Напоминание

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития


Автор: Галиулина Альбина Вилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НОШ №95 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности

формирования

познавательной

деятельности

у

детей

дошкольного

возраста

с

задержкой

психического

развития





Подготовила

:
Галиулина А . В . воспитатель старшей группы
Челябинск 2017 г. Статья «Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Дети с ЗПР – это многочисленная категория, разнородная по своему составу, часть из которых имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения, у других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. Структура дефекта при ЗПР следующая: первично – нарушение темпа созревания мозговых систем, обусловленно е б и о л о г и ч е с ко й недостаточностью; вторично – недоразвитие эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма и не редко выраженные интеллектуальные нарушения, замедленное развитие познавательных процессов. По определению Б. И. Белого, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в с е н с о р н о й с и с т е м е – н е д о с т а т о ч н о с т ь в о с п р и я т и я , е г о недифференцированно сть и фрагментарно сть, з ат руд н е н н о с т ь пространственной ориентированности; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим. Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, Е. С. Слепович указывает на ее основные звенья: недостаточную сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, недоразвитие знаково- символической деятельности.
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного), связанные, во-первых, снижением скорости выполнения перцептивных операций, во-вторых, ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как
температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо- зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быст роте забывания, н е т оч н о с т и воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной д е я т е л ь н о с т и , н е д о с т а т о ч н о й е е ц е л е н а п р а в л е н н о с т ь ю , несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-
синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Проблему особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР изучали Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и другие. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании образов и представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: внимание, восприятия, речь и др., а также представления об окружающем мире и сформированность механизмов произвольности (регуляторных механизмов). У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно
запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. По мнению Т. А. Власовой, у детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка. В плане организации коррекционной работы с детьми важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. При задержке психического развития отмечается слабость словесной регуляции действий. Поэтому методический подход предполагает развитие всех форм опосредствования: использование реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах – составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования. Именно в дошкольном возрасте складываются те функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта: 1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия. 2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления. 3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятелньости. Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР представлены в работах В. В. Давыдова, О. В. Лебедевой, К. С. Лебединской, Л. И. Переслени, У. В. Ульенковой и др. Эти недостатки характеризуются следующим:
Во-первых, несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Во-вторых, отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. В эксперименте Н. Г. Поддубной подтвердилось положение о том, что дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не понимают задания, но стремятся побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание. В-третьих, низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. В-четвертых, стереотипность мышления, его шаблонность. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки); с р а в н е н и е ( с р а в н и ва ют п р ед м е т ы п о н е с о п о с т а в и м ы м , несущественным признакам); классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил). В-пятых, дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального дошкольника. К 6 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить, самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений: индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему); дедукция (от общего к частному).
Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению У. В. Ульенковой - О. В. Лебедевой и «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления» [61, стр.93] Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Так, исследования Е. Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не готовы к внеситуативно-личностному
общению со взрослыми, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе такими авторами, как Т. П. Артемьева, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, С. Г. Шевченко и др. Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. Таким образом, анализ психологических исследований показал, что структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраст а, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Заключение На современном этапе:  дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с нерезко выраженными отклонениями;  период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интенсивного интеллектуального, эмоционального, социального развития;  при условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения;  проявления ЗПР крайне разнообразны по вариативности и степени;  в зависимости от характера и степени выраженности задержки следует, и строить коррекционно-воспитательную работу;  приоритет развития психики ребенка, тем не менее, определяется по развитию и потенциалу познавательной сферы, так как от этого зависит интеллектуальное развитие ребёнка.
Литература: 1. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект). – Изд.: Сфера, 2007. – 80 с. 2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. – Изд.: Гном-Пресс, 2006. – 62 с. 3. Винник М.О. Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Изд.: Феникс, 2007. – 160 с. 4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001. 5. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. 6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – Изд.: Речь, 2007. – 176 с. 7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. Б. П. Пузанова – 3-е изд., дан. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 8. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология: научно- методический журнал / ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. – 2006. – №3 2006. – с. 15-28. 9. Лебединский В.И. Название: Нарушение психического развития в детском возрасте. – Изд.: Инфра - М, 2008. – 144 с.


В раздел образования