Напоминание

настольная игра "Звуки и буквы"


Автор: Эшмакова Светлана Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 397"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: настольная игра "Звуки и буквы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми Группа № 7 «Семицветик»
Игра

«Время звуков и букв»

Автор:
Эшмакова Светлана Рудольфовна Октябрь 2015 г.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это

перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Пояснительная записка
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Скорее всего, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у дошкольников4-7 лет. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. В работе с детьми-дошкольниками мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом. Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом. Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово. В целях обобщения и уточнения знаний детей дошкольного возраста о звуках , слогах и словах родного языка, мной была создана настольная игра «Время звуков и слов», . которая поможет ребенку освоить начальный этап звуко-буквенного анализа слов, выучить алфавит, научиться складывать слова из букв и слогов, а также сформировать навыки, необходимые для обучения в школе. Данный материал будет полезен и интересен воспитателям и родителям. Эту игру предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе. Формы работы для каждой возрастной группы детей – разные (они раскрываются далее), однако основным принципом обучения является принцип от простого к сложному.

Название:
настольнаяигра «Время звуков и букв»
Цель:
Обобщение и уточнение знаний детей дошкольного возраста о звуках, слогах и словах родного языка.
Задачи:
1. развивать фонематический слух; 2. развивать у детей осознанное восприятие гласных, твердых и мягких согласных звуков, 3. упражнять детей в делении слов на слоги 4. научить детей различать понятия звук и буква, 5. научить детей правильно употреблять термины «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» 6. воспитывать познавательный интерес к русскому языку. 7. развивать мелкую моторику.
Целевая аудитория:
Данная настольная игра предназначена для детей 4-7 лет по теме: «Звуки и буквы».
Форма организации:
индивидуальная или в паре. Один ребёнок крутит стрелки и выполняет задание, а второй играющий (взрослый или ребёнок) контролирует выполнение задания.
Время в режиме дня для использования данной игры:
Игру можно использовать в организованной образовательной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.
Оборудование:
Деревянная основа-круг (диаметром от 20 см. и более) с наклеенными по краю липучками (в количестве от 8 до 16 шт.), подвижные стрелки, закреплённые в центре круга (в количестве 2-3 шт. – красная короткая, длинная синяя и длинная зелёная), набор предметных картинок на липучках (в количестве от 24 шт. и более). На обратной стороне основы-круга наклеены две полосы липучки (2 х 15 см.).
Правила игры:

На основе-круге выставляются разные предметные картинки. Картинки

подбираются по принципу – названия предметов по словесному составу: короткие

(один слог) и длинные (два, с три, четыре слога). Картинки меняются, варьируются в

зависимости от поставленной задачи.

Вариант №1 «Короткие и длинные слова»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на картинку, название которой состоит из одного слога, а длинную стрелочку на картинку, название которой состоит из двух и более слогов.
Вариант №2 «Гласные и согласные звуки»

Ребёнку предлагается поставить красную стрелочку на картинку, название которой начинается с гласного звука, а синюю стрелочку – на картинку, название которой начинается с согласного звука. Усложнение: (добавляется длинная зелёная стрелка) Ребёнку предлагается поставить красную стрелочку на картинку, название которой начинается с гласного звука. Синюю стрелочку повернуть на картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зелёную стрелочку – на картинку, название которой начинается с мягкого согласного звука.
На основе-круге выставляются разные предметные картинки в чередовании с

буквами.

Вариант №3 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву, а длинную стрелочку на картинку, название которой начинается со звука обозначающегося этой буквой.
Вариант №4 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву, а длинную стрелочку на картинку, в название которой слышится звук, обозначающийся этой буквой.
На основе-круге выставляются разные карточки со слогами.

Вариант №5 «Слова»
Ребёнку предлагается придумать слово из двух слогов и поставить короткую стрелочку на первый слог, а длинную стрелочку на второй слог. Затем ребёнок читает, что у него получилось.
Вариант №6 «Составляем слова»
Ребёнку предлагается придумать слово и выложить его предметными картинками на обратной стороне основы-круга, первые звуки в названии которых составляют задуманное слово.
Вариант №7 «Составляем слова»
Ребёнку предлагается придумать слово и выложить его буквами на обратной стороне основы-круга.
Примечание:

Вариантов использования этой игрушки может быть множество.
Например, эту игру можно использовать в билингвальной группе. Тогда на основу-круг выставляются картинки в чередовании с буквами английского алфавита.

Вариант №8 «Буквы»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на букву английского алфавита, а длинную стрелочку на картинку, название которой начинается со звука, обозначающегося этой буквой. А если добавить картинки с разным количеством предметов и цифры, то возможен новый вариант использования этой игрушки.
Вариант №9 «Количество и счёт»
Ребёнку предлагается поставить короткую стрелочку на цифру, а длинную стрелочку на картинку, на которой изображено данное количество предметов.
Вариант №10 «Состав числа»
На обратной стороне круга-основы на одной ленте-липучке закрепляется картинка с цифрой, а на второй ленте-липучке ребёнок выкладывает две или более картинки с изображенными на них предметами разного количества в сумме составляющие заданное число.


В раздел образования