Напоминание

Подготовка к ГИА: повторение курса зоологии


Автор: Гомбоева Дари Дашеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5 г. Заккаменск"
Населённый пункт: г. Закаменск, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ГИА: повторение курса зоологии
Раздел: среднее образование





Назад





Подготовка к ГИА повторение зоологии

Методическое пособие для учащихся

Автор: Гомбоева Дари Дашеевна, учитель биологии

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»
Методическое пособие « Подготовка к ГИА: повторение зоологии » содержит раздаточный материал, который может быть использован учителями биологии и выпускниками 9 - 11-х классов при повторении и систематизации важных тем зоологии. Материал содержит понятийный аппарат, схему описания важных свойств жизнедеятельности животных, особенности, присущие только животным. Использование на уроках или в самостоятельной деятельности позволит обучающимся свободно ориентироваться в многообразии животного мира, выделять особенности строения и жизнедеятельности; а также будет способствовать формированию глубокого интереса к изучению раздела «Животные».
Введение
Зоология в основной и средней школе изучается в 7 классе. К 9 классу ученики частично забывают материал данного раздела биологии. При подготовке к ГИА для повторения и систематизации материала и получения обучающимися более глубоких и прочных знаний, я предлагаю использовать раздаточный материал «План характеристики животных». Данный материал может использоваться на уроках учителем, а ученикам он пригодится при самостоятельной подготовке к сдаче итогового государственного экзамена по биологии. Животные – это живые организмы. Им присущи общие признаки, однако, имеются и свои характерные особенности. Изучение животных в курсе школьной программы происходит по единому алгоритму: в первую очередь мы изучаем среду обитания, затем строение, питание, размножение и значение. Если обучающиеся прочно усвоят понятийный аппарат, принципы классификации, элементы характеристики животных и усвоят алгоритм изучения раздела зоологии, то им будет гораздо легче ориентироваться в многообразии животных и выделять особенности строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп. Данный раздаточный материал я использую в своей педагогической практике на протяжении многих лет и считаю, что это дает положительный эффект. Мои ученики успешно сдают итоговый государственный экзамен по биологии в девятом и в одиннадцатом классах.
План характеристики животного

1.Среда обитания, образ жизни 2. Опорно – двигательная система 3. Пищеварительная система. 4.Дыхательная система. 5.Выделительная система 6.Кровеносная система. 7. Нервная система. 8.Органы чувств. 9.Размножение. 10. Значение в природе и жизни человека.
Среда обитания
1.Среда обитания животного. 2. В каких экологических условиях обитает (местообитание)? 3. Форма тела, отделы тела, размеры 4. Симметрия тела. 5. Образ жизни.
Опорно – двигательная система
1. Из каких органов состоит? 2.Тип скелета (наружный или внутренний?) 3. Из какого вещества образован скелет? 4. Отделы скелета (внутреннего, костного) 5. Значение опорно – двигательной системы.
Пищеварительная система.
1. Чем питается животное? 2. Как добывает себе пищу? 3. Кем является по способу питания? 4. Органы пищеварения. Особенности строения и функционирования. 5. Значение пищеварения.
Дыхательная система
1.Что такое дыхание? 2. Кем является по способу дыхания? 3. Каким кислородом дышит? 4. Органы дыхания. Особенности строения и функционирования. 5.Значение дыхания. Значение кислорода.
Выделительная система
1.Органы выделения.Особенности строения и функционирования. 2. Какие вещества удаляются? 3. Откуда в организме накапливаются вредные, ядовитые вещества? 4. Значение выделительной системы.
Кровеносная система.
1. Органы кровеносной системы. Особенности строения и функционирования. 2. Тип кровеносной системы. 3.Сколько кругов кровообращения? Какие? 4. Какой кровью снабжаются клетки тела
5. Температура тела (постоянная или непостоянная). 6.Значение кровеносной системы.
Нервная система
1. Органы нервной системы. Особенности строения и функционирования. 2. Как работает нервная система? 3. Что такое рефлекс? Виды рефлекса. 4. Что такое инстинкт? Приведите примеры. 5.Значение нервной системы.
Органы чувств
Перечислите органы чувств, расскажите об особенностях их строения и функционирования: 1.Орган зрения. 2. Орган слуха. 3. Орган обоняния. 4. Орган равновесия. 5. Орган осязания. 6.Значение органов чувств
Размножение
1.Что такое размножение? 2.Какой вид размножения у данного животного? 3.Раздельнополое животное или гермафродит? Почему? 4.Половые железы самки. Какие гаметы они продуцируют? 5. Половые железы самца. Какие гаметы они продуцируют? 6. Что такое оплодотворение? Какой вид оплодотворения у животного? 7. Что такое зигота, зародыш, яйцо? 8. Тип развития животного (прямое или непрямое)? Почему? 9. Значение размножения.
Основные понятия по разделу «Животные»

Классификация животных
1. Империя (неклеточные и клеточные) 2. Надцарство (прокариоты и эукариоты) 3. Царство (растения, животные, грибы, бактерии, археи, вирусы) 4. Подцарство (одноклеточные и многоклеточные) 5. Тип (например, членистоногие или хордовые) 6. Класс (например, насекомые) 7. Отряд (например, бабочки) 8. Семейство (например, белянки) 9. Род (белянка) 10. Вид (например, капустная белянка)
Симметрия тела

Лучевая симметрия

Двусторонняя симметрия
Через тело животного можно провести одну воображаемую ось, от которой органы Тело их можно разделить воображаемой плоскостью на две зеркально
расходятся лучеобразно. симметричные половины – левую и правую У малоподвижных или прикрепленных животных У активно передвигающихся животных.
Ткани животных

Название

ткани

Особенности строения

Какие органы

образует

Функции
1.Эпителиаль- ная Клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Покровы, выстилает полости тела и внутренних органов Защитная, секреторная, газообменная, всасывающая 2.Соединитель ные ткани Небольшое количество клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества Хрящи, кости, сухожилия, связки, запасы жира(жировая ткань), кровь Опорная, защитная, запасающая, транспортная 3.Мышечная Вытянутые клетки с палочковидными ядрами или многоядерные, принимающие раздражение от нервной системы и отвечающие на него сокращением Гладкая мышечная ткань – внутренние органы. Поперечно – полосатая мышечная ткань – скелетные мышцы Придают форму телу, поддерживают,защища ют внутренние органы 4.Нервная Нейрон – нервная клетка. Тела нейронов имеют звездчатую форму, длинные и короткие отростки Спинной мозг, головной мозг, нервные узлы Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение ко всем органам. Нервные ткани обеспечивают согласованную работу организма
Опорно – двигательная система

Наружный скелет

Внутренний скелет

Хитиновый – образован из твердого

органического вещества хитина

Костный – образован из костной и

хрящевой ткани

Значение: защита, опора, движение

Кровеносная система

Типы кровеносной системы
Незамкнутая Замкнутая
Кровь из сосудов изливается в полость тела Кровь течет по замкнутому кругу, по кровеносным сосудам, не изливается в полость тела
Виды крови
Артериальная кровь – богатая кислородом, ярко алого цвета Венозная кровь – бедная кислородом, темно красного цвета
Нервная система
Нервная система работает рефлекторно, т. е при помощи рефлексов.
Раздражимость
- ответ организма на действие раздражителей.
Рефлекс
– ответ организма на действие раздражителей при помощи нервной системы.
Безусловные
(врожденные) рефлексы Имеются с рождения.
Условные
(приобретенные) рефлексы. Приобретаются в течении жизни, при определенных условиях.
Инстинкт
– последовательная цепь безусловных рефлексов.
Значение нервной системы:
1.Обеспечивает связь организма с окружающей средой. 2.Обеспечивает согласованную работу внутренних органов.
Размножение

Раздельнополые животные –
различают самок и самцов.
Гермафродиты –
организм, в теле которого имеются как женские, так и мужские половые железы.
Половые железы

Самок – яичники,
в них образуются яйцеклетки
Самцов – семенники,
в них образуются сперматозоиды.
Яйцо –
зародыш, покрытый оболочками
Виды оплодотворения

Наружное –
в окружающей среде
Внутреннее –
в теле самки
.

Типы развития

Непрямое развитие -
с личиночной стадией
Прямое развитие –
без личиночной стадии Рекомендуемая литература Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: Вентана – Граф, 2014. – 304с.: ил.


В раздел образования