Напоминание

Как помочь будущему первокласснику?


Автор: Малыгина Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красносельская СШ"
Населённый пункт: Нижегородская обл, Арзамасский р-он, с.Красное
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь будущему первокласснику?
Раздел: начальное образование





Назад





Как помочь будущему первокласснику?
Пусть став учеником. Ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. В.Н Сухомлинский Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серерьёзное испытание как для ребёнка так и для родителей. У специалистов есть такое понятие- « Готовность к обучению в школе» К сожалению, нередко родители понимают под готовностью ребенка к школе только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны научить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни. Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению.
Готовность
ребенка
к обучению в школе
зависит от того, насколько он
развит физически, психически, умственно и личностно,
а также каково
состояние его здоровья.
Успехи в обучении напрямую зависят от
состояния здоровья ребёнка
. Важно, чтобы у ребёнка была хорошая осанка, скоординированные движения, стопроцентное зрение, правильная, чёткая речь. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к её ритму жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребёнка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Очень важно всем родителям своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием неправильного произношения, ребёнок становится стеснительным и замкнутым. Кроме того дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. 
Психологическая
готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не только внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.д.), но возможностью получить новые знания. Очень важный момент – желание учиться. От него во многом зависит успеваемость младшего школьника. Часто дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает в школе, чем они будут заниматься. Расскажите малышу о школьной жизни. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно. Следует
рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. Постарайтесь таким образом настроить ребёнка, чтобы он с радостью пошёл в школу. 
Интеллектуальная (умственная, когнитивная)
готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним, понимание связи между явлениями. Каждому первокласснику необходимы знания жизни нашей страны, о родном селе. О труде взрослых членов семьи, о природе родного края и о временах года. Чем богаче и разнообразнее эти знания тем легче ребёнку учиться. Очень важно умение рассказывать по картинке, прочитать стихотворение, спеть песню. В процессе приобретения новых знаний и формируется интеллектуальная активность, рождается радость познания. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Поэтому стоит задуматься, как привить ребёнку навыки общения, усовершенствовать их устную речь. Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, спросите его: «Как ты думаешь о чем размышляет этот нахохлившейся воробей?» или «Давай сочиним сказку про старую берёзку возле нашего окна.» Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. А дома возьмите лёгкую для понимания книгу, лучше сказки. Прочитайте абзац и попросите пересказать своими словами. Когда ребёнок сможет это сделать, прочитайте ему страницу и попросите пересказать. Каждый день делитесь с малышом своими впечатлениями о музыке, о животных. О природе, об окружающем мире- обо всём что волнует вас. В ответ раскроется его душа и поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же. 
Социально-личностная
готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкнуть к школе. Ребёнок должен уметь ладить со сверстниками, содержать в порядке своё рабочее место, хорошо обслуживать себя- застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д. Учение это повседневный труд он требует от ребёнка умственных усилий, напряжённой воли внимания. Малышу надо учиться слушать и понимать учителя, запоминать сказанное. Первоклассник должен уметь правильно держать ручку и карандаш уверенно рисовать незатейливые рисунки, лепить, пользоваться ножницами. Трудно тем детям которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». Кроме того, ребенок должен уметь преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда.
А как же умение читать и считать? Сегодня многие родители стараются научить ребёнка тому, что обязан профессионально сделать учитель. Ведь основная задача первоклассника – научиться читать, писать, считать. Очень часто родители, обучая малыша читать, закладывают неправильные навыки чтения, что в дальнейшем мешает ему учиться. Известно, что переучивать всегда труднее, чем научить. В заключении хочется сказать очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность. Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.


В раздел образования