Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Автор: Смолякова Мария Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение "Тарская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: г. Тара Омской области Наименование материала: Упражнения по русскому языку Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Раздел: начальное образование
Бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тарская средняя общеобразовательная школа №2"
Тарского муниципального района Омской области
Упражнения по русскому языку
по теме: "Мягкий знак на конце имён
существительных после шипящих"
Учитель начальных классов
Смолякова Мария Васильевна
Упражнение 1.
Запишите имена существительные в два столбика по родам: мужской
род, женский род.
Этаж, дочь, чиж, ключ, ложь, плащ, глушь, грач, помощь, врач,
малыш, тишь, ночь.
Упражнение 2.
Запиши имена существительные в единственном числе.
Сторожа, мелочи, товарищи, карандаши, мячи, лучи, ночи, чертежи,
кирпичи, гаражи, вещи, речи.
Упражнение 3.
Запиши, заменяя звуковые обозначения буквенными. Подчеркни в
каждой строке лишнее слово.
Мело[ч
'
], гра[ч
'
], скрипа[ч
'
].
Помо[щ
'
], пла[щ
'
], ве[щ
'
].
Ков[ш
'
], ти[ш
'
], мы[ш
'
].
Упражнение 4.
Спиши, где необходимо вставь мягкий знак.
Полноч..., врач..., ландыш..., пахуч..., могуч..., из-за туч..., решение
задач..., извлеч..., ключ..., радуеш...ся, умнож..., пишеш..., пьёш..., несёш...,
много свеч..., из-за рощ... и пастбищ... , врач..., ноч..., сыч..., калач..., реч...,
грач....; лож..., нож..., рож..., ковш..., тиш..., мыш..., марш..., душ..., чуш...
(ерунда),шалаш..., печ..., гореч..., борщ..., калач..., мыш..., брош..., карандаш...,
нож..., матч..., клич..., ключ..., доч..., туш..., плач..., помощ..., багаж...,шалаш...
Упражнение 5.
Д о п и ш и т е по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.
Душистый
...
,
красный
...
,
летучая
...
,
весёлый
...
,
ночная
...
,
маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... ,
русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... ,
медицинская ... , верный ... , спелый ... .
С л о в а
д л я
с п р а в о к :ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь,
шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ,
помощь, товарищ, овощ.
Упражнение 6.
С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова с шипящим на конце.
1) Колосится золотая ... . 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него
большой
...
.
3)
Именительный
…
–
это
начальная
форма
имени
существительного. 4) ... – хороший строительный материал. 5) Холодный ...
полезен всем. 6) Лесной ... внесён в Красную книгу.
С л о в а
д л я
с п р а в о к :рожь, ландыш, кирпич, стаж, душ, падеж.
Упражнение 7.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
На рыбной ловле.
Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался
плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля
нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.
Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и
полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были
на н..гах.
По С. Аксакову.
Упражнение 8.
Составь и напиши рассказ на данную тему, используя опорные слова.
На рыбалке.
Опорные слова: утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная
тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов.
Литература:
1.
"1200диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы"
Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева – Москва, "Дрофа", 1999г
2.
"Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ" В.П.Канакина, Г.С.Щеглова
- Москва, "Просвещение", 2015г
3.
"Сборник диктантов для начальных классов"А.Н.Матвеева, Р.А.Васильева,
А.Л.Бугаева - Москва, "Просвещение", 1987г
4.
Дидактические карточки-задания по русскому языку. 3 класс. ID 3540920. Автор: О.
В. Узорова, Е. А. Нефедова. Языки: Русский. Издательство: АСТ, Астрель. Серия:
Мастерская учителя начальных классов.