Творческая деятельность учащихся на уроках технологии с применением метода проекта
Автор: Ященко Тамара Аркадьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат №28 ОАО "РЖД" Населённый пункт: пгт. Смоляниново, Приморский край Наименование материала: Конспект Тема: Творческая деятельность учащихся на уроках технологии с применением метода проекта Раздел: среднее образование
(Обобщение опыта работы)
Выполнила: учитель технологии
Ященко Тамара Аркадьевна
пгт. Смоляниново, Приморский край,2017 г.
Информация об опыте
1.Тема: «
Творческая деятельность
учащихся
на
уроках
технологии
с
применением
метода проекта.
»
(Обобщение опыта работы)
2. Сведения об авторе опыта.
Ященко Тамара Аркадьевна - учитель технологии ЧОУ «Школы - интернат № 28
ОАО «РЖД» пгт. Смоляниново, Приморского края.
3. Условия возникновения, становления опыта.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных
продуктов, имеющих общественное значение.
.Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает
преобразование
реальности,
строится
на
базе
соответствующей
технологии,
которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
4.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что
данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации
системы
образования.
Во-вторых,
владение
логикой
и
технологией
проектирования
позволяет
более
эффективно
осуществлять
аналитические,
организационно-
управленческие
функции.
В-третьих,
проектные
технологии
обеспечивают
конкурентоспособность специалиста.
Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно
процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у
детей при использовании метода проектов.
5. Ведущая педагогическая идея опыта.
Проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами
и
приемами
самостоятельного
достижения
поставленной
познавательной
задачи,
удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных
качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.
6. Длительность работы над опытом.
Работа
над
творческими
проектами
продолжалась
в
течение
10
лет.
Чтобы
повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие
способности,
я
пришла
к
выводу,
что
необходимо
изучать
методику
учебного
проектирования и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я начала в
2006 году.
7. Диапазон опыта.
Опыт работы реализовала через систему уроков технологии в 5 – 11 классах ( по
10 часов в каждом классе отводила на раздел «Творческий проект»).
8. Теоретическая база опыта.
«Метод
проектов,
система
обучения,
при
которой
учащиеся
приобретают
знания
в
процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий –
проектов.
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через
целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся
-
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом
к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы..).
9. Технология опыта.
Рассмотрев
содержание
процесса
проектирования,
я
посчитала
возможным
выделить
следующие
виды
задач
(в
зависимости
от
превалирующей
в
ходе
их
решения
деятельности):
- информационно - исследовательские задачи;
- конструкторские задачи;
- технико - технологические задачи.
Информационно - исследовательские задачи.
Первые
три
этапа
связаны
с
определением
и
конкретизацией
предмета
исследования,
выделением
его
основных
качеств,
признаков
и
свойств,
а
также
определением критериев для дальнейшего сравнения и обобщения, исходя из направлений
предпроектного
анализа:
анализа
функционирования;
изучения
конструкций
и
их
технологической
реализации;
эргономического
исследования;
анализа
формально
-
эстетических решений; анализа экономического фактора и т.д.
Четвертый и пятый этапы тесно связаны со сбором и мыслительной обработкой
информации.
На
данных
этапах
происходит
осмысление
и
сравнительный
анализ
поступившей информации о качествах и свойствах аналогичных объектов с целью их
дальнейшего обобщения.
Шестой этап. Мыслительные операции, рассмотренные на предыдущих стадиях
(анализ и выделение главного, сравнение), непременно должны быть направлены на
формулирование вывода в результате проведенного обобщения, т.е. выделение наиболее
общих, существенных признаков, характеристик, формулирование ведущих понятий, идей.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы
-
задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;
практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов ;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных
результатов);
использование
исследовательских
методов,
предусматривающих
определенную
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-
обсуждение
методов
исследования
(статистиче ских
м е тод о в ,
экспериментальных, наблюдений, пр.);
-
обсуждение
способов
оформление
конечных
результатов
(презентаций,
защиты, творческих отчетов и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основными критериями выбора проектов являются:
1.
оригинальность, доступность, надежность;
2.
техническое совершенство;
3.
эстетические достоинства;
4.
безопасность;
5.
соответствие общественным потребностям;
6.
удобства эксплуатации;
7.
технологичность;
8.
материалоемкость;
9.
стоимость и т. д
Трудности при организации проектной деятельности :
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Результативность опыта.
Метод
проектов
ориентирует
учебный
процесс
на
решение
учащимися
познавательно
-
коммуникативных
и
исследовательских
задач.
Это
позволяет
рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных
методик,
которая
способствует
достижению
высоких
результатов
обучения
и
образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаю:
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на учете особенностей личности учащихся;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся
к более
качественному овладению знаниями;
на
изменении
основной
схемы
взаимодействия
учителя
и
учеников,
равно
партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
на
значительном
повышении
уровня
автономности
учащихся
при
решении
личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной
деятельности.
В результате творческой деятельности метод имеет следующие показатели:
1.
строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
2.
сформировано
умение
самостоятельно
находить
и
обрабатывать
необходимую
информацию;
3.
вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
4.
благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная
динамика учебных достижений учащихся по технологии.
Опыт
работы
показывает,
что
учащиеся
проявляют
наибольший
интерес
к
выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт
учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной
деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса
обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает
интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию
творческих
способностей.
Опираясь
на
повышенный
интерес
к
практической
деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую
деятельность при разработке творческих проектов.
Список используемой литературы.
1.
Павлова
М.Б.,
Питт
Дж.
и
др.
Метод
проектов
в
технологическом
образовании
школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
2.Учебник Технология (Технология ведения дома) 5-6 классы под редакцией Н.В. Синица,
В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014год Приложение:
Проект – презентация на тему: Дизайн квартиры- стиль модерн» выполнила ученица 10 класса
Козина Анасасия. 2013год.
Проект-Презентация
на тему «Уход за кожей» выполнила ученица 6 класса Бондарь Анасасия2016год