Напоминание

"Значение игровой деятельности в период адаптации ребенка к детскому саду"


Автор: Степанова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №19 с/п "Детский сад" Аист"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья,опыт
Тема: "Значение игровой деятельности в период адаптации ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Главным расслабляющим средством в период адаптации для

дошкольника является игра.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим; -помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; -помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; -развивает искусство общения; -помогает управлять своими чувствами; -дает возможность пережить массу эмоций. Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на
сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: -знакомство; -игры с использованием игрушек и предметов; -контакт руками; -телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: Во-первых,
взрослый проявляет большую заинтересованность в

игре,
активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка
игрой;
Во-вторых,
взрослый сопровождает игровые действия

комментариями,
описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки. В-третьих,
взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную,

теплую атмосферу.
В-четвертых,
взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее

начало, продолжение и конец.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта,
проводятся индивидуально
(один взрослый — один ребенок). Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Полезно использовать игры в сухом бассейне, массаж, самомассаж,

пальчиковые игры – через них в том числе происходит знакомство со

взрослым.

Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять. Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Игра: «Раз, два, три, бум!»
-Усадите ребенка на колени лицом к себе. -Произнесите: «Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе. - С теми же словами прижмите нос ребенка к себе. -Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела ребенка: локти, колени, щеки, уши, подбородок.
Игра: «Прыг – скок»
· Посадите ребенка себе на колено, крепко держа его под мышками. · Подбрасывая ребенка на колене, читайте или пойте следующий стишок: · Прыг – скок, · Вверх и вниз. И все сначала: · Прыг – скок, прыг – скок, · Оп, но только, чур, не падать. · На последней фразе наклоните малыша в сторону. · Прочитайте стишок (песенку) еще раз и на последней фразе наклоните ребенка в другую сторону.
Игра: « Игра в объятия»

· Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Еще важнее – в минуту опасности. · Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то нехорошее. По объятию при произнесению этих слов он почувствует, что вы заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.
Игра: «Ехали, мы ехали»
-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту: Ехали, мы ехали В лес за орехами На бочке, на бочке По ровненькой дорожке Темной – темной ночкой По кочке, по кочке. Утром - по оврагам, Днем – по ухабам, Заехали на горку, И в ямку – бух! Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается
играми

коллективными
. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений. Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться следующие игры: • «Ножки» • «Пузырь» • «Карусели» • «Лови – лови» • «Куклы пляшут» После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходило
взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам
. Это в основном
подвижные игры с правилами
. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. Могут быть следующие игры: • «Зайка» • «Лохматый пес» • «Воробушки и автомобиль» • «Солнышко и дождик» • «Курочка-хохлатка» • «Кот и мыши» После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых
игровые ситуации максимально

приближены к типовым сюжетам из реальной жизни.
Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки. В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми
навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета. Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры: • «Мишка заболел» • «Совместный обед» • «Кукла хочет спать» • «Погладим белье»
Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые

помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в

период привыкания:
-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн; -затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой; -сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры; -лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички; -необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
-они должны быть
фронтальными,
чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
-не должны быть слишком
длительными
(лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу); -должны использоваться
копии реальных предметов
, а не их заместители; -всем детям предлагаются одинаковые предметы; -инициатором игры выступает
взрослый
.
Правила организации игр в период адаптации:

Правило 1:
Первое, и самое важное, правило —
добровольность участия в

игре
. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры.
Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием

развивающего эффекта.
Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4:


Наглядный материал
(определенные игрушки, различные предметы и т.д.)
надо беречь,
нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во- первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка:
слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.


В раздел образования