятся с новой информацией,
задают уточняющие вопросы,
обсуждают новую информацию.
Читают текст сказки, обсуждают ее,
высказывают свою точку зрения,
отвечают на вопросы.
Научатся: определять, в
чем состоят особенности
межличностных
отношений; анализировать
взаимоотношения людей
на конкретных примерах
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении;
ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям
24
25
Экономика
семьи (урок
общеметодологи
ческой
направленности)
Семейный бюджет. Сущность,
формы страхования.
Формы денежных сбережений
граждан. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам, их
роль в домашнем хозяйстве
Научатся: определять, что
такое ресурсы семьи,
каковы важнейшие из них;
из чего складываются
доходы семьи; значения
понятия бюджет
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию;
адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
26
Практикум по
Экономика, техника, технология,
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
15
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
теме: «Человек в
экономических
отношениях»
НТР, НТП. Экономическая система,
рыночная экономика, рынок,
факторы производства,
конкуренция, спрос, предложение.
экономические задачи
государства, государственный
бюджет, налоговая система,
функции денег, бизнес, реклама.
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию;
адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
27
Человек в
экономических
отношениях
(урок
развивающего
контроля)
Выполняют задания, отвечают на
вопросы учебника.
Самостоятельно выполняют задания
в рабочей тетради.
Знакомятся с новой информацией,
задают уточняющие вопросы,
обсуждают новую информацию
Научатся: определять, как
экономика служит людям;
объяснять основные
понятия, решать
проблемные задания,
выполнять тестовые
задания
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов;
приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы,
ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и
позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности
28
Воздействие
человека на
природу (урок
открытие
нового
знания)
Самое громкое слово. Бесценный
дар или неисчерпаемая кладовая?
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы
Научатся: определять, что
такое экологическая
угроза; характеризовать
воздействие человека на
природу
Познавательные: овладевают целостными представлениями о
качествах личности человека; привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют
в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности,
проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при
освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к
16
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
учебной деятельности
29
Охранять
природу -значит
охранять жизнь
(урок обще-
методологическ
ой
направленности)
Что значит относиться к природе
по-человечески?
Т я ж е л ы е
п о с л е д с т в и я
безответственности. Экологическая
м о р а л ь .
П р о с м а т р и в а ю т
презентацию,
делают
записи
в
тетрадь.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя, рассматривают и
анализируют схему.
Читают
тексты,
рассматривают
и л л ю с т р а ц и ю ,
о т в еч а ю т
н а
вопросы, высказывают собственное
мнение.
Выполняют задания.
Знакомятся с правилами,
обсуждают их
Научатся: определять, что
мы называем
экологической моралью;
характеризовать
воздействие человека на
природу
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей,
товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении;
ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям
30
Закон на страже
природы
(урок
отработки
умений и
рефлексии)
Природа нуждается в охране. Что
подлежит охране?
Что может сделать гражданин для
защиты природы. Выполняют
задания, отвечают на вопросы
учебника. Самостоятельно
выполняют задания в рабочей
тетради.
Научатся: определять,
какие законы стоят на
страже охраны природы
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию;
адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
31
Практикум по
теме: «Человек и
природа»
Просматривают
пре зент ацию,
делают записи в тетрадь.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя, рассматривают и
анализируют схему.
Читают
тексты,
рассматривают
и л л ю с т р а ц и ю ,
о т в еч а ю т
н а
17
№
п/п
Тема
и тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые результаты
Предметные
компетенции
Метапредметные
и личностные УУД
вопросы, высказывают собственное
мнение.
Выполняют задания.
Знакомятся с правилами,
обсуждают их
32
Человек
и общество
(урок
отработки
умений и
рефлексии)
Регулирование людей в обществе.
Человек в экономических
отношениях. Человек и природа
Научатся: определять, в
чем состоят особенности
межличностных
отношений; анализировать
взаимоотношения людей
на конкретных примерах
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель; используют общие приемы решения
поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают
правильность выполнения действия.
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств
других людей; сопереживают им
33
Общественные
отношения
(урок
развивающего
контроля)
Регулирование людей в обществе.
Человек в экономических
отношениях.Человек и природа.
Выполняют задания, отвечают на
вопросы учебника. Самостоятельно
выполняют задания в рабочей
тетради.
Научатся: определять
основные понятия, решать
проблемные задания,
выполнять тестовые
задания
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно
и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в
том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую
учебно-познавательную мотивацию учения
34
18
Приложение 1.
Условные обозначения:
Т – тест
КР – контрольная работа
Ф опрос -фронтальный опрос,
ИК -индивидуальный контроль
Календарно-поурочное планирование
7 класс
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
I четверть (8ч)
Человек и закон (12ч)
1
1
1
07.09.16 07.09.16
07.09.16 Введение
Знакомство с курсом
«Обществоведение. 7 класс». Цели,
задачи изучения предмета. Структура,
особенности содержания
методического аппарата учебника
Презентация «Человек
и закон».
URL:
prezentaciiob
schestvoznanie/9860-
chelovek-i-zakon.htm
Учебник (с. 5–
6).
2
2
2
14.09.16 14.09.16
14.09.16 Что значит жить по правилам?
Тест1. Повторение
изученного в 6 классе.
(Исходный уровень)
Роль правил в жизни общества.
Многообразие правил.
Социальные нормы. Правила этикета.
Сетикет.
Т-1
Презентация по теме
«Что значит жить по
правилам?».
URL:
rusedudet
ail_4813.html
§1 (с.8-15).
Эссе
3
3
3
21.09.16 21.09.16
21.09.16 Права и обязанности граждан
Тест2.Что значит жить по
правилам
Роль права в жизни общества и
государства. Гражданские и
политические права. Механизм
защиты и реализации прав и свобод
человека и гражданина
1
Т-2
Презентация «Права и
обязанности граждан».
URL:
rusedudetail_10
185.html
§2 (с.16-19)
19
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
4
4
4
28.09.16 28.09.16
28.09.16 Механизм защиты и
реализации прав и свобод
человека и гражданина
Права ребенка и их защита.
Права ребенка и их защита.
Международные правовые документы
о правах ребенка
1
§2 (с.19-22)
О деятельности
по правам
ребёнка в СПб
5
5
5
05.10.16 05.10.16
05.10.16 Почему важно соблюдать
законы Тест 3. Права и
обязанности граждан.
Свобода и ответственность.
Конституция РФ. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. «Закон выше
власти». Кто стоит на страже закона
Т-3
Презентация «Почему
важно соблюдать
законы».
URL:
uchportall
oad/142-1-0-2029
§3 (с.22-29)
С.30 №6
(письменно)
6
6
6
12.10.16 12.10.16
12.10.16 Защита Отечества
Тест 4. Почему важно
соблюдать законы.
Патриотизм и гражданственность.
Государство. Отечество. Священный
долг гражданина – защита Отечества.
Военная служба. Основные
обязанности военнослужащих.
Подготовка к выполнению воинского
долга
Т-4
Презентация «Защита
Отечества».
URL:
centerverticalp_
history.htm
§4 (с.31-38)
Сочинение
(эссе) о
ветеране ВОВ
7
7
7
19.10.16 19.10.16
19.10.16 Для чего нужна дисциплина
Контрольная работа №1 за I
четверть
Дисциплина общеобязательная и
специальная. Правомерное поведение.
Дисциплинарные взыскания
К-1
Презентация «Что
такое дисциплина».
URL:
proshkolu
club/historians/file2/1779
61
§5 (с.39-47)
Сочинение
«Как
А.Мересьев
научился
летать без ног»
8
8
8
26.10.16 26.10.16
26.10.16 Знать закон смолоду.
Законопослушный человек.
Противозаконное поведение
Тест5. Для чего нужна
дисциплина .
Виды нормативно-правовых актов.
Система законодательства. Признаки и
виды правонарушений
Т-5
Презентация на тему
«Виновен – отвечай».
URL:
prezentaciiob
schestvoznanie/10507-
vinoven-otvechay-7-
klass.html
§6 (ответить на
вопросы с.48-
51)
Сочинение-
рассуждение
«Позорно не
наказание, а
преступление»
IIчетверть (8ч)
20
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
9
1
9
09.11.16
09.11.16
09.11.16 Закон наказывает
Практикум
Юридическая ответственность.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Презумпция
невиновности
Работа с материалами сайта
school-sector.relarnprava
раздел «Адвокат для ребят»
1
Презентация на тему
«Виновен – отвечай».
URL:
prezentaciiob
schestvoznanie/10507-
vinoven-otvechay-7-
klass.html
§6 (ответить на
вопросы с.52-
55)
10
2
10
16.11.16
16.11.16
16.11.16 Кто стоит на страже закона
Тест 6 Виновен- отвечай.
Правоохранительные органы РФ. Суд.
Прокуратура. Нотариус. Милиция.
Взаимодействие правоохранительных
органов и граждан. Какие задачи
решает милиция. Кто стоит на страже
защиты прав несовершеннолетних
Т-6
Презентация «Кто
стоит на страже
закона».
URL:
powerpoint.n e t . r u /
p r esents/obzestvo/kto-
stoit-na-strazhe-
zakona.htm
§7 (с.55-64)
Заметка
11
3
11
23.11.16
23.11.16
23.11.16 Практикум: «Регулирование
поведения людей в обществе»
Работа с материалами сайта
school-sector.relarnprava
разделы «Очная ставка», «Допрос
населения»
1
§7. Мини-
проект:
Разработать
макет
стенгазеты,
посвященной
вопросам права
для учащихся
12
4
12
30.11.16
30.11.16
30.11.16 Человек и закон
Права и обязанности граждан.
Механизмы реализации прав и свобод
Повторить
пройденный
материал,
выполнить
задания в
рабочей
тетради: № 1–8
(с. 30–37)
Человек и экономика (15ч)
13
5
1
07.12.16 07.12.16
07.12.16 Экономика и ее основные
участники
Тест-7. Кто стоит на страже
закона
Экономика и ее роль в жизни
общества.
Основные сферы экономики;
производство, потребление, обмен.
Взаимосвязь правонарушителей и
потребителей
Т-7
Презентация
«Экономика и ее
основные участники».
URL:
rusedudet
ail_5170.html
§8 (с.66–70).
Составить
список покупок
и их
потребительски
е мотивы
21
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
6
2
14.12.16 14.12.16
14.12.16 Контрольная работа №2 за II
четверть
Основные участники экономики
К-2
§8 (с.70–72)
15
7
3
21.12.16 21.12.16
21.12.16 Мастерство работника
Производство и труд. Заработная
плата. Факторы, влияющие на
производительность труда
Презентация «Золотые
руки работника».
URL: frunze-
soh.edusitep128aa1.ht
ml
§9 (с.73–80).
Собрать
материал по
теме
«Трудовые
традиции
семьи» (с.82
№4)
16
8
4
28.12.16 28.12.16
28.12.16 Количество и качество труда
Тест 8. Экономика и её
основные участники
Производительность труда –
результативность труда в процессе
производства.
Учимся секретам профессионального
успеха. Составление резюме
1
Т-8
§9 (с.80–83)
Составить
примерное свое
резюме (по
образцу)
IIIчетверть (10ч)
17
1
5
18.01.17 18.01.17
18.01.17 Производство, затраты,
выручка, прибыль
Производство и труд.
Издержки, выручка, прибыль.
Развитие производства. Затраты
производства
Презентация
«Производство,
затраты, выручка,
прибыль».
URL:
myshared
slide/349855/
§10 (с.87)
составить
сложный план
18
2
6
25.01.17 25.01.17
25.01.17 Тест 9. Производство:
затраты, выручка, прибыль.
Учимся прогнозировать успешность
своего дела
1
Т-9
§10.Сочинение-
эссе «Есть ли
будущее у
альтернативны
х источников
энергии»
19
3
7
01.02.17 01.02.17
01.02.17 Виды и формы бизнеса
Предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство. Основные организационно-
правовые формы
предпринимательства. Роль
предпринимательства в развитии
экономики
Презентация «Виды и
формы бизнеса».
URL:
proshkolu
user/KLW/folder/33433
§11 (с.91–96)
22
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
20
4
8
08.02.17 08.02.17
08.02.17 Учимся создавать свой бизнес
Тест 10.Виды и формы
бизнеса
Создание бизнеса, примеры успешных
проектов
1
Т-10
§11 (с.97, с.96 –
письменно №4)
21
5
9
15.02.17 15.02.17
15.02.17 Обмен, торговля, реклама
Товары и услуги. Обмен, торговля.
Формы торговли. Реклама. Как обмен
решает задачи экономики.
1
Презентация «Обмен,
торговля, реклама».
URL:
rusedudet
ail_8002.html
§12 (с.98–104)
22
6
10
22.02.17 22.02.17
22.02.17 Реклама – двигатель торговли.
Тест11. Обмен, торговля,
реклама.
Торговля – источник богатства страны/
Деловая игра
1
Т-11
§12 (с.104 –
105)\
С.104 №2
(птсьменно)
23
7
11
01.03.17 01.03.17
01.03.17 Деньги и их функции
Экономика семьи (объединение
тем)
Деньги. Функции и формы денег.
Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Обменные курсы валют
Семейный бюджет. Сущность, формы
страхования.
Формы денежных сбережений
граждан. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам, их роль
в домашнем хозяйстве
1
Презентация «Деньги и
их функции».
URL:
proshkoluuser/
KLW/file/460916/,
depositfilesru/files/
g3xzr3vos
Презентация по теме
«Экономика семьи».
URL:
rusedudet
ail_8240.html
§13, §14.
С119 №6
Сочинение-
рассуждение
24
8
12
15.03.17 15.03.17
15.03.17 Контрольная работа №3 за 3
четверть
К-3
§14 (с.120,
вопросы 3–5)
25
9
13
22.03.17 22.03.17
22.03.17 Практикум по теме: «Человек в
экономических отношениях»
Тест 12. Экономика семьи
Разработка памятки покупателю: «Как
купить товар, как сэкономить деньги»
1
Т-12
Практическая
работа с.120
№4
IVчетверть (8ч)
26
1
14
05.04.17 05.04.17
05.04.17 Человек в экономических
отношениях
Практические и тестовые задания
1
Практическая
работа с.120
№5
23
№
урока
№ в
четве
рти
№ в
раздел
е
Дата
Тема и тип урока
Основные элементы содержания
Практика
Контрол
ь
Средства обучения (ТСО,
ЦОР…)
Домашнее
задание
7А
7Б
7В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Человек и природа (4ч)
27
2
1
12.04.17 12.04.17
12.04.17 Воздействие человека на
природу
Самое громкое слово. Бесценный дар
или неисчерпаемая кладовая?
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы
Презентация «Человек
и природа».
URL:
myshared
slide/113135/
§15 (с.122–
132).
С.131 №1
(письменно)
28
3
2
19.04.17 19.04.17
19.04.17 Охранять природу – значит
охранять жизнь
Что значит относиться к природе
по-человечески?
Тяжелые последствия
безответственности. Экологическая
мораль
Презентация «Охранять
природу – значит
охранять жизнь».
URL:
ppt4webehkolo
gija/okhranjat-prirodu-
znachit-okhranjat-
zhizn.html
§16 (с.132–
140).
С.140 №6
29
4
3
26.04.17 26.04.17
26.04.17 Тест 13. Воздействие человека
на природу
Закон на страже природы
Природа нуждается в охране. Что
подлежит охране?
Что может сделать гражданин для
защиты природы
1
Т-13
Презентация «Закон на
страже природы».
URL:
itncommunities.
aspx?
cat_no=2715&lib_no=21
205&tmpl=lib&page=1
§17 с.140–149)
30
5
4
03.05.17 03.05.17
03.05.17 Практикум по теме: «Человек и
природа»
Учимся беречь природу
1
Повторение (3ч)
31
6
1
10.05.17 10.05.17
10.05.17 Человек и общество
Регулирование людей в обществе.
Человек в экономических отношениях.
Человек и природа
1
Повторение,
подготовка к
контрольному
тестированию
32
7
2
17.05.17 17.05.17
17.05.17 Контрольная работа №4 за год
Итоговый тест по курсу
«Обществознание» за 7 класс
К-4
33
8
3
24.05.17 24.05.17
24.05.17 Резервный урок
24
Приложение 3.
Содержание антикоррупционной составляющей в преподавании курса
«Обществознание» в 7 классе.
Данное приложение составлено на основе методических рекомендаций О.Н. Журавлевой
«Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» Государственного образовательного
учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб.
2009).
№
Тема урока
Содержание антикоррупционной
составляющей.
1.
Права и обязанности
граждан
Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
2.
Почему важно соблюдать
законы.
Понятие и виды юридической ответственности.
Необходимость соблюдения законов.
3.
Виновен - отвечай
Законопослушный человек. Противозаконное
поведение.
4.
Закон на страже природы
Государственный контроль. Государственные
инспекторы.
25
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п
Количество часов
Причины невыполнения
программы
Компенсирующие
мероприятия
Сроки
осуществления
По плану
Проведено
фактически
1 четверть
Вывод:
Дата ______ Подпись
№ п/п
Количество часов
Причины невыполнения
программы
Компенсирующие
мероприятия
Сроки
осуществления
По плану
Проведено
фактически
2 четверть
Вывод:
Дата ______ Подпись
№ п/п
Количество часов
Причины невыполнения
программы
Компенсирующие
мероприятия
Сроки
осуществления
По плану
Проведено
фактически
3 четверть
26
Вывод:
Дата ______ Подпись
№ п/п
Количество часов
Причины невыполнения
программы
Компенсирующие
мероприятия
Сроки
осуществления
По плану
Проведено
фактически
4 четверть
Вывод:
Дата ______ Подпись
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
2016-
2017
Количество часов
Выводы по итогам года
По плану
Фактически
Дата «___»_________ 2017
Подпись учителя_____________
Заместитель директора по УВР_______________
27
28