"Физическое развитие" в условиях развития ФГОС дошкольного образования"
Автор: Козлова Евгения Александровна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: МБДОУ Лаишевский детский сад "Счастливый малыш" Населённый пункт: город Лаишево, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Физическое развитие" в условиях развития ФГОС дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
дошкольного образования»
В настоящее время в Российской Федерации проводится
стандартизация системы образования, которая обеспечивает:
единство образовательного стандарта РФ; преемственность
основных образовательных программ; вариативность содержания
образовательных программ с учетом образовательных потребностей
и способностей детей, что способствует повышению доступности и
качества образования, а также развитию и поддержки талантливых
детей [1, с.28] .
17 октября 2013 года был утвержден Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт дошкольного
образования (далее - ФГОС).
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований
к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе
Конституции Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах
ребёнка [4] .
Одной из задач Стандарта является охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
Содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования, в том числе и направление
«Физическая культура», определяет Программа.
Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие [4] .
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов,
которым должна соответствовать Программа ДОУ. Одним из них
является принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей
является гармоничное развитие у воспитанников физического и
психического здоровья.
Для достижения данной задачи необходимо создать единый процесс
взаимодействия педагога и воспитанников, в котором бы
гармонично переплетались разные образовательные области. В
конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье
человека как главной ценности, которая необходима ему для
полноценной жизни.
Реализация процесса интеграции невозможна без взаимодействия
педагогов ДОУ, родителей и ребёнка. Поэтому во всех
дошкольных образовательных учреждениях должны
разрабатываться соответствующие виды планирования
воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы
решить задачи интеграции образовательных областей [2] . Задачи
образовательных областей должны решаться в различных видах
деятельности, при этом участники образовательного процесса
должны взаимодействовать друг с другом.
В каждой из образовательных областей в различных видах
деятельности педагог может обратить внимание детей на те или
иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно
образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской
деятельности, при чтении художественной литературы педагог
может рассматривать проблемы культуры здоровья человека,
правил безопасного поведения. Всё это оказывает большое влияние
на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы дошкольных учреждений необходимо внедрять
проектную деятельность по здоровью и физическому развитию
детей, а также рассматривать вопросы по организации свободной
двигательной деятельности детей во время прогулки. Кроме того,
вариативная часть Программы ДОУ может включать разработанные
самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия. В нашем ДОУ разработана программа «Ритмика и
хореография».
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна
строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного
возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это
основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей
дошкольного возраста [3] . Игровая деятельность и правильно
сформированная система физкультурно-оздоровительной работы,
может способствовать снижению уровня заболеваемости у детей.
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть
направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели –
формирование представлений у дошкольников о здоровом образе
жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-
прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по
физической культуре. Именно их умение методически правильно
организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору
форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития
интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых
привычек, двигательных умений и навыков.
Интеграция различных видов деятельности обеспечивает познание
своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня
ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает
потребность ведения здорового образа жизни, формирует
предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность ребенка в будущем.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- 2013. - 272 с.
2. Сомкова, О. Н. Инновационные подходы к планированию
образовательного процесса в детском саду/О.Н. Сомкова, О.В.
Солнцева, А.М. Вербенец. - М.: 2013.
3. Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика
организации интегрированного процесса в дошкольном
образовании /Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева . - М.: Книжная
палата, 2013. – 173 с.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
[Электронный ресурс]. Режим доступа: rg