Напоминание

Части речи в русском языке


Автор: Солдатова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Центр Образования №1"
Населённый пункт: г. Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: Подробный конспект урока
Тема: Части речи в русском языке
Раздел: начальное образование





Назад





Подробный конспект урока.

Организационная информация
Тема урока Части речи в русском языке Предмет Русский язык Класс 3 Автор урока (ФИО, должность) Солдатова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МБОУ «Центр Образования №1» Город Новомосковск
Методическая информация
Тип урока Урок – повторение. (Повторяем материал за 2 класс) Цели урока Учить детей находить необходимую информацию из текста и преобразовывать её, развивать умение определять признаки классификации. Задачи урока Образовательные: овладение приёмами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию в кластер; Развивающие: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, находить разницу между ними; Коммуникативные: умение работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, принимать мнение других. Используемые педагогические технологии, методы и приемы Работа в парах, технология критического мышления, самооценка, технология деятельностного метода, ИКТ технологии. Время реализации урока 45 минут Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся приобретают навыки работы с информацией; учатся выделять самое главное, заполнять таблицы, строить кластер; находить ответ на вопросы, строить речевое высказывание в устной форме, приводить доказательство; определять цель деятельности на уроке; соотносить новую информацию и имеющихся знаний; оценивать учебный процесс. Н е о б х о д и м о е о б о р уд о в а н и е и материалы Карточки с текстом, таблицей, презентация, интерактивная доска, Apple MacBook Pro для создания кластера.

Ход и содержание урока

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

универсальные учебные

действия
Организ ационн ый Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте, записанное на слайде высказывание:
« Обращаться с

языком кое-как – значит и

мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно
,»- А.Н. Толстой. Запишите и прокомментируйте слова писателя. Вы готовы мыслить правильно, точно и последовательно? Спасибо! Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число. Читают высказывание, записывают, высказывают своё мнение с опорой на слова А.Н.Толстого. Личностные: мотивированность на учебную деятельность, на уважительное отношение к русскому языку Стадия вызова - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка собственных целей обучения Словарная работа. Коллекция, коллектив, коллаж. (записано на доске) -Что означают эти слова? Можете обратиться к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. В классе есть предметы, которые имеют данное определение. Покажите их. Докажите, что определения слов правильные. -Однокоренные ли они? Почему? Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета. Не однокоренные, у них Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, строить речевое высказывание в устной форме, приводить доказательство.

(приём

инсерт)
- Запишите их в тетрадь, подчеркните буквы, которые надо запомнить. - А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Представьте, что все слова находятся в огромном сундуке. Они все перемешались. Что делать? (все высказывания учащихся записываю на доску) -Как мы будем наводить порядок? -На какие вопросы нам надо ответить сегодня на уроке? -Какая будет тема урока? (записываю на доске) - В рабочей тетради на полях начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме. У вас на парте лежит листочек, на нём написан текст. Самостоятельно прочитайте статью и по ходу чтения делайте пометки: V – это я знаю + - это для меня новое
Текст:
В русском языке все слова делятся разное лексическое значение корня. (записывают в тетрадь, обозначают орфограммы) -Наводить порядок, ставить на свои места. -По признакам. -Сколько групп слов в русском языке? -Как их отличать? -Группы слов в русском языке. (Чертят шкалу, отмечают уровень) Познавательные: выдвигать гипотезы и их обосновывать. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке.
на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи, к которым можно задать вопрос, называются самостоятельные
. Имя

существительное
(кто? что?) обозначает предмет. Например: ученик, река, школа
. Имя

прилагательное
(какой? какая? какое?) обозначает признак предмета. Например: красивая, солнечный.
Глагол
(что делать? что сделать?) обозначает действие. Например: играть, учиться. Части речи, к которым нельзя поставить вопрос, называются служебные. Например:
предлоги
(к, по, за). (на доске таблица) V + Давайте заполним таблицу: что для вас было знакомым? (вношу в таблицу под значком V) Какие новые сведения отметили? (вношу в таблицу под значком +) - Определите, сколько групп слов в русском языке? (предположения записываю на доске) -Как их отличить? (заполняют таблицу) (называют количество групп) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации из текста. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков, логические: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог).
Физкультминут ка. Каллиграфическая минутка. Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки. спг гпс спг… Какое соединение будет следующим? Музыкальная физминутка «Цыплята» (отвечают) (повторяют за героями презентации) Стадия осмысле ния - получение новой информации; - корректировка поставленных целей обучения -Откройте учебник. Прочитайте задание. -Какие слова можно поставить в первое предложение? -Во второе предложение? -В третье предложение? -Чем похожи эти слова? -На какие вопросы отвечают эти слова? (читают задание) -играют, бегут, поют -красивые, весёлые, умные -дети, мальчики, девочки -Отвечают на одни вопросы (отвечают) Познавательные: получение новой информации по теме. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
-Что обозначают эти слова? -Сядь в пары, заполните таблицу по упражнению. -Сравните свою работу с рядом сидящей парой. Похожи или отличаются слова в таблице? Почему? (3 человека у доски заполняют таблицу) Что делают ? Какие? Кто? что? играют бегут поют красивы е весёлые умные дети мальчик и девочки действие признак предмет -Как можно различать группы слов? -Действие, признак, предмет. -На один вопрос могут отвечать несколько слов. -по вопросам, по значению Регулятивные:саморегуляц ия, способность к волевому усилию. Стадия рефлекс ии - размышление, рождение нового знания; - постановка новых целей обучения
(приём

кластер).
Работа с Apple MacBook Pro -Как называются группы слов в русском языке? (карточка на доске) -Какие бывают части речи? (карточки на доске) -Обратитесь к текстам на листочках, назовите самостоятельные части речи. (карточки на доске) -Назовите служебные части речи. Работают на компьютерах: создают кластер в программе OpenOffice: -Части речи. -Самостоятельные и служебные. -имя сущ., имя прил., глагол -предлог Коммуникативные: обмен мнениями о новой информации. Познавательные: информационная (приобретение нового знания). Развитие ИТ- навыков
(карточки на доске) Части речи самостоятельные служебные имя существ. имя прилагат. глагол предлог -Расскажите по схеме, что вы знаете о частях речи по плану: 1.Что обозначает 2.Отвечает на вопросы 3.Грамматические категории Приведите примеры. - Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске) Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо, по, над ) (рассказывают) Проблемная ситуация Регулятивные: соотнесение новой информации и

(Приём

синквейн)

Тест
- Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему? - Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше. - Что объединяет все эти слова? -А теперь задание очень интересное: Запишите на листочке по центру тему урока, ниже 2 слова, которые отвечают на вопрос какие? На следующей строке 3 слова, которые отвечают на вопрос что делают? На следующей строчке напишите фразу, в которой выражается смысл нашей темы. На последней строчке самое главное слово. Тема: Части речи (обобщение) 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) Части речи самостоятельные, служебные называют, помогают, употребляются с ними учимся тайны открывать нужные слова -Повторить, сколько групп имеющихся знаний, оценка процесса.
действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выбери имена существительные. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выбери прилагательные. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выбери глаголы а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет -Какая была цель урока? -Вернитесь в начало работы в тетради и отметьте на шкале на каком уровне вы теперь находитесь. -У кого высота уровня выросла, встаньте. Вы сегодня молодцы, пополнили свои знания новыми, поставьте себе + в кружочке на полях. -С какими трудностями столкнулись? слов в русском языке, и как их отличать. Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. Ключ: 1 – а 4 – в 2 – б 5 – а 3 – в 6 – б Выставление оценок за тест. отмечают на шкале отвечают
- Как мыслили: точно, верно? - Прочитайте ещё раз высказывание писателя. В сундуке нашего языка должен быть порядок. -Как оцените работу класса? Домашнее задание: выполните упр. 217 на стр. 122 учебника, устно подберите примеры слов к каждой группе (по схеме).


В раздел образования