Напоминание

Формирование экологической культуры младших школьников


Автор: Орлова Тамара Ивановна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование экологической культуры младших школьников
Орлова Тамара Ивановна, заместитель директора МБОУ СОШ №29 г. Белгорода

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность»

И.Д. Зверев
Формирование экологической культуры – это, прежде всего, осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром. Это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, чувство любви к природе. Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. Основа формирования экологического образования, экологической культуры, экологического мышления закладывается в начальной школе.. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: - экологические знания; - понимание, что природа является источником жизни и красоты; - богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой; - ответственность за сохранение природы и ее богатств; - способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека; Чтобы система экологического образования имела положительный результат, необходимо совместное воспитание: - экологическое воспитание в семье; -экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе); - экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях И начинать образование необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Существенным моментом в воспитании культуры обучающихся младших классов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой, формирование мировоззрения о единстве системы «человек - природа- окружающая среда». Человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. Чувство красоты, понимание природы, всех тех сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, объяснять, когда интерес к окружающему миру особенно велик. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Именно в этот период развития ребенка интенсивно формируются качества личности, которые определяют ее сущность в будущем и в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно- экологической позиции личности, формируется понятия и отношение
школьника к природному окружению и к самому себе. Детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, позволяющие говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к окружающему миру. Формирование положительного отношения детей к природе – это важное направление экологического воспитания, которое отражает результат всей эколого- педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем. Поэтому актуальность взаимодействия «общество - природная среда» выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Взрослые (педагоги, родители) осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе, отношения к окружающему миру. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной, внеурочной деятельности детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей и особенно знания о природном окружении учащиеся начальной школы получают на уроках окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, русского языка. Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью детей - трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения. Для младшего школьника очень важны эмоциональные отношения к объектам и явлениям природы - чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение. Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания. В работе по формированию экологической культуры можно выделить следующие направления работы: - познавательное направление работы (ролевые игры, беседы, заочные путешествия, викторины); - познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, КВН, экологические игры, игры-путешествия); - практическое направление работы (участие в озеленении класса, пришкольного участка, подкормка птиц, изготовление скворечников, участие в акциях «Помоги птицам» и другие); - исследовательское направление (проведение экскурсий, наблюдений, опытов). Дети усваивают экологические представления достаточно легко. Умелое руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние природы. Здесь важны не
отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Кроме урочной деятельности, экологическое воспитание можно осуществлять и через внеурочную деятельность. Это такие кружки и факультативы, как «Моя первая экология», «Путешествие в мир экологии», проектная деятельность «Изучаем природу своего края». Внеурочная работа по формированию у младших школьников экологического отношения должна рассматриваться, как неотъемлемая часть всей образовательной деятельности и включать в нее нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, конференции, экологический практикум, эколого- психологические тренинги. Работу по экологическому воспитанию можно осуществлять через различные организационные формы: массовые, индивидуальные, групповые. О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по таким проявлениям, как:  соблюдение правил поведения в окружающей среде стало нормой: ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;  выражена потребность в заботе о представителях растительного и животного мира;  ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;  доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. Список литературы - Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа. -2003. – №2. – c.110-113. - Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24. - Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2007. – №6.– С.8-12. - Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 184 с. - Программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011г. – Ч.1: 240 с). «Перспективная начальная школа»


В раздел образования