Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста
Автор: Беличенко Дарья Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста Раздел: дополнительное образование
Беличенко Д.С.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»,
Нижневартовск
Художественно-эстетическое воспитание детей
младшего школьного возраста
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
сфере
духовной
жизни,
повседневного
труда,
общения
с
искусством
и
природой,
в
быту,
в
межличностном
общении
–
повсюду
прекрасное
и
безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота
доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность,
делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое
учит сочувствию, а комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи
эстетического
воспитания
зародились
в
глубокой
древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях
изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.
Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как
науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит
от
греческого
«aisteticos»
–
«воспринимаемый
чувством».
Философы-
материалисты
(Д.
Дидро
и
Н.Г.
Чернышевский)
считали,
что
объектом
эстетики как науки является прекрасное. Именно данная категория и легла в
основу системы эстетического воспитания [1].
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности,
формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола,
Д.Б.
Кабалевский,
Н.И.
Киященко,
Б.Т.
Лихачев,
А.С.
Макаренко,
Б.М.
Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и
другие.
В литературе имеется множество различных подходов к определениям
понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим
некоторые из них.
В
книге
«Общие
вопросы
эстетического
воспитания
в
школе»
под
редакцией
известного
специалиста
по
эстетическому
воспитанию
В.Н.
Шацкой
присутствует
такая
формулировка:
«Советская
педагогика
определяет
эстетическое
воспитание
как
воспитание
способности
целенаправленно
воспринимать,
чувствовать
и
правильно
понимать
и
оценивать
красоту
в
окружающей
действительности
–
в
природе,
в
общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [2; C.183].
В кратком словаре по эстетике «эстетическое воспитание» определяется
как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование
в
человеке
способности
воспринимать,
правильно
понимать,
ценить
и
создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [3]. В обоих
определениях
речь
идет
о
том,
что
эстетическое
воспитание
должно
вырабатывать
и
совершенствовать
в
человеке
способность
воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В
первом
определении
упущена
деятельная
или
созидательная
сторона
эстетического
воспитания,
а
во
втором
определении
подчеркивается,
что
эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной
задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Д.Б.
Лихачев
в
своей
книге
«Теория
эстетического
воспитания
школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое
воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной
личности
ребенка,
способного
воспринимать
и
оценивать
прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
«по
законам
красоты»
[4; C.168].
Автор
подчеркивает
ведущую
роль
целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении
ребенка.
Например,
развитие
у
ребенка
эстетического
отношения
к
действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как
неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими
явлениями
жизни
и
искусства,
ребенок,
так
или
иначе,
эстетически
развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к
тому
же
без
вмешательства
извне
у
ребенка
могут
сложиться
неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие
другие
педагоги
и
психологи,
считает,
что
только
целенаправленное
педагогическое
эстетико-воспитательное
воздействие,
вовлечение
детей
в
разнообразную художественную творческую деятельность способны развить
их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений,
поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности [5; C.169].
Существует
множество
определений
понятия
«эстетиче ское
воспитание», и, рассмотрев даже некоторые из них, уже можно выделить
основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, направленный
на
развитие
чувства
прекрасного,
умения
ценить
и
уважать
красоту
окружающего мира, искусства.
Во-вторых,
это
непосредственное
формирование
способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, уметь оценивать ее.
В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических
вкусов и идеалов личности.
И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному
творчеству и созданию прекрасного.
Таким
образом,
вся
система
эстетического
воспитания
нацелена
на
общее
развитие
ребенка,
как
в
эстетическом
плане,
так
и
в
духовном,
нравственном
и
интеллектуальном.
Это
достигается
путем
решения
следующих задач:
овладения
ребенком
знаниями
художественно-эстетической
культуры;
развития
способности
к
художе ственно-эстетиче скому
творчеству;
развития
эстетических
психологических
качеств
человека,
которые выражены эстетическим восприятием, чувством;
оценкой;
вкусом;
и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Список используемой литературы:
1.
Бахрушин, Ю.А. История русского балета. Лань, 2009 г.
2.
Общие вопросы эстетического воспитания в школе / ред. В.Н. Шацкая.
– Москва: АПН РСФСР, 1955 г.
3.
Барышникова, Т.К.. Азбука хореографии. М.: Айрис–пресс, 2000 г.
4.
Лихачев,
Б.Т.
Теория
эстетического
воспитания
школьников.
–
М.:
Педагогика, 1972 г.
5.
Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972 г.