Напоминание

Творческая деятельность учащихся на уроках технологии с применением метода проекта


Автор: Ященко Тамара Аркадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат №28 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: пгт. Смоляниново, Приморский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Творческая деятельность учащихся на уроках технологии с применением метода проекта
Раздел: среднее образование





Назад




ЧОУ «Школа – интернат №28 ОАО «РЖД»
Тема:

Деятельность учащихся

на уроках технологии с применением

метода проекта.

(Обобщение опыта работы)
Выполнила: учитель технологии Ященко Тамара Аркадьевна пгт. Смоляниново, Приморский край,2017 г.

Информация об опыте

1.Тема: «

Творческая деятельность

учащихся

на

уроках

технологии

с

применением

метода проекта.

»

(Обобщение опыта работы)

2. Сведения об авторе опыта.
Ященко Тамара Аркадьевна - учитель технологии ЧОУ «Школы - интернат № 28 ОАО «РЖД» пгт. Смоляниново, Приморского края.
3. Условия возникновения, становления опыта.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. .Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
4.

Актуальность
овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно- управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Объектом
исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.
5. Ведущая педагогическая идея опыта.
Проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.
6. Длительность работы над опытом.
Работа над творческими проектами продолжалась в течение 10 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришла к выводу, что необходимо изучать методику учебного проектирования и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я начала в 2006 году.
7. Диапазон опыта.
Опыт работы реализовала через систему уроков технологии в 5 – 11 классах ( по 10 часов в каждом классе отводила на раздел «Творческий проект»).
8. Теоретическая база опыта.
«Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы..).
9. Технология опыта.
Рассмотрев содержание процесса проектирования, я посчитала возможным выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности): - информационно - исследовательские задачи;
- конструкторские задачи; - технико - технологические задачи.
Информационно - исследовательские задачи.

Первые

три

этапа
связаны с определением и конкретизацией предмета исследования, выделением его основных качеств, признаков и свойств, а также определением критериев для дальнейшего сравнения и обобщения, исходя из направлений предпроектного анализа: анализа функционирования; изучения конструкций и их технологической реализации; эргономического исследования; анализа формально - эстетических решений; анализа экономического фактора и т.д.
Четвертый и пятый этапы
тесно связаны со сбором и мыслительной обработкой информации. На данных этапах происходит осмысление и сравнительный анализ поступившей информации о качествах и свойствах аналогичных объектов с целью их дальнейшего обобщения.
Шестой этап.
Мыслительные операции, рассмотренные на предыдущих стадиях (анализ и выделение главного, сравнение), непременно должны быть направлены на формулирование вывода в результате проведенного обобщения, т.е. выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик, формулирование ведущих понятий, идей.
Основные требования к использованию метода проектов:
 наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;  практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;  самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;  структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);  использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; - выдвижение гипотез их решения; - обсуждение методов исследования (статистиче ских м е тод о в , экспериментальных, наблюдений, пр.); - обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.); - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основными критериями выбора проектов являются:
1. оригинальность, доступность, надежность; 2. техническое совершенство; 3. эстетические достоинства; 4. безопасность; 5. соответствие общественным потребностям; 6. удобства эксплуатации; 7. технологичность; 8. материалоемкость; 9. стоимость и т. д
Трудности при организации проектной деятельности :
 постановка ведущих и текущих целей и задач;  поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;  осуществление и аргументация выбора;  сравнение полученного с требуемым;  корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;  объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Результативность опыта.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаю:
 на связи идеи проекта с реальной жизнью;  на учете особенностей личности учащихся;  на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;  на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
 на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
В результате творческой деятельности метод имеет следующие показатели:
1. строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков; 2. сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию; 3. вырос интерес у учащихся к изучению технологии; 4. благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии. Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
Список используемой литературы.
1. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. 2.Учебник Технология (Технология ведения дома) 5-6 классы под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014год Приложение:
Проект – презентация на тему: Дизайн квартиры- стиль модерн» выполнила ученица 10 класса Козина Анасасия. 2013год.
Проект-Презентация на тему «Уход за кожей» выполнила ученица 6 класса Бондарь Анасасия2016год


В раздел образования