Автор: Малыгина Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Красносельская СШ" Населённый пункт: Нижегородская обл, Арзамасский р-он, с.Красное Наименование материала: статья Тема: Как помочь будущему первокласснику? Раздел: начальное образование
Как помочь будущему первокласснику?
Пусть став учеником.
Ребёнок продолжает делать
сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.Н Сухомлинский
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом
зависит как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс –
серерьёзное испытание как для ребёнка так и для родителей. У специалистов
есть такое понятие- « Готовность к обучению в школе» К сожалению,
нередко родители понимают под готовностью ребенка к школе только умения
ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны научить
именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями,
определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной
школьной жизни.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному
обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того,
насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а
также каково состояние его здоровья.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка .
Важно, чтобы у ребёнка была хорошая осанка, скоординированные
движения, стопроцентное зрение, правильная, чёткая речь. Ежедневно
посещая школу, малыш привыкает к её ритму жизни, к распорядку дня,
учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают
ребёнка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему
приходится догонять класс и от этого многие дети теряют веру в свои силы.
Очень важно всем родителям своевременно проконсультировать сына или
дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить
дефекты речи. Иначе под влиянием неправильного произношения, ребёнок
становится стеснительным и замкнутым. Кроме того дефекты речи
затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного
письма по слуху.
Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает
ребенка не только внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и
т.д.), но возможностью получить новые знания. Очень важный момент –
желание учиться. От него во многом зависит успеваемость младшего
школьника. Часто дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает в
школе, чем они будут заниматься. Расскажите малышу о школьной жизни.
Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное,
но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного.
Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он
должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Следует
рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности
ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать
ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес
у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя
тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни
(учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. Постарайтесь
таким образом настроить ребёнка, чтобы он с радостью пошёл в школу.
Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает
наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним, понимание
связи между явлениями. Каждому первокласснику необходимы знания
жизни нашей страны, о родном селе. О труде взрослых членов семьи, о
природе родного края и о временах года. Чем богаче и разнообразнее эти
знания тем легче ребёнку учиться. Очень важно умение рассказывать по
картинке, прочитать стихотворение, спеть песню. В процессе приобретения
новых знаний и формируется интеллектуальная активность, рождается
радость познания. Наибольшие трудности в младших классах испытывают
дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли,
объяснять то или иное явление. Поэтому стоит задуматься, как привить
ребёнку навыки общения, усовершенствовать их устную речь. Шагая с
ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, спросите его: «Как ты
думаешь о чем размышляет этот нахохлившейся воробей?» или «Давай
сочиним сказку про старую берёзку возле нашего окна.» Разговаривать с
ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий
мир. А дома возьмите лёгкую для понимания книгу, лучше сказки.
Прочитайте абзац и попросите пересказать своими словами. Когда ребёнок
сможет это сделать, прочитайте ему страницу и попросите пересказать.
Каждый день делитесь с малышом своими впечатлениями о музыке, о
животных. О природе, об окружающем мире- обо всём что волнует вас. В
ответ раскроется его душа и поначалу подражая, а потом становясь всё
самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности
ребенка общаться со взрослыми, сверстниками. Если ребёнок ссорится по
пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно
привыкнуть к школе. Ребёнок должен уметь ладить со сверстниками,
содержать в порядке своё рабочее место, хорошо обслуживать себя-
застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д. Учение это
повседневный труд он требует от ребёнка умственных усилий, напряжённой
воли внимания. Малышу надо учиться слушать и понимать учителя,
запоминать сказанное. Первоклассник должен уметь правильно держать
ручку и карандаш уверенно рисовать незатейливые рисунки, лепить,
пользоваться ножницами.
Трудно тем детям которым впервые приходится постигать смысл слов
«надо» и «нельзя». Кроме того, ребенок должен уметь преодолевать
трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего
труда.
А как же умение читать и считать? Сегодня многие родители стараются
научить ребёнка тому, что обязан профессионально сделать учитель. Ведь
основная задача первоклассника – научиться читать, писать, считать. Очень
часто родители, обучая малыша читать, закладывают неправильные навыки
чтения, что в дальнейшем мешает ему учиться. Известно, что переучивать
всегда труднее, чем научить.
В заключении хочется сказать очень важно быть предельно внимательным к
деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и
похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым
незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в
новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка
воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной
никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает
маленькому человеку формировать реалистические представления о
результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в
конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика
со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку
ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его
ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не
будет трогать вещи, принадлежащие ему.