Напоминание

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса (ФГОС)


Автор: Прокошева Валентина Павловна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по обществознанию для 6 класса (ФГОС)
Раздел: среднее образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга

имени Сергея Жукова
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета №______ от ______20___ г. УТВЕРЖДЕНО Директор _______________ Зданович И.Н. Приказ №_____от_______201__ г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Юрченко С.Д. «___»________20___г. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО №______ от ______20___ г.
Рабочая программа по

обществознанию

76класс 7 класс

2016-2017 учебный год

Срок реализации программы – 1 учебный год

Составитель/Разработчик

Прокошева Валентина Павловна

Санкт-Петербург

2016
– 1 –

2016-2017 учебный год

Рабочая программа

По обществознанию для 6 классов

Количество часов в неделю -
1 час
Количество часов в год
– 34 часа
Учитель
– Прокошева В.П.
1.

Раздел

Пояснительная записка

1.

Статус документа
Рабочая программа курса по обществознанию для
6
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
Примерной программы
по обществознанию для 6 класса к УМК Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др. (М.: Просвещение-2015г.), с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897  Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ № 453  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.  Устав ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 453 Выборгского района Санкт- Петербурга имени Сергея Жукова  Учебный план ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга имени Сергея Жукова
2.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2) воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; 3) освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в – 2 –
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 4) формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи обучения:
1) приобретение основ обществоведческих знаний и умений; 2) содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества; 3) помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах 4) овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности; 5) освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно- технологической).
3.

Общая характеристика учебного предмета
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся-подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Содержание первого этапа курса (5–7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями обучающихся и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 6 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
4.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
– 3 –
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5—9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 35 ч за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 4 резервных часа на практические и тому подобные работы. Большинство тем программы разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. История, 6 класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей. Литература, 6 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры. География, 6 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Биология, 6 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом. Форма контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Тест (15 мин) 3 3 4 1 Контрольная работа: 1 1 1 1
5.

Описание изменений, внесённых в ООП
На изучение предмета обществознание учебным планом предусмотрено 34 учебных часа. Выполнение содержательной части образовательной программы в этих классах будет реализовываться за счёт объединения тем уроков.
6.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение программы «Обществознание» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
1) умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2) умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3) способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4) овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; – 4 –
5) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: o на использование элементов причинно-следственного анализа; o исследование несложных реальных связей и зависимостей; o определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; o поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; o перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; o подкрепление изученных положений конкретными примерами; o оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; o определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; 3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; 4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; 5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 9) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; 10) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; 11) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 12) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 13) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; – 5 –
14) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15) понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2.

Раздел Содержание учебного предмета, курса
1. Содержание программы:
Вводный урок.

Глава I. Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Человек – личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.
Глава II. Человек среди людей.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду.
Глава III. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Итоговое повторение и контроль

.

Распределение учебного материала в 6 классе
Раздел Количество часов Человек в социальном измерении 12 Человек среди людей 9 – 6 –
Нравственные основы жизни 7 Повторение и контроль 6 Итого 34
2.
– 7 –

3.

Раздел. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для учащегося:
1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015. 2. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2016.
Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2016. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2016.
Дополнительная литература для учителя:
1. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2015. 2. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]. – М.: Просвещение, 2016. 3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2016. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. 5. Кодекс об административных правонарушениях. 6. Конституция Российской Федерации. 7. Семейный кодекс РФ. 8. Трудовой кодекс РФ. 9. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова,В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2015. 10. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2014. 11. Сычев, А. А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. – М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2015. 12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2016.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Информационно-коммуникативные средства.
 Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2016. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград: Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  Обществознание. Курс лекций: учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М.: Книжный мир, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Технические средства обучения.
– 8 –
 Мультимедийный компьютер.  Мультимедийный проектор.  Экран проекционный. – 9 –

3.

Раздел Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока Тема и тип урока Основные виды деятельности Планируемые результаты предметные метапредметные УУД личностные УУД 1 2 3 4 5 6
Г л а в а I. Человек в социальном измерении (12 часов)
1–3 Введение. Человек – личность (ознакомление с новым материалом) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы. Работают в группах, используя карточки, сопоставляют понятия с термином на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение. Выполняют задания в рабочей тетради. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности – 10 –
4–5 Познай самого себя (комбинированн ый) Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Знакомятся с эпиграфом, обсуждают его, раскрывают смысл слов писателя, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Самостоятельно выполняют задания. Отвечают на вопросы теста; определяют результаты своего самопознания Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 6–7 Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы. Работают в группах, используя карточки, сопоставляют понятия с термином на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение. Выполняют задания в рабочей тетради. Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания – 11 –
8–9 Потребности человека (ознакомление с новым материалом) .Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу, отвечают на поставленные вопросы. С помощью словаря определяют новые термины, приводят примеры. Выполняют задания в рабочих тетрадях. Знакомятся с информацией рубрик, анализируют ее; принимают участие обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. Слушают миф, анализируют его, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 10– 11 На пути к жизненному успеху (комбинированн ый) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопро сы, обсуждают новую информацию. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на в о п р о с ы . О п р е д е л я ю т с в о е эмоциональное со стояние н а уроке . Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий – 12 –
12 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизаци я знаний) Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Знакомятся с эпиграфом, обсуждают его, раскрывают смысл слов писателя, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Г л а в а II. Человек среди людей (9 часов)
13–14 Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) Знакомятся с новой информацией, делают записи в тетрадь, задают у С а м о с т о я т е л ь н о в ы п о л н я ю т задания.точняющие вопросы. 4. Выполняют задания на карточках. Знакомятся с текстом рубрик, рассматривают иллюст рацию; аргументированно отвечают на вопросы, высказывая собственную точку зрения Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Сохраняют мотивацию к учеб- ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности – 13 –
15–16 Человек в группе (ознакомление с новым материалом) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие воп ро с ы обсуждают новую информацию. Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях. Выполняют задания. Рассматривают и анализируют картину. Читают текст, отвечают на вопросы Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности 17–18 Общение (комбинированн ый) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие воп ро с ы обсуждают новую информацию. Читают текст, отвечают на вопросы, д е л а ю т з а п и с и в т е т р а д я х выполняют задания. Рассматривают и анализируют картину. Читают текст, отвечают на вопросы Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности 19–20 Конфликты в межличностных Просматривают пр е зент ацию , делают записи в тетрадь. Научатся: сохранять достоинство в конфликте.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; – 14 –
отношениях (ознакомление с новым материалом) Отвечают на вопросы. Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Читают тексты, рассматривают и л л ю с т р а ц и ю , о т в е ч а ю т н а вопросы, высказывают собственное мнение. Выполняют задания. Знакомятся с правилами, обсуждают их Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 21 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизаци я знаний) .Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. Отвечают на вопросы. Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Читают тексты, рассматривают и л л ю с т р а ц и ю , о т в е ч а ю т н а вопросы, высказывают собственное мнение. Выполняют задания. Знакомятся с правилами, обсуждают их Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Г л а в а III. Нравственные основы жизни (7 часов)
22–23 Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы. Пишут размышления на заданную тему, по желанию зачитывают их, принимают участие в обсуждении. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные:
определяют Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности – 15 –
Рассматривают иллюстрацию картины, знакомятся с притчей и отвечают на вопросы последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий 24–25 Будь смелым (ознакомление с новым мате- риалом) Читают и обсуждают притчу, определяют ее главную мысль. Самостоятельно изучают материал, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Анализируют пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры. Выполняют задания, обсуждают полученную информацию. Обсуждают различные способы преодоления страха Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 26–27 Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам. Самостоятельно изучают материал, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Анализируют пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры. Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 28 Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизаци я знаний) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем. Инсценируют ситуации по Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности – 16 –
заданным темам, анализируют свои диалоги и диалоги одноклассников, комментируют, делают замечания, исправляют допущенные ошибки. 5. Читают текст, рассматривают иллюстрацию, высказывают собственную точку зрения на поставленные вопросы коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Итоговое повторение (6 часов)
29–30 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизаци я знаний) Зачетные вопросы. Практические задания Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:
формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения 31–32 Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов)) Защита индивидуальных проектов. Обсуждение проектов Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им – 17 –
33 Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) Выполнение тестовых заданий Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Познавательные:
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения 34 Урок- конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизаци я знаний) Высказывают собственную точку зрения на поставленные вопросы Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления. Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности пой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности – 18 –

Приложение 1.
Условные обозначения:
Т
– тест
КР
– контрольная работа
Ф опрос
-фронтальный опрос,
ИК
-индивидуальный контроль
Календарно-тематическое планирование
№ урока № в четвер ти № в раздел е Тема и тип урока Элементы содержания Контр оль Домашнее задание Образовательные ресурсы Сроки 1 2 3 4 5 6 7 8
I четверть (9ч)

Глава I. Человек в социальном измерении (12ч)
1. 1– 1 1 Вводный урок Знакомство с курсом обществознания Индивидуальные творческие задания «Биографии исторических личностей». У: с.4-6, РТ: с.3 Набор карточек с определениями. Презентация «Человек, индивид, личность». URL:proshkoluuser/ rizingelena/file/586150/ 01.09.16 2. 2 2 Человек – личность Что такое личность. Биологическое и социальное в природе человека. У: §1, с.8-9 (пересказ), РТ: с.4 №3 Презентация «Человек – личность» 08.09.16 3. 3 3 Индивидуальность - плохо или хорошо? Понятие об индивидуальности. Неповторимость, уникальность человека. У: §1, с.12-13, РТ: с.5 №4 Презентация «Человек – личность» 15.09.16 4. 4 4 Сильная личность-какая она? Тест 1 «Человек – личность» В чем проявляется сила личности? Т-1 У: §1, с.15-17, РТ: с.6 №7, с.7 №8 Презентация 22.09.16 – 19 –
5. 5 5 Человек познает мир Познание мира и себя, что такое самосознание, на что ты способен. У: §2, с.17-24, РТ: с.11 №8 Видео «Дети-вундеркинды» 29.09.16 6. 6 6 Человек и его деятельность Тест 2. Человек познает мир Деятельность человека, её основные формы связь между деятельностью и формированием личности. Потребности человека - биологические, социальные, духовные; индивидуальный характер потребностей. Т-2 У: §3, с.26-28, РТ: с.14-15 №4 Презентация «Человек и его деятельность». URL: proshkoluuser/galsto nok/file/651848/ 06.10.16 7. 7 7 Человек и его деятельность Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека). У: §3, с.28-33, РТ: с.15 №5, с17 №8 Презентация «Человек и его деятельность» 13.10.16 8. 8 8 Потребности человека
Контрольная работа

№1 за 1 четверть
Какие бывают потребности. К-1 У: § 4, с.33-35, РТ: с.19 №3, с.18-19 №2 Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет». URL: nsportalshkola/ obshchestvoznanie/library/cht o-chelovek-chuvstvuet-o- chem-razmyshlyaet 20.10.16 9. 9 9 Потребности человека.
Тест 3
Человек и его деятельность Потребности человека, их индивидуальный характер, духовный мир человека, мысли и чувства. Т-3 У: § 4, с.36-40, РТ: с.20 №4-5 Презентация «Потребности человека» 27.10.16 – 20 –

II четверть (7ч)
10. 1 10 На пути к жизненному успеху Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. У: §5, с.40-45, РТ: с.24 №3-4 Презентация «На пути к жизненному успеху». URL: nsportalshkola/obshc hestvoznanie/library/urok-na- puti-k-zhiznennomu-uspekhu 10.11.16 11. 2 11 На пути к жизненному успеху Тест Выбор жизненного пути У: §5, с.45-48, РТ: с.26-27 №6-7 17.11.16 12. 3 12 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении»
Тест
Человек в соц. измерении Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий рабочей тетради Т-4 РТ: с.28 №8 (эссе «Кем я хочу стать») Е. В. Селезнева Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия. М.: АСТ- Астрель, 2002 24.11.16
Г л а в а II. Человек среди людей (9 часов)
13. 4 1 Межличностные отношения
Тест 5
Какие отношения называются межличностными. Чувства -основа межличностных отношений. Т-5 У: §6, с.50-52, РТ: с.33 №7 Карточки с ситуациями по теме урока. Презентация «Отношения между людьми». URL: rusedudetail_1 0287.html 01.12.16 14. 5 2 Межличностные отношения. Виды межличностных отношений У: §6, с.52-58, РТ: с.33 №8 (рассказ написать в тетради для конспектов) Презентация «Межличностные отношения» 08.12.16 15. 6 3 Человек в группе
Контрольная работа

№2 за 2 четверть
Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. К-2 У: §7, с.58-61, РТ: с.35 №3 Презентация «Ты и твои товарищи». URL: uchportalload/ 143-1-0-3838 15.12.16 16. 7 4 Человек в группе
Тест 5
Межличностные отношения Что можно чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути Т-6 У: §7, с.61-66, РТ: с.37 №8 Презентация «Человек в группе» 22.12.16 – 21 –

III четверть (10ч)
17. 1 5 Общение Что такое общение. Каковы цели общения. У: §8, с.67-68, РТ: с.37-38 №2 Презентация «Зачем люди общаются». URL: festival.1septembera rticles/571552/ 12.01.17 18. 2 6 Общение Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. У: §8, с.68-75, РТ: с.38-39 №4 Презентация «Общение» 19.01.17 19. 3 7 Конфликты в межличностных отношениях
Тест-6
Общение Как возникает межличностный конфликт. «Семь раз отмерь…». Т-7 У: §9, с.76-80, РТ: с.42-43 №3 Презентация «Почему нужно быть терпимым». URL: festival.1septembera rticles/579564/ 26.01.17 20. 4 8 Конфликты в межличностных отношениях Как не проиграть в конфликте У: §9, с.80-83, РТ: с.45-47 №6 Презентация «Конфликты в межличностных отношениях» 02.02.17 21. 5 9 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей»
Тест 7.
«Человек среди людей» Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум Т-8 У: §9, с.83-84, РТ: с.47 №8 Е. В. Селезнева. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия. М.: АСТ- Астрель, 2002 09.02.17
Г л а в а III. Нравственные основы жизни (7 часов)
22. 6 1 Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) 1Что такое добро. Кого называют добрым. У: §10, с.86-88, РТ: с.49-50 №6 Презентация «Человек славен добрыми делами». URL: nsportalshkola/obshchestv oznanie/library/chelovek- slaven-dobrom 16.02.17 23. 7 2 Человек славен добрыми делами Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека У: §10, с.88-92, РТ: с.50 №7 Презентация «Человек славен добрыми делами» 02.03.17 – 22 –
24. 8 3 Будь смелым
Т-

9.
Человек славен добрыми делами Что такое страх. Т-9 У: §11, с.92-93, РТ: с.51 №2 Е. В. Домашек. Школьный справочник по обществознанию. Рн/Д.: Феникс, 2010 09.03.17 25. 9 4 Будь смелым
Контрольная работа

№3 за 3 четверть
Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет» У: §11, с.94-99, РТ: с.52 №4 Презентация «Будь смелым » 16.03.17 26. 10 5 Человек и человечность
Тест 10.
Будь смелым Что такое гуманизм. Т-10 У: §12, с.100-102, РТ: с.56 №5 Презентация «Что такое человечность». URL: nsportalshkola/obshchestv oznanie/library/chto-takoe- chelovechnost 23.03.17
IV четверть (8ч)
27. 1 6 Человек и человечность Прояви внимание к старикам У: §12, с.102-105, РТ: с.57 №7 06.04.17 28. 2 7 Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни»
Тест11.
«Нравственные основы жизни» Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока Т-11 РТ: с.57 №6 Подготовка к уроку- конференции 13.04.17
Итоговое повторение (6 часов)
29. 3 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» Зачетные вопросы. Практические задания У: §12, с.107 (вопросы к гл.I), РТ: с.58-59 №1-8 Подготовка к защите проекта 20.04.17 30. 4 2 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» Зачетные вопросы. Практические задания РТ: с.59-61 №9-13 Презентация «Человек и общество» 27.04.17 31. 5 3 Человек в системе общественных отношений Защита индивидуальных проектов. Обсуждение проектов Подготовка к контрольной работе Индивидуальные презентации по темам 04.05.17 32. 6 4
Контрольная работа

№4 за год
К-4 11.05.17 – 23 –

Итоговый тест по

курсу

«Обществознание» за
33. 7 5 Урок-конференция «Человек и общество» Презентация «Человек и общество» 18.05.17 34. 8 6 Резерв 25.05.17 – 24 –

Лист корректировки рабочей программы
№ п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 1 четверть Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 2 четверть Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 3 четверть – 25 –
Вывод: Дата ______ Подпись № п/п Количество часов Причины невыполнения программы Компенсирующие мероприятия Сроки осуществления По плану Проведено фактически 4 четверть Вывод: Дата ______ Подпись
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
2016- 2017 Количество часов Выводы по итогам года По плану Фактически – 26 –
Дата «___»_________ 2017 Подпись учителя_____________ Заместитель директора по УВР_______________ – 27 –


В раздел образования