Автор: Ракина Нина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ " СОШ 127 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: Метапредметное обучение Раздел: начальное образование
Сегодня понятия “метапредмет” и“метапредметное обучение” приобретают особую
популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых
стандартов. В примерной программе по литературе цели и образовательные результаты
представлены на нескольких уровнях – личностном,метапредметном и предметном. При
таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний
о мире. Марина Половкова, зам.директора Института инновационных стратегий развития
образования считает:
“Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле
жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это
пригодится?”. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления,
понимания, коммуникации, рефлексии,действия. Технология метапредметного обучения
разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия
Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик,
подходов и технологий:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смысловое моделирование;
школа Щетинина.
Что такое метапредмет? (Приложение 1) “Мета” -“за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки
собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных
знаниях.Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма,
которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов
Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”,“Задача”, “Слово” и др.
В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность
работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий,
воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с
понятием на любом предметном материале.
Метапредмет “Проблема” задаёт образец решения проблемы, сформирует
способы выхода из сложившейся ситуации.
При разработке метапредметов должны учитываться особенности конкретной школы,
социальной среды, состава учащихся потенциал пед.коллектива.
Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. На
данный момент рекомендуется использовать метапредметные темы (“Пространство и
время”,“Ценности нашей жизни”) или использовать метапретметные связи в предметных
темах.Например, при изучении рассказа “После бала”Л.Толстого говорить не только о самом
тексте и его содержании, а в первую очередь о любви,свободе, ответственности. Литература
Восточной Сибири – вообще кладезь для использования метапредметной связи. При изучении
произведения Алексея Смирнова “Черника – хранитель тысячелетий” поговорить не только
по содержанию текста, но и о чернике, как ягоде, её лечебных свойствах. При изучении
лирики Лермонтова уделить особенное внимание Кавказу (рассмотреть всё: от политической
ситуации до болезней,которые лечили и лечат на курортах Кавказа.).
Попробуйте сформулировать метапредметные связи для изучения таких
произведений:В.Распутин “В тайге над Байкалом” (проблема электрификации, экономии
электроэнергии,энергосберегающий технологии и т.д.); Г.Мехасенко“Тётя Атиса” (сотовый
телефон, компьютер,нанотехнологии и т.д.).
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой,
это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения
мира,понимание места и роли человека в нём.
Тема моего самообразования: «Развитие ведущих учебных умений на уроках русского языка и
литературы как путь к личностному росту учащихся»
В соответствии с темой по самообразованию, я применяю современные педагогические
технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся:
блочно-модульного обучения, сотрудничества, уровневой дифференциации обучения,
личностно - ориентированного обучения: проблемного обучения, лекционно-семинарская
система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, метод
проектов, интегрированные уроки обучения.
В соответствии с данными технологиями применяю активные методы обучения,
формирующие личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью,
ответственностью, критичностью, творческим уровнем деятельности. Например, при
проведении уроков и мероприятий использую разнообразные формы: заочная экскурсия,
исследование, беседа, игра, путешествие, защита проектов, урок - концерт, лекции, семинары,
гостиные, вечера.
В процессе работы стремлюсь к саморазвитию и совершенствую свое педагогическое
мастерство, осуществляю самостоятельный поиск, разработку и практическое воплощение
новых уроков, внеклассных мероприятий, щедро делюсь опытом работы через открытые
уроки для учителей школы и коллег района.