Автор: Селеменева Лариса Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Солнышко" Населённый пункт: Кемеровская область, п. Краснобродский Наименование материала: статья Тема: Культура речи взрослого и ребёнка Раздел: дошкольное образование
Культура речи взрослого и ребёнка
Одним из важнейших коммуникативных качеств речи является
её
чистота.
Чистой
мы
называем
такую
речь,
в
которой
нет
элементов,
чуждых
литературному
языку
и
нет
элементов,
отвергаемых
нормами
нравственности
(бранные
слова,
вульгаризмы).
Какие
элементы
засоряют
речь
современных
дошкольников?
Какие
способы
борьбы
с
«сорняками»
и
«паразитами» в детском общении можно посоветовать педагогом и
их родителям?
Среди
самых
популярных
и
наиболее
ранних
сорняков,
расцветающих на просторах детской речи, необходимо выделить
так называемые «навязчивые» слова, или слова-«паразиты»: «ну»,
«это»,
«вот»,
«значит»,
«короче»,
«типа»
и
т.д.
Основными
причинами
использования
слов-«паразитов»
я в л я е т с я
недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас,
что
и
подталкивает
детей
к
интуитивному
поиску
спасительной
соломинки в не несущих смысла, но всё-таки словах.
«Выпалывать»
подобные
сорные
элементы
следует
планомерно,
но
деликатно.
Для
этого
нужно
настойчиво
и
одновременно
корректно
помогать
ребёнку
справиться
с
заполнением
неловких
пауз
в
речи,
подсказывая
и
напоминая
«нужные», «подходящие» слова в различных ситуациях. Кроме того
необходимо в доступной и наглядной форме сначала объяснить, а
потом
ненавязчиво
показать
что
слова-«паразиты»
искажают
содержание
речи,
затрудняют
её
восприятие
и
понимание
(«Слушай…
ты…
ну…
это…
как
там
тебя…
Сашка!
Короче…
это…
значит… такое дело… ну… в общем… пошли гулять!»).
О ч е в и д н о ,
ч т о
п р е д у п р е ж д е н и ю
и с п о л ь з о в а н и я
дошкольниками
«паразитарной»
лексики
с по с о бс т вует
целенаправленная и систематическая работа по развитию связной
речи и обогащению словарного запаса. Наиболее известные пути:
почаще
стимулировать
малыша
(причём
не
только
в
педагогическом,
но
и
в
семейном,
бытовом
общении!)
к
пересказам увиденного и услышанного(книга, фильм т.д.); просить
что-либо объяснить, уточнить, перефразировать «своими словами»,
предложить поиграть в «писателя», «режиссёра» (составить рассказ
по картинке, озвучить роль сказочного персонажа).
В
группе
словесных
«сорняков»
выделяется
наиболее
обобщённый и по-разному пониманию лингвистами термин сленг.
Именно
этот
термин
можно
наиболее
точно
применить
для
определения
таких
«приглянувшихся»
современному
поколению
детей
словечек,
как
«тусоваться»,
«клёвый»,
«прикольный»,
«суперский»,
«фишка»
т.п.
рассматривания
причины
внедрения
сленговых элементов в речь дошкольников, необходимо прежде
всего говорить о подражании взрослым и более старшим детям.
Поэтому провели небольшой опрос будущих педагогов-психологов
по данной проблеме. Студентам после ознакомительной лекции
были заданы следующие вопросы: 1) Как вы относитесь к сленгу? 2)
Используете ли сленг в своей речи? В каких ситуациях? Почему? 3)
Перечислите наиболее часто употребляемые вами сленговые слова
и выражения.
Анкетирование
показало,
что
60%
учащихся
педвуза
часто
используют в своей речи сленговые элементы, в «горячей десятке»
которых
устойчиво
лидируют
«тусовка»,
«клёво»,
«круто»,
«прикольно», «чувак», «фишка» и т.д. Лишь 10%
респондентов
указали, что почти не употребляют подобные слова. Только 15%
опрошенных
выразили
отрицательное
отношение
к
сленгу,
остальные
проявили
либо
лояльность
к
этой
разновидности
нелитературного языка, либо безразличие к проблеме
чистоты
русской речи.
Нередко в беседе с родителями, а иногда даже с педагогами,
воспитателями приходится сталкиваться с расхожим , но неточным
определением: «Он у нас совсем распустился! Появился какой-то
жуткий жаргон : начал говорить разные плохие слова, порой и
матом ругается…» между тем следует отличать жаргон и сленг от
сквернословия
–
использования
ругательств
и
вульгарно-
просторечных слов и выражений.
Известно, что бранные, грубые, фамильярные высказывания,
особенно
в
детской
речи,
не
обязательно
имеют
целью
оскорбление и унижение адресата. Вспомним известную шутливую
поговорку:
«Русский
человек
не
ругается
матом
–
он
не
нём
разговаривает».
Возможными
намерениями
дошкольника,
употребляющего
в
своей
речи
ругательства
и
вульгаризмы,
могут быть следующие:
Выражение отрицательных эмоций
А к т и в н о е
с а м о у т в е р ж д е н и е
р е б ё н к а ,
к а к
самостоятельной языковой личности
Д е м о н с т р а ц и я
м а л е н ь к и м
ч ел о в е к о м
с в о е й
псевдовзрослости
Способ установления коммуникативного контакта со
сверстниками
«запрещённый»,
но
весьма
эффективный
приём
привлечения внимания взрослых.
Кроме того, употребление ребёнка ругательств часто возникает как
своеобразная
словесная
игра,
типичное
для
детской
речевой
субкультуры соревнование «кто кого переговорит».
Наконец
сленг
и
вульгаризмы
в
речи
дошкольников
часто
выступают
примитивным
подражанием
некультурной
манере
общения взрослых.
Мама «воспитывает» пятилетнюю дочь, как следует вести себя
за столом: «Сиди прямо! Не кроши на стол! Смотри , уже весь хлеб
сожрала!...» девочка радостно перебивает: «Мамочка, «жрать» -
это плохое слово! Нам воспитательница в садике сказала!»
Анализируя эти и подобные ситуации, приходится признать,
что,
во-первых,
часто
мы,
взрослые,
требуем
от
ребёнка
вежливости и чистоты речи, не замечая грубости и бестактности
собственного речевого поведения. Во-вторых, несмотря на то, что
сквернословие
само
по
себе
может
не
иметь
агрессивной
направленности, приведённые примеры наглядно показывают, что
частое
и
неконтролируемое
использование
ругательств
в
повседневном
бытовом
общении,
несомненно,
демонстрирует
низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность
его
словарного
запаса,
невоспитанность,
отсутствие
умения
выражать свои мысли и чувства литературным языком.
Таким образом, вульгарное и сленговое словоупотребление,
само
по
себе
не
выражая
речевую
агрессию,
создает
грубо-
неприемлемую
тональность
речи,
опошляет
общение,
может
провоцировать ответные бестактность, непонимание и взаимное
отчуждение.
Борьба за чистоту речи не должна вестись неподходящими
для
этого
«орудиями»
-
с
помощью
отрицательного
речевого
воздействия, ответной грубости. Стоит ли удивляться, что в ответ на
угрозу «Я сейчас твой язык туалетным ежом буду чистить!» можно
услышать ответную или даже еще большую дерзость. Но не менее
очевидно и то, что попытки уклониться от прямых педагогических
оценок
детской
речи,
игнорировать
засоряющие
ее
элементы
неизбежно
приводят
к
тому,
что
всевозможные
словесные
«захватчики»
и
«паразиты»
постепенно
закрепляются
в
манере
общения
ребенка,
становятся
устойчивой
формой
его
речевого
поведения.
Решением
этого
непростого
вопроса
должен
стать
некий
педагогический
компромисс,
что
условно
можно
сформулировать в виде принципа: не запрещать, но ограничивать!
Подобный подход предполагает вдумчивое, серьезное разъяснение
ребенку необходимости соблюдения чистоты речи, отрицательных
последствий
употребления
засоряющих
его
элементов
и
ограничения
их
сферой
сугубо
«детского»
внутриколлективного
общения («Да, так действительно разговаривают ребята на улице,
но у нас в семье ( детском саду) так не говорят!»).
Как
может
быть
реализован
предложенный
принцип
в
конкретных
речевых
ситуациях?
Назовем
основные
способы
и
приемы
коррекционно-профилактической
работы
над
чистотой
детской речи.
1.
Самоконтроль и самовоспитание взрослых
2.
Воспитание личным примером
3.
Живое общение с ребенком
4.
Ссылка на авторитеты: сверстников, других взрослых героев
художественных произведений
5.
Аргумент в форме сравнения
6.
Путь малых шагов.
Не секрет, что популярная в бытовом общении педагогическая
установка «Сейчас я за него возьмусь!», даже если применяемые
при этом методы воспитательного воздействия в целом правильны
и адекватны, нередко вызывают у ребёнка отторжение, недоверие,
ощущение какого-то подвоха и желание делать назло.
Поэтому
хотелось
бы,
с
одной
стороны,
предостеречь
от
излишнего энтузиазма и рвения в отношении «борьбы» за чистоту
детской речи. С другой стороны, зачастую работа над чистотой речи
дошкольников
ограничивается
эпизодическими
замечаниями
родителей,
«Днями
вежливости»
в
детском
саду.
Между
тем
достаточно
ответить
на
самые
элементарные
вопросы,
чтобы
оценить
степень
серьёзности
нашего
отношения
к
данной
проблеме
По каким критериям мы выбираем для наших детей книги,
фильмы?
Часто ли интересуемся у ребёнка, понравились ли ему не
только содержание, но и речевое воплощение услышанного
Обращаем
ли
внимание
ребёнка
на
положительные
и
негативные моменты в его собственной речи.
Пытаться предупредить и тем более изменить нежелательное
речевое поведение дошкольника можно только последовательно
(усложняя требования к речи по мере естественного взросления и
усвоения коммуникативных норм) и постепенно .