"Некоторые подходы к планированию работы по физическому воспитанию дошкольников"
Автор: Астафьева Вера Михайловна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 36 "Полянка" Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край. Наименование материала: методическая разработка Тема: "Некоторые подходы к планированию работы по физическому воспитанию дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Некоторые подходы к планированию работы
по физическому воспитанию дошкольников»
Астафьева Вера Михайловна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 «Полянка»
Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан
Одним
из
важнейших
средств
воспитания
здорового
ребенка
с
раннего
возраста
является физическая культура. Правильная организация системы работы по физическому
воспитанию
в
дошкольном
учреждении
способствует
формированию
необходимых
двигательных умений и навыков, физических и волевых качеств воспитанников.
Эффективность процесса физического воспитания во многом определяется тесным
взаимодействием инструктора по физической культуре и воспитателя, а также грамотным
планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное и рациональное
распределение
программного
материала,
но
и
освоение,
а
также
непрерывное
совершенствование
всех
основных
видов
движений.
С
этой
целью
в
дошкольном
учреждении разработан и реализуется ежемесячный «План двигательной активности» для
каждой возрастной группы (Таблица 1).
Таблица 1
План двигательной активности на __________ месяц
Группа ______________________
ОВД
недели
1
2
3
4
Ходьба
со сменой
ведущего.
Игровое
упражнение
«Я - впереди»
ходьба в полном
приседе
с мешочком на
голове
с перестроением в
две колонны и
обратно
Бег
в разных
направлениях
с высоким
подниманием
колена
с выбрасыванием
прямых ног;
по два в колонне с
перестроением по
сигналу. Игровое
упражнение
«Я - ведущий»
Прыжки
попеременно на
правой и левой
ноге
-
прыжки через
длинную и
короткую
скакалку
игровое упражнение
«Через болото»
(через предметы
15-20 см)
Метание и т.д.
бросание
мешочков в круг
бросок мяча в
корзину игровое
упражнение
«Забрось мяч в
кольцо»
-
игровое упражнение
«Кто дальше»
Подвижные
игры
«Мы веселые
ребята»;
«Ручеек»
«Догони свою
пару»;
«Кто ушел?»
«Ловишки»;
«Найди и
промолчи»
«Узнай по голосу»;
«Обеги мяч»
Планирование двигательной активности осуществляется инструктором по физической
культуре в соответствии с программными задачами каждой возрастной группы на основе
пройденного материала предыдущих физкультурных занятий и результатов его усвоения. В
таблицу вносятся
освоенные виды движений текущего месяца, требующие повторения,
закрепления и совершенствования вне непосредственно организованной деятельности: на
прогулках, в процессе индивидуальной работы и совместной деятельности с воспитателем.
Для повышения мотивации детей к двигательной активности основные виды движений могут
быть организованы в виде различных игровых
упражнений и заданий, подвижных игр,
элементов спортивных игр.
Представленные таким образом рекомендации инструктора по физической культуре
используются
педагогами
дошкольного
учреждения
при
календарном
планировании
совместной деятельности с детьми в режимных моментах, что позволяет выстроить четкую
систему
работы
по
физическому
воспитанию
и
обеспечить
преемственность
в
работе
инструктора
по
физической
культуре
и
воспитателя
по
формированию
двигательных
навыков.
Эффективность
такого
подхода
подтверждается
показателями
диагностики
физических
качеств
в
конце
учебного
года:
дети
успешно
овладевают
всеми
видами
основных движений, отмечается рост высокого и среднего уровня физического развития
дошкольников.
Залогом
качественной
работы
в
данном
направлении
является
также
учет
индивидуальных особенностей воспитанников: уровня двигательной активности, состояния
здоровья, уровня физической подготовленности, двигательных интересов и предпочтений.
Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении основным видам движений
инструктором по физической культуре еженедельно заполняется
«Карта индивидуальной
работы по физическому воспитанию» (Таблица 2).
Таблица 2
Карта индивидуальной работы по физическому воспитанию
Группа ______________________
Дата
Ф.И.
ребенка
Основное
движение
Задача
Рекомендации
01.03.12
-04.03.12
Петров Иван
Прыжки
Закреплять умение прыгать
на скакалке поочередно
правой и левой ногой
Выполнять прыжки
способом
перешагивания
01.03.12
-04.03.12
Иванова
Светлана
Метание
Закреплять умение бросать
мешочек вдаль
Выполнять бросание
мешочка вдаль
способом из-за головы
Содержание
карты
включает
в
себя
рекомендации
воспитателям
по
организации
индивидуальной
работы
с
отдельными
детьми
по
закреплению
и
совершенствованию
основного вида движения, изучаемого на
физкультурном занятии. Опираясь на карту,
воспитатель
в
течение
недели
планирует
совместную
деятельность
с
ребенком
или
подгруппой детей, используя разнообразные формы организации: предлагает вспомнить и
выполнить
упражнение
или
движение,
организовать
знакомую
подвижную
игру
с
предложенным движением, устроить соревнование – кто дальше прыгнет, бросит и т.д. При
этом педагог оценивает индивидуальное продвижение ребенка в процессе усвоения тех или
иных видов движений, что вызывает положительное эмоциональное состояние, чувство
удовольствия
и
повышает
самооценку
дошкольника.
Таким
образом,
учитывается
дифференцированный
подход
при
обучении
основным
видам
движений,
обеспечивается
качественное и планомерное проведение индивидуальной работы с детьми, системность в
организации работы по физическому воспитанию.
Использование
предлагаемых
матриц
в
воспитательно-образовательном
процессе
может служить залогом эффективной работы педагогов, а также содействовать успешному
развитию двигательных умений детей дошкольного возраста.