Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Автор: Починская Светлана Васильевна Должность: учитель индивидуального обучения Учебное заведение: МБОУ "Новосельская средняя школа" Населённый пункт: Республика Крым Наименование материала: статья Тема: Особенности обучения детей с задержкой психического развития Раздел: среднее образование
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических
особенностей
в
их
познавательной,
эмоционально-волевой
деятельности,
поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей
данной категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные
черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость,
результате
чего
низкая
работоспособность;
незрелость
эмоций,
воли,
поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный
словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой
деятельности.
Восприятие
характеризуется
замедленностью.
В
мышлении
обнаруживаются
трудности
словесно-логических
операций.
У
детей
с
задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует
умение
использовать
вспомогательные
средства
для
запоминания.
Им
необходим более длительный период для приема и переработки информации.
При
стойких
формах задержки
психического
развития
церебрально-
органического
генеза,
помимо
расстройств
познавательной
деятельности,
обусловленных
нарушением
работоспособности,
нередко
наблюдается
и
недостаточная
сформированность
отдельных
корковых
или
подкорковых
функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза,
моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной
памяти.
Таким
образом,
наряду
с
общими
чертами,
детям
с
задержкой
психического
развития
различной
клинической
этиологии
свойственны
характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом
исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.
Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности.
При
организации
процесса
обучения
следует
помнить,
что
дети
с
задержкой психического развитиямногие практические и интеллектуальные
задачи
решают
на
уровне
своего
возраста,
способны
воспользоваться
оказанной
помощью,
умеют
осмыслить
сюжет
картинки,
рассказа,
разобраться
в
условии
простой
задачи
и
выполнить
множество
других
заданий.
В
то
же
время
у
этих
обучающихся
отмечается
недостаточная
познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и
истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро
наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие
чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала:
они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение,
забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко
вместо
решения
задачи
просто
механически
манипулируют
цифрами;
оказываются
неспособными
оценить
результаты
своих
действий;
их
представления об окружающем мире недостаточно широки.
Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять
свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них
преобладают игровые мотивы.
Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют
задания
вместе
со
всеми
обучающимися,
но
быстро
устают,
начинают
отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в
знаниях образуются значительные пробелы.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности,
недостаточность
процессов
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому
из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их
знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново
учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с
нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические
пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на
основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей
прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание
таких детей и привлекают их к работе.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к
положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что
дает возможность учителю считать ученика отстающим в развитии, медленно
усваивающим учебный материал.
В
периоды
нормальной
работоспособности
у
детей
с
задержкой
психического развития обнаруживается целый ряд положительных сторон их
деятельности,
характеризующих
сохранность
многих
личностных
и
интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего
при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих
длительного
умственного
напряжения
и
протекающих
в
спокойной
доброжелательной обстановке.
В
таком
состоянии
при
индивидуальной
работе
дети
оказываются
способными
самостоятельно
или
с
незначительной
помощью
решать
интеллектуальные
задачи
почти
на
уровне
нормально
развивающихся
сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-
следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный
смысл пословиц).
Аналогичная
картина
наблюдается
и
на
уроках.
Дети
могут
сравнительно
быстро
понять
учебный
материал,
правильно
выполнить
упражнения
и,
руководствуясь
образом
или
целью
задания,
исправить
ошибки в работе.
К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей
и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно
хорошей
работоспособности
многие
из
них
последовательно
и
подробно
пересказывают
доступный
текст,
правильно
отвечают
на
вопросы
по
прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в
нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и
глубокие эмоциональные реакции.
Во
внеклассной
жизни
дети
обычно
активны,
имеют
разнообразные
интересы. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку,
рисование,
конструирование,
с
увлечением
работают
со
строительным
материалом
и
разрезными
картинками.
Но
таких
детей
меньшинство.
Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться.
К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в
самостоятельных играх, как правило, бывает мало.
Все
дети
с
задержкой
психического
развития
любят
разного
рода
экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так
захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного.
Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них
обнаруживается
явная
двигательная
неловкость,
недо ст аточная
координированность
движений,
неумение
подчиняться
заданному
(музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения,
школьники достигают значительных успехов.
Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых,
но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и
сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в
себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.
Описанные
особенности
поведения
детей
с
ЗПР
при
недостаточном
знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут
создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования
обучения,
предусмотренные
для
учеников
общеобразовательной
школы.
Однако
комплексное
(клиническое
и
психолого-педагогическое)
изучение
обучающихся
данной
категории
показывает,
что
это
далеко
не
так.
Их
психофизиологические
особенности,
своеобразие
познавательной
деятельности
и
поведения
приводят
к
тому,
что
содержание
и
методы
обучения,
темп
работы
и
требования
общеобразовательной
школы
оказываются для них непосильными.
Рабочее состояние детей с задержкой психического развития, во время
которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те
или
иные
задачи,
кратковременно.
Как
отмечают
учителя,
нередко
дети
способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление
и
истощение,
интерес
к
занятиям
пропадает,
работа
прекращается.
В
состоянии
утомления
у
них
резко
снижается
внимание,
возникают
импульсивные,
необдуманные
действия,
в
работах
появляется
множество
ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает
раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если
требуется усвоить новый учебный материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в
период
нормальной
работоспособности,
как
бы
повисает
в
воздухе,
не
связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания
во
многих
с луч а я х
о с т а ют с я
не полными,
от рывис т ыми,
н е
систематизируются.
Вслед
за
этим
у
детей
развивается
крайняя
неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не
могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление
возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей
умственных
усилий:
заполнение
готовых
форм,
изготовление
несложных
поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и
числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на
другой:
выполнив
пример
на
деление,
нередко
осуществляют
эту
же
операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные
действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также
быстро утомляют обучающихся.
В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим
урока.
Долгое
время
урок
для
них
остается
игрой,
поэтому
они
могут
вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть,
задавать
вопросы,
не
относящиеся
к
уроку,
без
конца
переспрашивать
учителя.
Утомляясь,
начинают
вести
себя
по-разному:
одни
становятся
вялыми
и
пассивными,
ложатся
на
парту,
бесцельно
смотрят
в
окно,
притихают, не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время
стремятся
уединиться,
спрятаться
от
товарищей.
У
других,
наоборот,
возникает
повышенная
возбудимость,
расторможенность,
двигательное
беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на
своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень
обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить,
обидеть товарища, порой становятся жестокими.
Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и
большой такт со стороны учителя.
Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются
самоутверждаться
собственными
путями:
подчиняют
себе
более
слабых
физически
товарищей,
командуют
ими,
заставляют
выполнять
за
себя
неприятную
работу
(уборка
в
классе),
показывают
свое
«геройство»,
совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной
лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо
поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно
чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с
трудом
успокаиваются.
Физически
более
слабые
школьники
легко
подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже
тогда, когда те явно не правы.
Неправильное
поведение,
проявляющееся
у
младших
школьников
в
сравнительно
безобидных
поступках,
может
перерасти
в
стойкие
черты
характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных
мер.
Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для
понимания общего подхода к работе с ними.