Напоминание

Букварь общения


Автор: Селукова Елена Антоновна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Верещагинская школа-интернат"
Населённый пункт: Пермский край, г. Верещагино
Наименование материала: методическая разработка программы
Тема: Букварь общения
Раздел: среднее образование





Назад





Программа «Букварь общения»

Разработала: Селукова Е. А.
г. Верещагино
Пояснительная записка
Речь и умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития умственно отсталого ребёнка, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность умственно отсталого ребёнка жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчинятся правилам, ориентироваться на социальные нормы. Предполагаемая программа разработана для учащихся 5, 6, 7 классов учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. В этой возрастной группе у умственно отсталых детей наблюдаются поведенческие расстройства, которые усложняют общение. В данной программе сделан акцент на развитие возможностей самостоятельного выбора, принятия решений ребёнком при определении своего поведения. Речь идёт о дальнейшем формировании механизмов продуктивного общения, но уже на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Иными словами создаются проблемные ситуации, побуждающие детей отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды.
Цель программы:
формирование знаний, умений, и навыков общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях. Предполагаемая программа ставит свои
задачи
для развития следующих коммуникативных умений: Умение слушать и слышать другого. Умение участвовать в свободной беседе. Умение быть внимательным к самому себе и окружающим. Умение понимать чувства и настроение другого. Программа предполагает использование следующих методов активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры - упражнения на развитие и коррекцию памяти и внимания, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм. Общение с помощью мимики, жестов, пантомимики, использование подвижных игр, психологических упражнений, адаптированных для умственно отсталых детей, а так же стихов, сказок, рассказов.
Первый год обучения 1 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Вводный урок - знакомство. Дать понятие, что значит культура общения. Иллюстрации, карточки. 2 Что такое общение. Объяснить, для чего нужно общение. Иллюстрации, карточки. 3 Для чего нужно общаться. Формировать навыки общения. Иллюстрации, карточки. 4 Для чего нужна речь. Объяснить, для чего нужна речь. Иллюстрации, карточки. 5 Как речь влияет на чувства и поведение людей. Формировать культуру речи. Иллюстрации, карточки. 6 Речь - важное средство общения. Изучать речевой этикет. Словесная беседа, наглядное пособие. 7 Речь - средство передачи мыслей, чувств. Закреплять правила речевого этикета. Словесная беседа, наглядное пособие. 8 Язык мой - друг мой. Развивать коммуникативные способности школьников. Словесная беседа, наглядное пособие. 9 Волшебная речь. Формировать устойчивость, положительную самооценку школьника. Словесная беседа, наглядное пособие. 10 Чудесные превращения слов Закреплять культурные слова. Словесная беседа, наглядное пособие. 11 Чудесные превращения слов. Продолжать закреплять культурные слова. Иллюстрации, карточки. 12 Слова приветствия. Знакомить учащихся со словами приветствия. Иллюстрации, карточки. 13 Слова приветствия. Продолжать знакомить учащихся со словами приветствия. Иллюстрации, карточки. 14 Речь - организатор игр, работы. Объяснить, что правильная речь помогает в работе. Иллюстрации, карточки. 15 Итоговый урок. Закрепление пройденных тем. Закреплять пройденные темы. Иллюстрации, карточки. 16 Практическая работа. Сочинение сказочных историй. Учащиеся сами сочиняют сказочные истории. Собственное сочинение сказочной истории.
2 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Слова прощения. Познакомить школьников со словами прощения. Иллюстрации, карточки. 2 Слова прощения. Стимулировать школьников на проговаривание слов прощения. Иллюстрации, карточки. 3 Громкость речи. Дать понятие о громкости речи. Аудиозапись. 4 Темп речи. Дать понятие, что такое темп в речи. Аудиозапись. 5 Совершенствование устной речи. Совершенствовать у учащихся устную речь. Аудиозапись. 6 Совершенствование устной речи. Продолжать совершенствовать устную речь. Аудиозапись. 7 Окраска голоса. Объяснить, что значит окраска голоса. Аудиозапись. 8 Слова выражения, просьбы, благодарности. Познакомить учащихся со словами благодарности, просьбы. Плакаты. 9 Слова выражения, просьбы, благодарности. Продолжать закреплять слова благодарности, просьбы. Плакаты. 10 Мимика и жесты в устной речи. Объяснить, что такое мимика и жесты. Рисунки с изображением. 11 Мимика и жесты в устной речи. Развивать правильные жесты при устной речи. Рисунки с изображением. 12 Правила поведения во время разговора. Воспитывать правила поведения во время разговора. Иллюстрации. 13 Правила поведения во время разговора. Продолжать учить правила поведения. Иллюстрации. 14 Слова извинения. Объяснить детям, какие бывают слова извинения. Карточки с играми. 15 Слова извинения. Закреплять слова извинения. Карточки с играми. 16 Практическая работа. Инсценировки. Стимулировать положительные эмоции при работе над инсценировкой. Карточки с играми. 3 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Внимательное отношение к окружающим людям. Воспитывать у учащихся внимательное отношение к людям. Аудиозапись.
2 Внимательное отношение к своим товарищам. Формировать внимательное отношение к людям. Аудиозапись. 3 Учимся вежливости. Дать понятие - вежливость. Иллюстрации. 4 Умение слушать учителя. Способствовать формированию уметь слушать. Наглядное пособие. 5 Умение слушать товарища. Способствовать формированию уметь слушать. Наглядное пособие. 6 Учимся строить предложения. Учить детей строить предложения. Карточки. 7 Учимся строить предложения. Продолжать учить детей строить предложения. Карточки. 8 Учимся строить предложения. Закреплять умение строить предложения. Карточки. 9 Техника речи. Дать понятие - техника речи. Карточки. 10 Техника речи. Содействовать развитию навыков в технике речи. Карточки. 11 Разговор по телефону. Учить детей разговаривать по телефону. Карточки. 12 Разговор по телефону. Формулировать нужные фразы для беседы по телефону. Карточки. 13 Вежливое отношение к девочкам. Воспитывать вежливое отношение к девочкам. Карточки. 14 Вежливое отношение к родителям. Воспитывать вежливое отношение к родителям. Карточки. 15 Вежливые формы устных поздравлений. Познакомить с формами устных поздравлений. Карточки. 16 Вежливые формы переписки. Учить детей писать письма. Карточки. 17 Различные формы обращения к людям. Уметь обращаться с вежливыми словами к людям. Карточки. 18 Речь устная и письменная. Развивать у детей устную и письменную речь. Карточки. 19 Что такое текст. Дать понятие, что такое текст. Аудиозапись. 20 Главная мысль текста. Уметь выделять главную мысль текста. Аудиозапись.
4 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Тема текста. Заглавие. Объяснить, что такое заглавие. Наглядный показ. 2 Опорные слова в тексте. Учить детей различать опорные слова. Наглядный показ. 3 Составление текстов по опорным словам. Учить составлять текст по опорным словам. Наглядный показ. 4 Рифма - созвучие концов стихотворных строк. Дать понятие - рифма. Наглядный показ. 5 Рифма - созвучие концов стихотворных строк. Закреплять у детей понятие - рифма. Наглядный показ. 6 Правила поведения в общественных местах. Знакомить с правилами поведения в общественных местах. Видеофильм. 7 Правила поведения в общественных местах. Закреплять правила поведения в общественных местах. Видеофильм. 8 Правила поведения в общественных местах. Формировать навыки поведения в общественных местах. Видеофильм. 9 Правила поведения в общественных местах. Стимулировать детей вести себя правильно в общественных местах. Видеофильм. 10 Правила поведения в общественных местах. Уметь правильно вести себя в общественных местах. Видеофильм. 11 Обобщение пройденного материала. Закреплять пройденный материал в течении четверти. Карточки. 12 Обобщение пройденного материала. Продолжать закреплять пройденный материал. Карточки. 13 Обобщение пройденного материала. Продолжать закреплять пройденный материал. Карточки. 14 Обобщение пройденного материала. Продолжать закреплять пройденный материал. Карточки. 15 Обобщение пройденного материала. Повторить весь материал за пройденный учебный год. Карточки. 16 Практическая работа. Экскурсия. Организовать экскурсию. Наглядный показ.
Второй год обучения 1 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Вводный урок. Продиагностировать у детей коммуникативные способности. Карточки. 2 Я и мое тело. Дать понятие - мое тело. Иллюстрации. 3 Я и мое тело. Дать понятие - мое тело. Иллюстрации. 4 Я и мой язык. Дать понятие - мой язык. Иллюстрации. 5 Я и мой язык. Дать понятие - мой язык. Иллюстрации. 6 Я и мои эмоции. Объяснить, что такое эмоции. Иллюстрации. 7 Я и мои эмоции. Объяснить, что такое эмоции. Иллюстрации. 8 Я и Я. Дать представление о своем физическом «Я» Иллюстрации. 9 Я и Я. Дать представление о своем физическом «Я» Иллюстрации. 10 Я и другие. Дать представление о своем физическом «Я» Иллюстрации. 11 Я и другие. Дать представление о своем физическом «Я» Иллюстрации. 12 Я и моя семья. Формировать положительное и уважительное отношение к семье. Иллюстрации. 13 Я и моя семья. Формировать положительное и уважительное отношение к семье. Иллюстрации. 14 Я и мои товарищи. Формировать положительное и уважительное отношение к товарищам. Иллюстрации. 15 Я и мои товарищи. Формировать положительное и уважительное отношение к товарищам. Иллюстрации. 16 Я и школа. Формировать положительное и уважительное отношение к школе. Иллюстрации.
2 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Этюды на выражение внимания. Стимулировать положительные эмоции. Карточки с этюдами. 2 Этюды на выражение внимания. Стимулировать гуманные чувства и положительные эмоции. Карточки с этюдами. 3 Этюды на выражение удивления. Активизировать гуманные чувства и положительные эмоции. Карточки с этюдами. 4 Этюды на выражение удивления. Обучать изображению различных эмоциональных состояний. Карточки с этюдами. 5 Этюды на выражение радости. Обучать изображению различных эмоциональных состояний. Карточки с этюдами. 6 Этюды на выражение радости. Стимулировать гуманные чувства и положительные эмоции. Карточки с этюдами. 7 Этюды на выражение печали. Обучать моделям поведения. Карточки с этюдами. 8 Этюды на выражение печали. Стимулировать гуманные чувства и положительные эмоции. Карточки с этюдами. 9 Этюды на выражение отвращения. Обучать адекватным моделям поведения. Карточки с этюдами. 10 Этюды на выражение отвращения. Стимулировать к осознанию поведения и критичности. Карточки с этюдами. 11 Этюды на выражение гнева. Стимулировать к осознанию поведения и критичности. Карточки с этюдами. 12 Этюды на выражение гнева. Стимулировать к осознанию поведения и критичности. Карточки с этюдами. 13 Этюды на выражение страха. Обучать адекватным моделям поведения в критических ситуациях. Карточки с этюдами. 14 Этюды на выражение страха. Обучать адекватным моделям поведения в критических ситуациях. Карточки с этюдами. 15 Этюды на выражение вины. Обучать адекватным моделям поведения в критических ситуациях. Карточки с этюдами. 16 Этюды на выражение вины. Обучать адекватным моделям поведения в критических ситуациях. Карточки с этюдами.
3 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Упражнения для расслабления мышц рук. Развивать позитивное представление о своем теле. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 2 Упражнения для расслабления мышц рук. Развивать позитивное представление о своем теле. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 3 Упражнения для расслабления мышц ног. Формировать позитивное отношение к своему телу. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 4 Упражнения для расслабления мышц ног. Формировать позитивное отношение к своему телу. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 5 Упражнения для расслабления мышц живота. Стимулировать желание быть активным. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 6 Упражнения для расслабления мышц живота. Стимулировать желание быть активным. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 7 Упражнения для расслабления мышц шеи. Учить правильно выполнять упражнения. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 8 Упражнения для расслабления мышц шеи. Учить правильно выполнять упражнения. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 9 Упражнения для расслабления речевого аппарата. Расширять репертуар телесных ощущений и средств общения. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 10 Упражнения для расслабления речевого аппарата. Расширять репертуар телесных ощущений и средств общения. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 11 Упражнения, направленные на осознание себя. Развивать позитивное представление о себе. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 12 Упражнения, направленные на осознание себя. Развивать позитивное представление о себе. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 13 Упражнения на формирование положительного отношения к самому себе. Развивать позитивное представление о себе. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями.
14 Упражнения на формирование положительного отношения к самому себе. Развивать позитивное представление о себе. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 15 Упражнения на формирование положительного отношения к самому себе. Развивать позитивное представление о себе. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 16 Упражнения на формирование положительного отношения к самому себе. Формировать устойчивое позитивное представление о своем «Я» Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 17 Упражнения на формирование положительного отношения к самому себе. Формировать устойчивое позитивное представление о своем «Я» Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 18 Упражнения, направленные на коррекцию агрессии. Стимулировать положительные чувства и эмоции. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 19 Упражнения, направленные на коррекцию агрессии. Обучать адекватно-лояльным моделям поведения в проблемных ситуациях. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 20 Упражнения, направленные на коррекцию агрессии. Обучать адекватно-лояльным моделям поведения в проблемных ситуациях. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями.
4 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Упражнения, направленные на бесконфликтное общение. Развивать гибкость поведения, стимулировать потребность в общении. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 2 Упражнения, направленные на бесконфликтное общение. Развивать гибкость поведения, стимулировать потребность в общении. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 3 Упражнения, направленные на бесконфликтное общение. Развивать гибкость поведения, стимулировать потребность в общении. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 4 Упражнения, направленные на бесконфликтное общение. Развивать гибкость поведения, стимулировать потребность в общении. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 5 Упражнения, направленные на бесконфликтное общение. Развивать гибкость поведения, стимулировать потребность в общении. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 6 Упражнения, направленные на преодоление застенчивости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 7 Упражнения, направленные на преодоление застенчивости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 8 Упражнения, направленные на преодоление застенчивости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 9 Упражнения, направленные на преодоление замкнутости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями.
10 Упражнения, направленные на преодоление замкнутости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 11 Упражнения, направленные на преодоление замкнутости. Стимулировать положительные эмоции, социального признания. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 12 Обобщение пройденного материала. Повторять и закреплять пройденный материал. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 13 Обобщение пройденного материала. Повторять и закреплять пройденный материал. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 14 Обобщение пройденного материала. Повторять и закреплять пройденный материал. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 15 Обобщение пройденного материала. Игры - общения. Способствовать желанию общаться в играх. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями. 16 Обобщение пройденного материала. Игры - общения. Способствовать желанию общаться в играх. Аудиомагнитофон, аудиозапись, карточки с упражнениями.
Третий год обучения 1 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Вводный урок. Продиагностировать учащихся. Карточки. 2 Слова, которые мешают общению. Формировать механизмы продуктивного общения. Карточки. 3 Слова, которые мешают общению. Учить употреблять в речи культурные слова. Карточки. 4 Что такое диалог. Формировать у школьников умение вести диалог. Аудиозапись. 5 Умение вести диалог с учителем. Формировать у школьников умение вести диалог. Аудиозапись. 6 Умение вести диалог с товарищами. Формировать у школьников умение вести диалог. Аудиозапись. 7 Понятие диалога и его слагаемых. Формировать у школьников умение вести диалог. Аудиозапись. 8 Понятие диалога и его слагаемых. Дать понятие слагаемого. Учить вести диалог. Аудиозапись. 9 Умение уступать в диалоге. Закреплять умение вести диалог и уступать в разговоре. Аудиозапись. 10 Умение уступать в диалоге. Закреплять умение вести диалог и уступать в разговоре. Аудиозапись. 11 Виды диалога: беседа, спор. Познакомить учеников с видами диалогов. Аудиозапись. 12 Виды диалога: беседа, спор. Познакомить учеников с видами диалогов. Аудиозапись. 13 Тон в диалоге. Воспитывать у учащихся правила хорошего тона. Аудиозапись. 14 Виды споров. Научить детей различать виды споров. Аудиозапись. 15 Культура спора. Формировать у детей культуру спора. Аудиозапись. 16 Практическая работа. «Искусство делать комплименты» Практическая работа. Мотивировать школьников к диалогу. Аудиозапись.
2 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Дружественная атмосфера в классе. Развивать репертуар средств общения. Рисунки с изображением. 2 Дружественная атмосфера в классе. Обучать изображать позитивное эмоциональное состояние. Рисунки с изображением. 3 Вежливый слушатель - вежливый собеседник. Формировать умение слушать собеседника. Рисунки с изображением. 4 Вежливый слушатель - вежливый собеседник. Формировать умение слушать собеседника. Рисунки с изображением. 5 Наши имена. Знакомить школьников с историей имен, появлением фамилий. Наглядные пособия. 6 История наших имен. Знакомить школьников с историей имен, появлением фамилий. Наглядные пособия. 7 Гороскоп наших имен. Знакомство с гороскопом и что означают наши имена. Наглядные пособия. 8 Я и Моя семья. Формировать отношение к семье. Учить проявлять любовь и уважение к семье. Наглядные пособия. 9 Гороскоп моей семьи. Формировать отношение к семье. Учить проявлять любовь и уважение к семье. Наглядные пособия. 10 Взаимопонимание в семье. Формировать отношение к семье. Учить проявлять любовь и уважение к семье. Наглядные пособия. 11 Взаимопонимание в семье. Формировать отношение к семье. Учить проявлять любовь и уважение к семье. Наглядные пособия. 12 На чем основано взаимопонимание. Способствовать усвоению стандартных приемов эстетических форм общения. Наглядные пособия. 13 На чем основано взаимопонимание. Способствовать усвоению стандартных приемов эстетических форм общения. Наглядные пособия. 14 Понятие - добро и зло. Поднять проблемный вопрос, что можно считать добром и злом. Аудиозапись. 15 Понятие - добро и зло. Поднять проблемный вопрос, что можно считать добром и злом. Аудиозапись. 16 Практическая работа. Изучение проблемного вопроса о добре и зле. Изучать поступки сказочных героев. Аудиозапись.
3 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Понятие прав человека. Дать понятие, что такое права человека. Информационные плакаты. 2 Понятие прав человека. Дать понятие, что такое права человека. Информационные плакаты. 3 Как правильно проговаривать о своих правах. Расширять репертуар культурных слов у учащихся. Карточки. 4 Как правильно проговаривать о своих правах. Расширять репертуар культурных слов у учащихся. Карточки. 5 Культурные права человека. Дать понятие, что такое культурные права человека. Информационные плакаты. 6 Культурные права человека. Дать понятие, что такое культурные права человека. Информационные плакаты. 7 Как культурно проговаривать о своих правах. Расширять репертуар культурных слов у учащихся. Карточки. 8 Как культурно проговаривать о своих правах. Расширять репертуар культурных слов у учащихся. Карточки. 9 Социальные права человека. Дать представление о социальных правах человека. Информационные плакаты. 10 Социальные права человека. Дать представление о социальных правах человека. Информационные плакаты. 11 Права человека в истории человечества и в современном мире. Формировать устойчивое представление о правах в современном мире. Информационные плакаты. 12 Права человека в истории человечества и в современном мире. Формировать устойчивое представление о правах в современном мире. Информационные плакаты.
13 Положение детей в нашей стране. Познакомить детей с положением в нашей стране. Информационные плакаты. 14 Положение детей в нашей стране. Познакомить детей с положением в нашей стране. Информационные плакаты. 15 Обязанности человека. Способствовать формированию обязанностей у учащихся. Информационные плакаты. 16 Обязанности человека. Способствовать формированию обязанностей у учащихся. Информационные плакаты. 17 Важность выполнения своих обязанностей. Способствовать формированию обязанностей у учащихся. Информационные плакаты. 18 Важность выполнения своих обязанностей. Способствовать формированию обязанностей у учащихся. Информационные плакаты. 19 Важность выполнения своих обязанностей. Способствовать формированию обязанностей у учащихся. Информационные плакаты. 20 Итоговое повторение. Закреплять полученные знания на предыдущих уроках. Информационные плакаты.
4 четверть № Тема Программные задачи Оборудование Дата 1 Речь - важное средство общения. Закрепление пройденной темы. Закреплять с учащимися пройденную тему. Карточки, иллюстрации. 2 Правила поведения во время разговора. Закрепление темы. Формировать и закреплять правила поведения во время разговора. Карточки, иллюстрации. 3 Внимательное отношение к своим товарищам. Закрепление Способствовать внимательному отношению к своим товарищам. Карточки, иллюстрации. 4 Правила поведения в общественных местах. Закрепление Закрепить правила поведения в общественных местах. Карточки, иллюстрации. 5 Я и мои эмоции. Закрепление пройденной темы. Формировать и закреплять положительные эмоции у учащихся. Карточки с этюдами и упражнениями. 6 Повторение и закрепление этюдов и упражнений на эмоции. Вспомнить пройденные этюды и упражнения на эмоции. Карточки с этюдами и упражнениями. 7 Практическая работа. Изучение проблемного вопроса о добре и зле. Поднять проблемный вопрос о добре и зле. Закрепить данное понятие. Карточки с этюдами и упражнениями. 8 Обобщение всего пройденного материала. Повторить и закрепить пройденный материал. Карточки с этюдами и упражнениями. 9 Обобщение всего пройденного материала. Повторить и закрепить пройденный материал. Магнитофон, аудиозапись. 1 0 Обобщение всего пройденного материала. Повторить и закрепить пройденный материал. Магнитофон, аудиозапись.
11 Практическая работа. «Искусство делать комплименты» Вспомнить и закрепить какие существуют комплименты. Видео, иллюстрации. 1 2 Итоговое повторение. Повторить пройденные темы. Закрепить их. Видео, иллюстрации. 1 3 Итоговое повторение. Повторить пройденные темы. Закрепить их. Видео, иллюстрации. 1 4 Итоговое повторение. По желанию детей, вспомнить любимые ими темы. Видео, иллюстрации. 1 5 Экскурсия в кинотеатр. Вызвать желание у школьников сходить в кинотеатр. Наглядный показ. 1 6 Экскурсия по городу. Вызвать желание у школьников сходить на экскурсию по городу. Наглядный показ.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся:

Учащиеся должны знать и уметь:
 Общаться в разных социальных группах.  Иметь навыки речевого, жестового общения.  Владеть своим настроением, мимикой лица.  Знать правила взаимоотношений между людьми.  Уметь слушать и быть интересным собеседником.  Уметь расположить к себе человека.  Уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта.  Уметь работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.

Литература
1. С. Николаев «Умение общаться в обществе». 2. Т. В. Драгунова «Проблемы общения в подростковом возрасте». 3. Т. П. Гаврилова «Трудности в общении у учащихся». 4. Н. Русакова «Права и обязанности ребенка».


В раздел образования