Автор: Эшмакова Светлана Рудольфовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 397" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: настольная игра "Звуки и буквы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми
Группа № 7 «Семицветик»
Игра
«Время звуков и букв»
Автор:
Эшмакова Светлана Рудольфовна
Октябрь 2015 г.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это
перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Пояснительная записка
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают
большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Скорее
всего, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха
у дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять
формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у
дошкольников4-7 лет.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи.
Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять,
подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными
элементами грамоты будет затруднен.
Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и
увлекательнее. В работе с детьми-дошкольниками мы применяем основной метод
обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы
делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.
Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие
потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка.
Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и
регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.
Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует
отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в
игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна
конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.
В целях обобщения и уточнения знаний детей дошкольного возраста о звуках , слогах и
словах родного языка, мной была создана настольная игра «Время звуков и слов», .
которая поможет ребенку освоить начальный этап звуко-буквенного анализа слов, выучить
алфавит, научиться складывать слова из букв и слогов, а также сформировать навыки,
необходимые для обучения в школе.
Данный материал будет полезен и интересен воспитателям и родителям. Эту игру
предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в
подгрупповой и индивидуальной работе.
Формы работы для каждой возрастной группы
детей – разные (они раскрываются далее), однако основным принципом обучения является
принцип от простого к сложному.
Название: настольнаяигра «Время звуков и букв»
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей дошкольного возраста о звуках, слогах и
словах родного языка.
Задачи:
1.
развивать фонематический слух;
2.
развивать у детей осознанное восприятие гласных, твердых и мягких
согласных звуков,
3.
упражнять детей в делении слов на слоги
4.
научить детей различать понятия звук и буква,
5.
научить детей правильно употреблять термины «гласный звук», «твёрдый
согласный звук», «мягкий согласный звук»
6.
воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
7.
развивать мелкую моторику.
Целевая аудитория: Данная настольная игра предназначена для детей 4-7 лет по теме:
«Звуки и буквы».
Форма организации: индивидуальная или в паре. Один ребёнок крутит стрелки и
выполняет задание, а второй играющий (взрослый или ребёнок) контролирует выполнение
задания.
Время в режиме дня для использования данной игры:
Игру можно использовать в организованной образовательной деятельности, в
подгрупповой и индивидуальной работе.
Оборудование:
Деревянная основа-круг (диаметром от 20 см. и более) с наклеенными по краю липучками
(в количестве от 8 до 16 шт.), подвижные стрелки, закреплённые в центре круга (в
количестве 2-3 шт. – красная короткая, длинная синяя и длинная зелёная), набор
предметных картинок на липучках (в количестве от 24 шт. и более). На обратной стороне
основы-круга наклеены две полосы липучки (2 х 15 см.).
Правила игры:
На основе-круге выставляются разные предметные картинки. Картинки
подбираются по принципу – названия предметов по словесному составу: короткие
(один слог) и длинные (два, с три, четыре слога). Картинки меняются, варьируются в
зависимости от поставленной задачи.
Вариант №1 «Короткие и длинные слова»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на картинку, название которой
состоит из одного слога, а длинную стрелочку на картинку, название которой состоит из
двух и более слогов.
Вариант №2 «Гласные и согласные звуки»
Ребёнку предлагается поставить красную стрелочку на картинку, название которой
начинается с гласного звука, а синюю стрелочку – на картинку, название которой
начинается с согласного звука.
Усложнение: (добавляется длинная зелёная стрелка)
Ребёнку предлагается поставить красную стрелочку на картинку, название которой
начинается с гласного звука. Синюю стрелочку повернуть на картинку, название которой
начинается с твердого согласного звука, а зелёную стрелочку – на картинку, название
которой начинается с мягкого согласного звука.
На основе-круге выставляются разные предметные картинки в чередовании с
буквами.
Вариант №3 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву, а длинную стрелочку на
картинку, название которой начинается со звука обозначающегося этой буквой.
Вариант №4 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву, а длинную стрелочку на
картинку, в название которой слышится звук, обозначающийся этой буквой.
На основе-круге выставляются разные карточки со слогами.
Вариант №5 «Слова»
Ребёнку предлагается придумать слово из двух слогов и поставить короткую стрелочку на
первый слог, а длинную стрелочку на второй слог. Затем ребёнок читает, что у него
получилось.
Вариант №6 «Составляем слова»
Ребёнку предлагается придумать слово и выложить его предметными картинками на
обратной стороне основы-круга, первые звуки в названии которых составляют задуманное
слово.
Вариант №7 «Составляем слова»
Ребёнку предлагается придумать слово и выложить его буквами на обратной стороне
основы-круга.
Примечание:
Вариантов использования этой игрушки может быть множество.
Например, эту игру можно использовать в билингвальной группе. Тогда на основу-круг
выставляются картинки в чередовании с буквами английского алфавита.
Вариант №8 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву английского алфавита, а
длинную стрелочку на картинку, название которой начинается со звука, обозначающегося
этой буквой.
А если добавить картинки с разным количеством предметов и цифры, то возможен
новый вариант использования этой игрушки.
Вариант №9 «Количество и счёт»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на цифру, а длинную стрелочку на
картинку, на которой изображено данное количество предметов.
Вариант №10 «Состав числа»
На обратной стороне круга-основы на одной ленте-липучке закрепляется картинка с
цифрой, а на второй ленте-липучке ребёнок выкладывает две или более картинки с
изображенными на них предметами разного количества в сумме составляющие заданное
число.