Формирование экологической культуры младших школьников
Автор: Орлова Тамара Ивановна Должность: заместитель директора Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Формирование экологической культуры младших школьников Раздел: начальное образование
Формирование экологической культуры младших школьников
Орлова Тамара Ивановна,
заместитель директора
МБОУ СОШ №29 г. Белгорода
«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность»
И.Д. Зверев
Формирование экологической культуры – это, прежде всего, осознание
человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним.
Экологическая
культура
является
результатом
воспитания,
который
выражается
в
умении
человека
достигать
гармоничных
отношений
с
окружающим миром. Это система знаний, умений, ценностей и чувство
ответственности
за
принимаемые
решения
в
отношении
с
природой.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:
экологические знания, экологическое мышление, чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое
образование
и
экологическое
воспитание.
Основа
формирования
экологического
образования,
экологической
культуры,
экологического
мышления закладывается в начальной школе.. При этом под экологической
культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие
компоненты:
- экологические знания;
- понимание, что природа является источником жизни и красоты;
- богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых
общением с природой;
- ответственность за сохранение природы и ее богатств;
-
способность
соизмерять
любой
вид
деятельности
с
сохранением
окружающей среды и здоровья человека;
Чтобы
система
экологического
образования
имела
положительный
результат, необходимо совместное воспитание:
- экологическое воспитание в семье;
-экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе);
- экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях
И начинать образование необходимо со школьного возраста, так как в
это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в
прочные убеждения.
Существенным моментом в воспитании культуры
обучающихся
младших
классов
является
изменение
в
их
сознании
представления
о
приоритете
человека
над
природой,
формирование
мировоззрения о единстве системы «человек - природа- окружающая среда».
Человеку
необходимо
научиться
воспринимать
и
ценить
прекрасное
в
природе, людях, творениях рук человеческих.
Чувство красоты, понимание природы, всех тех сложных взаимосвязей в
ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства,
объяснять, когда интерес к окружающему миру особенно велик. Младший
школьный
возраст
является
наиболее
благоприятным
периодом
для
формирования основ экологической культуры.
Именно
в этот период
развития ребенка
интенсивно формируются качества личности, которые
определяют ее сущность в будущем и в сознании обучающихся происходит
формирование
наглядно-образной
картины
мира
и
нравственно-
экологической
позиции
личности,
формируется
понятия
и
отношение
школьника к природному окружению и к самому себе. Детям этого возраста
свойственно
уникальное
единство
знаний
и
переживаний,
позволяющие
говорить
о
возможности
формирования
у
них
надежных
основ
ответственного
отношения
к
окружающему
миру.
Формирование
положительного
отношения
детей
к
природе
–
это
важное
направление
экологического
воспитания,
которое
отражает
результат
всей
эколого-
педагогической
работы
с
детьми,
является
конечным
ее
продуктом
и
показателем. Поэтому актуальность взаимодействия «общество - природная
среда»
выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного
отношения к природе. Взрослые (педагоги, родители)
осознают важность
обучения
школьников
правилам
поведения
в
природе,
отношения
к
окружающему миру. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все
формы и виды учебной и внеклассной, внеурочной
деятельности детей.
Детям
младшего
школьного
возраста
свойственно
уникальное
единство
знаний
и
переживаний,
которые
позволяют
говорить
о
возможности
формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в
формирование экологической ответственности детей и особенно
знания о
природном
окружении
учащиеся
начальной
школы
получают
на
уроках
окружающего
мира,
литературного
чтения,
ИЗО,
русского
языка.
Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью
детей - трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью
наблюдения.
Для младшего школьника очень важны эмоциональные отношения к
объектам
и
явлениям
природы
-
чувственные
впечатления
рождают
личностные
переживания,
которые
и
преобразуются
в
отношение.
Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального
интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов
(как
отдельных,
так
и
комплекса),
вызывающих
у
него
личностные
переживания.
В работе по формированию экологической культуры можно выделить
следующие направления работы:
- познавательное направление работы (ролевые
игры, беседы, заочные
путешествия, викторины);
-
познавательно-развлекательное
направление
работы
(праздники,
утренники, КВН, экологические игры, игры-путешествия);
-
практическое
направление
работы
(участие
в
озеленении
класса,
пришкольного участка, подкормка птиц, изготовление скворечников, участие
в акциях «Помоги птицам» и другие);
-
исследовательское
направление
(проведение
экскурсий,
наблюдений,
опытов).
Дети усваивают экологические представления достаточно легко. Умелое
руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей,
вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает
воспитывать чувство ответственности за состояние природы. Здесь важны не
отдельные
мероприятия,
а
хорошо
продуманный
непрерывный
процесс
деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Кроме
урочной
деятельности,
экологическое
воспитание
можно
осуществлять
и
через
внеурочную
деятельность.
Это
такие
кружки
и
факультативы, как «Моя первая экология», «Путешествие в мир экологии»,
проектная деятельность «Изучаем природу своего края». Внеурочная работа
по формированию у младших школьников экологического отношения должна
рассматриваться,
как
неотъемлемая
часть
всей
образовательной
деятельности
и включать в нее нетрадиционные формы: экологические
праздники, экспозиции, конференции,
экологический практикум, эколого-
психологические тренинги. Работу по экологическому воспитанию можно
осуществлять
через
различные
организационные
формы:
массовые,
индивидуальные, групповые.
О показателях сформированности экологической культуры ребенка на
данном уровне можно судить по таким проявлениям, как:
соблюдение правил поведения в окружающей среде стало нормой: ребёнок
контролирует
свои
действия,
соотнося
их
с
окружающей
обстановкой
и
возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
выражена
потребность
в
заботе
о
представителях
растительного
и
животного мира;
ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности;
доброта,
отзывчивость
и
любовь
к
окружающим
людям,
природе
сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Список литературы
-
Веселова, Т.М.
Формирование
экологической
культуры
младших
школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа. -2003. –
№2. – c.110-113.
-
Виноградова
Н.Ф.
Экологическое
воспитание
младших
школьников:
Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
-
Мазитова
Л.А.
Формирование
у
младших
школьников
экологического
отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2007. – №6.–
С.8-12.
- Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001.– 184 с.
- Программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г.
Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник,
2011г. – Ч.1: 240 с). «Перспективная начальная школа»