Организация внимания ребёнка младший школьного возраста
Автор: Федористова Оксана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Суворовская средняя школа" Населённый пункт: Республика Крым Наименование материала: статья Тема: Организация внимания ребёнка младший школьного возраста Раздел: начальное образование
Организация внимания ребёнка младший школьного возраста
Поступление в школу - очень важный период в жизни каждого ребёнка. В его жизни
происходит серьёзный разрыв - его вырывают из семьи, и в это время важно подготовить
ребёнка к новым условиям его жизни. Теперь он вступает в незнакомый коллектив и
должен знать как себя в нём вести. Между тем, школа не простой социальный институт, и
учитель, и ученики носят определённые социальные функции, в школе действуют строгие
социальные правила, и поведение ребёнка должно подстроиться под эти жёсткие правила.
Тут важна не только социальная подготовленность ребёнка, но и уровень его психического
развития. Ребёнок должен обладать уже к моменту вступления в школу некоторыми
навыками, знаниями и умениями, чтобы качественно усваивать школьную программу.
Следует помнить, что к моменту поступления в школу у ребёнка уже должно быть
сформировано полноценное произвольное внимание.
Младший школьный возраст является переходным, и ребёнок соединяет в своей
психике
черты
дошкольного
периода
и
школьного
периода,
остатки
детской
непосредственности, желание игровой деятельности, и стремление занять более высокую
социальную
позицию,
уже
не
просто
«маленький»,
а
«школьник».
Как
и
любой
переходный
период,
он
богат
скрытыми
возможностями
развития,
поэтому
сейчас
проводятся множество исследований, чтобы своевременно увидеть эти возможности, и
максимально их развить.
Внимание
первоклассника
еще
слабо
организовано
и
имеет
небольшой
объем,
первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя
о жизни и деятельности ее автора-художника. Они еще не умеют направить свое внимание
на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Так,
если, например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели
бабочки, ученики легко «соскальзывают» с оперирования числами на обсуждение цвета
бабочек,
их
видов,
начинают
вспоминать,
где
и
когда
они
их
ловили.
А
во
время
обсуждения
подвига
А.Маресьева
семи-,
восьмилетних
детей
больше
всего
заинтересовывает
не
его
упорство,
его
воля,
которые
позволили
герою
вернуться
к
любимому делу, а то, как звали мальчиков, которые нашли в лесу Маресьева, кто за ним
приехал, и т. п.
Внимание
к
частностям
рассказа
или
события,
есть
результат
характерной
для
маленьких детей слитности и ситуативности восприятия, сложных для них явлений,
неумения
анализировать,
вычленять
главное
и
видеть
существенные
связи
в
воспринимаемом целом. Неумение вычленять существенное усиливается, если учитель
неоднократно
подчеркивает
и
таким
образом
специально
выделяет
какой-то
элемент
целого.
Становясь
акцентированным
компонентом
воспринимаемого
комплексного
раздражителя, такой элемент приковывает к себе внимание учеников. Так, изучая букву
«ь» (мягкий знак), дети начинают «слышать» мягкий согласный звук всюду и тогда они
пишут «Колья» (вместо «Коля»), «вьзял», «рьама».
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших
классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя.
Чрезмерно
акцентированными
компонентами
целого,
привлекающими
их
внимание,
становятся иногда отдельные персонажи, которые не играют основной роли в рассказе или
картине. Так же их внимание могу привлечь отдельные действия персонажей, такие, как
ударил, помчался, скрылся, порой даже какие-то черты внешнего облика, а именно:
прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и
лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для
закрепления которого она этот пример использовала.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все
новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без
всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в
учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они
привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы стоит
сложнейшая задача – продумывать работу, направленную на организацию внимания детей.
Безусловно, сам процесс обучения способствует развитию произвольного внимания, его
устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка
и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное,
так
и
произвольное
–
интенсивно
развивается.
Строить
обучение
только
на
непроизвольном внимании было бы ошибочно. Педагогический процесс предполагает
следующее умение: использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию
произвольного внимания.
На протяжении обучения ребёнка в начальной школе в развитии процесса внимания
происходят
существенные
изменения,
идёт
интенсивное
развитие
всех
его
свойств:
особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9-10 годам дети способны
достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Поэтому
развитие
произвольного
внимания
младшего
школьника
является
одним
из
важнейших приобретений личности на данном этапе. Оно связано с формированием у
ребенка
волевых
качеств
и
находится
в
теснейшем
взаимодействии
с
его
общим
умственным развитием. Внимание развивается постепенно и на определенный момент
становится
свойством
личности,
ее
постоянной
особенностью,
которая
называется
внимательностью.
Младший школьный возраст – это период впитывания, усвоения, накопления знаний.
Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его
характеризуют
повышенная
восприимчивость,
внимательность.
Этот
возраст
впечатлителен,
что
обеспечивает
динамичное,
когнитивное
и
личностное
развитие
ребенка.
Постепенно
внимание
младшего
школьника
приобретает
выраженный
произвольный, преднамеренный характер.
В младшем школьном возрасте познавательная активность ребенка направлена на
обследование
окружающего
мира,
которая
организует
его
внимание
на
исследуемых
объектах долгое время, до тех пор, пока не исчезнет интерес к тому или иному предмету
или действию. Ребенок может быть занят важной для него игрой по два, а то и три часа.
Столько же он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности. Например:
рисование, конструирование, изготовление значимых для него поделок. Однако такие
результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Но в
случае если необходимо сосредоточить внимание на какой-либо деятельности, которая ему
не
нравится
или
не
вызывает
должного
интереса,
он
будет
томиться,
отвлекаться
и
чувствовать себя совершенно несчастным.
В таких случаях учителю необходимо организовать внимание ребенка при помощи
словесных указаний. Учащемуся необходимо периодически напоминать о необходимости
выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия, например: «Дети!
Откроем
альбомы.
Возьмем
красный
карандаш
и
в
верхнем
левом
углу
нарисуем
кружок...» и т.д.
Ребенок
в
младшем
школьном
возрасте
уже
способен
сам
планировать
свою
деятельность. При планировании своей деятельности он проговаривает вслух то, что он
должен сделать, и в какой последовательности будет выполнять ту или иную работу. Этап
планирования, безусловно, помогает организовать внимание ребенка, как при выполнении
коллективной
работы,
так
и
при
самостоятельном
выполнении
задания,
например:
выполнение домашнего задания.
Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься всего
лишь
15-20
минут.
Эта
особенность
внимания
является
одним
из
оснований
для
включения
в
учебное
занятие
элементов
игры
и
достаточно
частой
смены
форм
деятельности, но при этом не стоит забывать о том, что младшие школьники не умеют
быстро
переключать
свое
внимание
с
одного
действия
на
другое.
Дети
младшего
школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных
задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.
В
младшем
школьном
возрасте
происходят
следующие
изменения:
расширяется
объем
внимания;
возрастает
устойчивость
внимания;
формируется
произвольное
внимание по сравнению с предыдущими этапами развития ребенка. Обладая данной
информацией,
учителю
необходимо
строить
учебное
занятие
таким
образом,
чтобы
максимально заинтересовать ученика, так как именно в этом случае будет достигнут
максимальный результат.
Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается во
время
самих
занятий.
Главное
правильно
подобрать
методы
и
приемы,
которые
в
интересной
форме
будут
способствовать
развитию.
Также
упражнения
для
внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи
знаний или на классном часу. Например, можно попросить ребёнка рассказать, как пройти
от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не
только внимание, но и память. Можно также предложить задание для всей группы детей,
например,
рассказать,
как
пройти
от
школы
к
какому-либо
всем
известному
месту,
например,
музею,
музыкальной
школе
и
т.
д.
Такое
упражнение
поспособствует
внимательности
ребят
в
дальнейшем,
а
наблюдательность
заинтересует
их
как
вид
деятельности. Можно предложить детям следующее задание: обратить внимание на то, что
они увидят по пути к школе в следующий день. На уроке или классном часу можно
проверить, как малыши справились с заданием.
На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и
многим
известную
игру,
которая
прекрасно
развивает
умение
вовремя
переключить
внимание. Детям предлагают приготовить свои ладошки и хлопать, если учитель называет
съедобный
предмет.
Если
же
слово
обозначает
не
съедобное,
от
хлопка
следует
воздержаться. Таким способом можно провести упражнение и другой тематики, примером
«Живое – не живое», «Летает – не летает» и т. д. Очень простое упражнение на внимание,
которое прекрасно подойдет для детей 1-2 классов – это игра «Найди отличия». Детям
предлагают
2
похожие
картинки,
между
которыми
они
должны
найти
все
отличия.
Хорошо, если ребенок справляется с заданием в минимальное количество времени.
Внимательность хорошо развивает игра «Цепочка». Смысл заключается в том, что
кто-то говорит первое слово, второй повторяет это же слово и прибавляет свое, третий
участник повторяют предыдущие два слова и добавляет свое. Таким образом, поступают
все участники. Главное в игре не упустить ни одного звена цепочки. Тот, кто нарушает
последовательность или пропускает слова – прекращает игру. Такое интересное занятие
можно проводить в двух направлениях:
— когда слова между собою связаны логически, например: корова – дает – молоко –
и – ест – траву.
— и когда слова между собою не связаны, например, медведь – планета – стол –
шампунь.
Для развития внимания младших школьников подойдет еще одно упражнение под
названием «Не собьюсь». Заключается оно в том, что постоянно вместо какого-либо числа
или цифры, нужно говорить фразу «Не собьюсь». Например, при счёте от 1 до 50, если в
цифре звучит 2, то говорим «не собьюсь»: итак: 1, не собьюсь, 3,4…. . 11, не собьюсь, 13,
14
и
т.
д.
С
помощью
этого
упражнения
прекрасно
развивается
концентрация
и
распределение внимания.