Напоминание

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих


Автор: Смолякова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение "Тарская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Тара Омской области
Наименование материала: Упражнения по русскому языку
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Раздел: начальное образование





Назад




Бюджетное общеобразовательное учреждение "Тарская средняя общеобразовательная школа №2" Тарского муниципального района Омской области
Упражнения по русскому языку

по теме: "Мягкий знак на конце имён

существительных после шипящих"

Учитель начальных классов

Смолякова Мария Васильевна


Упражнение 1.
Запишите имена существительные в два столбика по родам: мужской род, женский род. Этаж, дочь, чиж, ключ, ложь, плащ, глушь, грач, помощь, врач, малыш, тишь, ночь.
Упражнение 2.
Запиши имена существительные в единственном числе. Сторожа, мелочи, товарищи, карандаши, мячи, лучи, ночи, чертежи, кирпичи, гаражи, вещи, речи.
Упражнение 3.
Запиши, заменяя звуковые обозначения буквенными. Подчеркни в каждой строке лишнее слово. Мело[ч ' ], гра[ч ' ], скрипа[ч ' ]. Помо[щ ' ], пла[щ ' ], ве[щ ' ]. Ков[ш ' ], ти[ш ' ], мы[ш ' ].
Упражнение 4.
Спиши, где необходимо вставь мягкий знак. Полноч..., врач..., ландыш..., пахуч..., могуч..., из-за туч..., решение задач..., извлеч..., ключ..., радуеш...ся, умнож..., пишеш..., пьёш..., несёш..., много свеч..., из-за рощ... и пастбищ... , врач..., ноч..., сыч..., калач..., реч..., грач....; лож..., нож..., рож..., ковш..., тиш..., мыш..., марш..., душ..., чуш... (ерунда),шалаш..., печ..., гореч..., борщ..., калач..., мыш..., брош..., карандаш..., нож..., матч..., клич..., ключ..., доч..., туш..., плач..., помощ..., багаж...,шалаш...
Упражнение 5.

Д о п и ш и т е по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род. Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... . С л о в а д л я с п р а в о к :ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.
Упражнение 6.
С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова с шипящим на конце. 1) Колосится золотая ... . 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой ... . 3) Именительный … – это начальная форма имени существительного. 4) ... – хороший строительный материал. 5) Холодный ... полезен всем. 6) Лесной ... внесён в Красную книгу. С л о в а д л я с п р а в о к :рожь, ландыш, кирпич, стаж, душ, падеж.
Упражнение 7.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы. На рыбной ловле. Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою. Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах. По С. Аксакову.

Упражнение 8.
Составь и напиши рассказ на данную тему, используя опорные слова. На рыбалке. Опорные слова: утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов.
Литература:
1. "1200диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы" Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева – Москва, "Дрофа", 1999г 2. "Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ" В.П.Канакина, Г.С.Щеглова - Москва, "Просвещение", 2015г 3. "Сборник диктантов для начальных классов"А.Н.Матвеева, Р.А.Васильева, А.Л.Бугаева - Москва, "Просвещение", 1987г 4. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 3 класс. ID 3540920. Автор: О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Языки: Русский. Издательство: АСТ, Астрель. Серия: Мастерская учителя начальных классов.


В раздел образования