Автор: Панарина Алла Алексеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ школа №97 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Театрализованная деятельность для детей с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
г. Москва ГБОУ школа №97 структурное подразделение №2
(дошкольное)
Педагог-психолог Панарина Алла Алексеевна
Театрализованные игры как средство интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное
учреждение
Цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в дошкольном учреждении состоит в максимальном включении в
воспитательно-образовательный процесс, в формировании доступных им ви-
дов деятельности: предметно-практической, игровой, элементарной учебной,
трудовой, общения. Результатом становится социально-бытовая адаптация
дошкольников, социальная интеграция. Дети оказываются способными овла-
деть элементарными способами общения.
В процессе изучения научной литературы по теме и практической ра-
боты, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспита-
ния детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях раз-
вития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о
том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным
средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в те-
атрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизаци-
ях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положитель-
ные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом раз-
витии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и
взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее,
чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Театрализованная игра рассматривается, как часть социальной
интеграции детей с ОВЗ.
Важное социальное значение интеграции имеет вхождение детей с
ограниченными возможностями в группу сверстников более высокого уровня
развития. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной
активности и области ориентации, но также о возможности развивать
коммуникативные навыки (навыки общения) через реакции детей-партнеров.
Так же отмечается и стимулирующее воздействие более способных
воспитанников. Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей,
снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное,
эмоционально позитивно окрашенное настроение и работоспособность, что
особенно важно для формирования личности. Принятие на себя различных
ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их
чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие
«социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид
деятельности оказывает на развитие способности взаимодействовать с
другими людьми. В процессе игрового общения приобретается опыт
взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими детьми. Важно учить овладевать навыками
произвольного поведения – управлять собой, сдерживая свои
непосредственные желания ради поддержания совместной игры со
сверстниками. Принимая на себя роль персонажа, дети не бояться сделать
что-нибудь неправильно, так как ошибаются персонажи, а не они.
Таким образом создается ситуация успешности для детей с
нормальным развитием, а в нашей ситуации принятие ими детей с ОВЗ и их
совместная деятельность. Это является главным достижением в интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное учреждение.
Конспект театрализованной постановки «Теремок» в инклюзивной стар-
шей группе №5
Цель:
Социальная интеграция, коррекция и развитие творческих способностей де-
тей с ОВЗ через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Помочь развивать эмоциональную сферу детей.
2. Помочь в овладении коммуникативными навыками.
3. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.
4. Помочь овладением средствами образной выразительности.
Подготовительная работа
1.Чтение сказки «Теремок». Воспитатель с детьми обсуждают сюжет сказки,
героев, пересказывают ее по ролям.
2. Воспитатель показывает детям декорации настольного театра «Теремок» и
предлагает вспомнить сказку. Для этого он по очереди берет куклы, участву-
ющие в сказке. Воспитатель задает детям вопросы: кто были герои сказки,
что они делали, кто им отвечал в теремке? Затем воспитатель пересказывает
сказку, показывая, как двигаются куклы на столе.
Воспитатель: Сначала кто увидал теремок? (Мышка.) Как
ее все звали? (Мышка- норушка.) Как Мышка- норушка бежала? Как
она стучала в дверь? Что она спрашивала? Как она узнала, что в теремочке
никого нет?
(Берет куклу Мышку и двигает ее.) Вот так Мышка- норушка
бежала, вот так стучала (имитирует стук) и спрашивала: кто в теремочке жи-
вет? (Обращается к детям.) как мышка спрашивала?
(дети по очереди повторяет слова Мышки- норушки.)
Постепенно воспитатель пересказывает вместе с детьми всю сказку.
Занятие заканчивается под звучание спокойной
музыки.
Работа специалистов.
Логопед разучивает текст и корректирует речь детей с ОВЗ занятых в поста-
новке.
Педагог-психолог организует условия постановки и показа сказки зрителям
(детям, сотрудникам, родителям). Проводит коррекционно-развивающую ра-
боту по эмоциональному изображению роли детей с ОВЗ.
Дефектолог проводит индивидуальную работу по восприятию и заучиванию
текста с детьми с ОВЗ. В постановке читает текст ведущего.
Сказка «Теремок»
Роли и исполнители: мышка- норушка, лягушка- квакушка,
зайка- побегайка, лисичка- сестричка, серый волк – зубами щелк,
медведь.
Декорации: теремок.
(Звучит музыка «Стоит в поле теремок».)
Ведущий : (взрослый).
Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Никого…
Бежит мышка- норушка по полю, увидала теремок …
Мышка: (оглядывает теремок).
Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
(стучит).
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Никого…
Войду я в теремок, закрою двери на замок
И буду жить.
(Входит в теремок.)
Ведущий:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок.
Бежит по полю лягушка- квакушка. Увидала теремок, подбежала
к двери.
Лягушка (скачет возле теремка).
Это что за теремок, теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка- норушка. А ты кто?
Лягушка: Я – лягушка- квакушка.
Мышка: Ступай ко мне жить.
(Мышка впускает лягушку в теремок.)
Ведущий:
Стали они жить вместе. Вот по полю зайка бежит.
Увидал он теремок…
Зайка: Это что за теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка- норушка.
Лягушка: Я, лягушка- квакушка. А ты кто?
Зайка: Я зайка- побегайка.
Мышка и Лягушка: Ступай к нам жить.
(Впускают зайку в теремок.)
Ведущий:
Стали они жить вместе. Вот по полю лисичка
бежит. Увидала она теремок…
Лисичка: Это что за теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка- норушка.
Лягушка : Я, лягушка- квакушка.
Зайка: Я, зайка- побегайка. А ты кто?
Лисичка: А я, лисичка- сестричка.
Зайка: Ступай к нам жить.
(Впускают лисичку в теремок.)
Ведущий:
Стали они жить вместе. Вот по полю волк бежит.
Увидал он теремок…
Волк: Это что за теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка- норушка.
Лягушка: Я, лягушка- квакушка.
Зайка: Я, зайка- побегайка.
Лисичка: Я, лисичка- сестричка. А ты кто?
Волк: Я, серый волк – зубами щелк.
Лисичка: Ступай к нам жить.
(Впускают волка.)
Ведущий:
Стали они жить вместе. Живут звери в теремке, горя
не знают. Мышка варит кашу, лягушка ходит за водой, зайка носит
дрова, лисичка печет пирожки, волк охраняет теремок. Вот идет по
полю медведь. Идет и ревет, весь лес дрожит. Увидал он теремок…
Медведь: Это что за теремок?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий:
Испугались все звери громкого голоса и притих-
ли. А медведь еще громче кричит. Взял он, да и стукнул лапой по
теремку. Развалился теремок, а звери все разбежались.
Медведь: (громко кричит). Никого? У- у-х! (Стучит лапой
по теремку, тот разваливается, звери с возгласами убегают.)
Ведущий:
Вот и сказка вся.
(Звучит музыка «Стоит в поле теремок».)
Для решения задач образовательной интеграции в рамках инклюзивной
группы используется проект «Театрализованные игры как средство
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья». Проект
рассчитан на воспитанников ДОУ.
Целью проекта является организация взаимодействия детей с ОВЗ и нормой.
Основным методом является театрализованная игра.
Для реализации данного проекта разработана система интегрированных
занятий («Альтернативное чтение», «Музыка и движение», «Адаптивная
физическая культура», «Развитие эмоциональной сферы») на тему: «Сказка
«Теремок». Также, интеграция осуществляется в ходе воспитательной работы
в группе.
На занятиях музыки используется музыкальная сказка-инсценировка как
форма передачи содержания сказки в театрализованной игре с помощью
музыкальных инструментов. Для здоровья детей – это театр, оркестр
музыкальных инструментов; для детей с овз – деятельность с музыкальными
инструментами и элементами театрализации в процессе изложения
содержания сказки. Для обыгрывания ролевых образов подбираются
определенные музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель и
воспитатель подбирают роли, соответствующие уровню развития детей,
которые они в состоянии проиграть или изобразить с помощью инструмента.
Итогом разучивания сказки-инсценировки является публичное выступление
перед детьми своего учреждения, родителями, педагогами.
На занятиях физкультуры педагог часто использует элементы
театрализованной игры, благодаря чему дети охотно выполняют
двигательные упражнения, превращаясь в персонажей сказки. Например,
«Мы попали в сказочный лес! Но шуметь нельзя в лесу, здесь спит серый
волк, нужно идти тихо-тихо на носочках (идут на носочках). А теперь
перешагиваем кочки, высоко поднимая ноги».
На занятиях с специалистами дети занимаются по программе,
согласованной, а АППО дошкольного учреждения. Дети вместе с педагогом
рассматривают сказочных персонажей, определяют с помощью пиктограмм
основные эмоциональные состояния, настроение героев сказки («Зайчику
страшно», «Волк злой», «Колобок радостный» и т.д.). В течении года
разыгрываются три небольшие сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и лиса».
Здесь используются мимическая, пантомимическая, имитация
эмоциональных состояний, упражнения, тренирующие произвольную
регуляцию поведения, упражнения, направленные на установление
социальных отношений и контактов.
В группе дети знакомятся со сказкой, разыгрывают ее по ролям, учатся
помогать друг другу, выполняя коллективные задания: раскрашивание, лепка,
конструирование сказочных персонажей из бумаги.
Таким образом, на занятиях используются элементы театрализованной игры
и разнообразные виды деятельности: музыкально – ритмические движения,
пение, слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, изобразительная
деятельность, игры-имитации образов животных, людей, литературных
персонажей, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без
предварительной подготовки. Кроме того, настольный, плоскостной и
объемный кукольный театр (бибабо, пальчиковый) способствуют снятию
эмоционального напряжения воспитанников, появлению желания
взаимодействовать друг с другом. Итак, интеграция осуществляется через
режимные моменты, через воспитательные мероприятия и, что самое важное,
через неформальное общение друг с другом.
Во время проведения описанных мероприятий дети становятся более
терпимыми по отношению друг к другу. Включенность воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников более высокого
уровня развития повышает их опыт общения, формирует навыки
коммуникации. Как результат — это видно в поведении и умении вступать в
контакт, в межличностном взаимодействии, в разных ролевых и социальных
позициях: просить, принимать и оказывать помощь. Все это в целом
повышает адаптационные возможности детей.
Достижениями проводимого коррекционного обучения являются повышение
способности к продуктивному обучению и общению. Накопление у детей
собственного опыта успешного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
в процессе воспитания и учебной деятельности, что стимулирует их
активность и самостоятельность.
Перспективы такой работы являются эффективными и интересными как для
специалистов, так и для всех участников воспитательно – образовательного
процесса.