"Значение игровой деятельности в период адаптации ребенка к детскому саду"
Автор: Степанова Ольга Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №19 с/п "Детский сад" Аист" Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: статья,опыт Тема: "Значение игровой деятельности в период адаптации ребенка к детскому саду" Раздел: дошкольное образование
Главным расслабляющим средством в период адаптации для
дошкольника является игра.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных
контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей
игры и упражнения
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть
в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и
интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе
совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,
проявлением заботы к каждому малышу.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что
должен исполнять чужие распоряжения;
-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в
собственных глазах;
-развивает искусство общения;
-помогает управлять своими чувствами;
-дает возможность пережить массу эмоций.
Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации
определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны
быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют
соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в
игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы
увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия
комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх
используются стихотворения и потешки.
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную,
теплую атмосферу.
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее
начало, продолжение и конец.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и
установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый —
один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их
многократно.
Полезно использовать игры в сухом бассейне, массаж, самомассаж,
пальчиковые игры – через них в том числе происходит знакомство со
взрослым.
Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов,
способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не
только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее
проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка
к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя
теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в
безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются,
когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять.
Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей.
Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму
пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут
на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим
деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Игра: «Раз, два, три, бум!»
-Усадите ребенка на колени лицом к себе.
-Произнесите: «Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к
себе.
- С теми же словами прижмите нос ребенка к себе.
-Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные
части тела ребенка:
локти, колени, щеки, уши, подбородок.
Игра: «Прыг – скок»
· Посадите ребенка себе на колено, крепко держа его под мышками.
· Подбрасывая ребенка на колене, читайте или пойте следующий стишок:
· Прыг – скок,
· Вверх и вниз.
И все сначала:
· Прыг – скок, прыг – скок,
· Оп, но только, чур, не падать.
· На последней фразе наклоните малыша в сторону.
· Прочитайте стишок (песенку) еще раз и на последней фразе наклоните
ребенка в другую сторону.
Игра: « Игра в объятия»
· Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его
мозга. Еще важнее – в минуту опасности.
· Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться,
подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить
нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то
нехорошее. По объятию при произнесению этих слов он почувствует, что вы
заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного
доверия.
Игра: «Ехали, мы ехали»
-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения
соответственно тексту:
Ехали, мы ехали
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке
Темной – темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром - по оврагам,
Днем – по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку – бух!
Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается играми
коллективными . По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы
по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной
культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении
и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает
ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение
действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие
и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для
формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и
игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на
пространственные условия движений.
Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться
следующие игры:
• «Ножки»
• «Пузырь»
• «Карусели»
• «Лови – лови»
• «Куклы пляшут»
После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать
играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых
происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам .
Это в основном подвижные игры с правилами . Данные игры создают условия,
требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для
достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к
доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.
Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством
достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные
действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки
сверстников.
Могут быть следующие игры:
• «Зайка»
• «Лохматый пес»
• «Воробушки и автомобиль»
• «Солнышко и дождик»
• «Курочка-хохлатка»
• «Кот и мыши»
После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть
предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально
приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся
такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а
уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со
сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и
правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом,
развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми
навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации,
самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции
и названии предмета.
Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры:
• «Мишка заболел»
• «Совместный обед»
• «Кукла хочет спать»
• «Погладим белье»
Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые
помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в
период привыкания:
-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или
сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение
деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками,
игры с водой;
-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые
можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для
самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать
им сказку или поиграть в спокойные игры;
-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации,
чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо,
мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;
-необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические
дни.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием;
-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз
в день, но понемногу);
-должны использоваться копии реальных предметов , а не их заместители;
-всем детям предлагаются одинаковые предметы;
-инициатором игры выступает взрослый .
Правила организации игр в период адаптации:
Правило 1:
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в
игре . Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в
предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста,
негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив,
увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2:
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими
действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую
деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы
центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с
новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким
образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли —
участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в
дальнейшем.
Правило 3:
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием
развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе
принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети
начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают
игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4:
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и
т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-
первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется
для детей необычным.
Правило 5:
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не
так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку
возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые
лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи,
помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в
ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость
выполнения.