"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста".
Автор: Мишенина Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №81" общеразвивающего вида Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край Наименование материала: Статья Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Автор: Мишенина Татьяна Владимировна
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев». В. А.
Сухомлинский.
В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии,
его
нервная
система
очень
пластична
и
поэтому
его
успехи
особенно
ощутимы.
В
этом
возрасте
дети
уже
достаточно
самостоятельны,
у
них
активно формируется речь, они осознанно открывают для себя окружающий
мир и в то же время нуждаются в постоянном общении со взрослыми. Давно
замечено, что чем лучше ребёнок управляет своими пальчиками, тем быстрее
он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного - ведь нервные
окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга,
которые
отвечают
за
речь
ребёнка.
Вот
почему
так
полезно
разрешать
ребенку играть с мелкими предметами. Пуговицы, спички, крупы, пробки от
пластиковых бутылок, шнурки, прищепки всё это есть в каждом доме, эти
материалы
доступны
всем.
Однако,
все
мы
знаем,
что
дети
легко
отвлекаются. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему
овладеть новой информацией, существуют некоторые правила:
1.
Главное
-
превратить
обучение
в
увлекательную
игру.
Совсем
не
обязательно усаживать ребенка за стол, можно играть с ним где угодно.
2.
Период
максимальной
активности
ребенка
(и
следовательно,
наиболее
удачный для занятий) - утренние часы и время после дневного сна.
3. Наибольшая концентрация внимания в зависимости от возраста ребёнка
15-35 минут.
Если
ребёнок устал, лучше сделать перерыв и вернуться к
занятиям чуть позже.
4. Не отступать, если задания покажутся чересчур сложными для ребенка.
Необходимо
предположить
свою
активную
помощь
через
рассказ,
объяснение.
5.
Обязательно хвалить
малыша.
Если
у
него
что-то
не
получается,
не
заострять на этом внимание. Терпеливо объяснить ему ошибку, исправить ее
и вернуться к этому же заданию на следующий день.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
"пальчиковые
игры".
Игры
эти
очень
эмоциональны,
увлекательны.
Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Тонкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка
пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать
пуговицы,
рисовать,
лепить.
Неточность
движений
детских
пальчиков
свидетельствует
о
том,
что
мелкая
моторика
еще
недостаточно
развита.
Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все
не так просто.
Головной мозг руки (кончики пальцев) и движения губ, нижней челюсти и
языка при речи теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш
со
скованными,
неумелыми
пальчиками,
как
правило
отстает
в
психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в
головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев
рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя
тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка
помогает
развиваться
речи
и
интеллекту,
оказывает
положительное
воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации
движений
руки
должна
стать
важной
частью
подготовки
к
школе, в частности, к письму.
Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики:
I. Пальчиковые игры и упражнения.
Игры - манипуляции.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
П а л ьч и к о в ы е
у п р а ж н е н и я
в
с о ч е т а н и и
с о
з в у к о в о й
гимнастикой.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук.
II. Работа со счётными палочками.
III. Упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.
IV. Теневые игры.
V. Игры – шнуровки.
VI. Игры с конструктором.
VII. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности.
Ваши
действия
превратятся
из
работы
над
мелкой
моторикой в
увлекательную
игру.
Не
забывайте,
дети
познают
мир
и
развиваются
в
процессе игры.
Список литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е.
Плутаевой
и
П.
Лосева
«Развитие
мелкой
моторики
у
детей
5-6
лет».
2. Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой
« Р а з в и т и е
р у к и :
п р о с т о ,
и н т е р е с н о ,
э ф ф е к т и в н о » .
3.
Рузанова
Ю.
В.
«Развитие
моторики
рук
в
нетрадиционной
изобразительной
деятельности».
–
Санкт
–
Петербург,
КАРО,
2007.
4. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её
к
р и с о в а н и ю
и
п и с ь м у » .
-
М . ,
Г Н О М
и
Д ,
2 0 0 3 .
5. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие
дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос,
2001.