Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных знаний на основе программы "Основы игры на гитаре".
Автор: Анфиногенова Татьяна Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО города Костромы ДЮЦ "Заволжье" Населённый пункт: г. Кострома Наименование материала: статья Тема: Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных знаний на основе программы "Основы игры на гитаре". Раздел: дополнительное образование
Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных
знаний на основе программы «Основы игры на гитаре».
В
современной
социально-экономической
ситуации
особую
актуальность
в
деле
воспитания
подрастающего
поколения
имеют
учреждения
дополнительного
образования.
Не
секрет,
что
бюджет
большинства
наших
семей
не
позволяет
дать
детям
академического
музыкального
образования.
А
благодаря
учреждениям
дополнительного
образования
многие
школьники
имеют
возможность
реализовать
свои
музыкальные потребности и получить необходимые знания и умения.
Система дополнительного образования позволяет наиболее глубоко и
тщательно
подойти
к
решению
поставленных
задач.
Своей
гибкостью,
демократичностью учреждения дополнительного образования создают все
предпосылки
для
развития
личности
детей
и
подростков.
Возможность
получения
допрофессиональных
знаний,
индивидуальный
подход
к
обучающимся, "домашняя" непринуждённая обстановка на занятиях делают
учреждения дополнительного образования наиболее привлекательными для
детей, а особенно подростков и позволяют наиболее качественно освоить
намеченную программу обучения
Гитара является одним из самых демократичных и доступных всем
инструментов.
В
силу
своей
мобильности
и
относительно
недорогой
стоимости, гитара всегда пользуется большим спросом у подрастающего
поколения. Благодаря мягкому задушевному тембру, хорошо сочетающемуся
с голосом, гитару всегда использовали, прежде всего, как аккомпанирующий
инструмент.
Не составляет исключения и наше объединение "Игра на гитаре", где
ребята, прежде всего, учатся аккомпанировать себе и другим обучающимся.
Программа «Основы игры на гитаре» является программой художественной
направленности,
разработана
на
основании
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012, ориентирована
на
музыкальное творчество - игра на гитаре, профиль программы определяет ее
предметно-тематическое
содержание,
преобладающие
виды
учебной
деятельности
обучающегося,
требования
к
результатам
освоения
общеразвивающей программы
В
основе
построения
программы
лежит
концентрический
принцип,
который
заключается
в
постепенном
изучении,
закреплении
и
совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом
возраста, пола.
Общее количество музыкальных произведений, предусмотренных на
каждый год, представлено в содержании программы. При этом программа
предусматривает
различную
степень
завершенности
исполнения
музыкальных произведений: некоторые пьесы могут быть подготовлены для
публичного исполнения, другие – для показа в классе, третьи – с целью
ознакомления.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: в
группах занимаются дети и подростки от 12 до 18 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Программа первого года
обучения рассчитана на 144 учебных часа, второго - на 216 учебных часов.
Группы комплектуются с учётом возраста и уровня подготовки. В группу
первого года обучения принимаются все желающие. Группа второго года
обучения
формируется
из
учащихся
освоивших
программу
первого
года
обучения или получивших начальную музыкальную подготовку в других
учебных заведениях.
О с в о е н и е
п р о г р а м м ы
м о ж е т
и д т и
п о индивидуальным
образовательным траекториям:
1.
Основная
траектория
предусмотрена
содержанием
программы, рассчитанной на 144 учебных часа. По нему обучается
основная масса детей.
2.
В
каждой
группе
встречаются
ребята,
которые
по
ряду
причин (болезнь, природные данные, отсутствие инструмента дома)
отстают
от
своих
сверстников
в
освоении
программы.
Для
них
предусмотрен упрощённая траектория: это более простые песни для
разучивания,
увеличение
времени
для
освоения
сложных
тем,
индивидуальная работа с обучающимися.
3.
Усложнённая траекториярассчитана на одарённых детей,
которые
выполняют
программные
задания
быстрее
и
качественнее
других. Для них предусмотрено усложнение программы через:
увеличение объёма заданий;
разучивание более сложного репертуара;
дополнительные творческие задания (например, подобрать
на слух песню)
разучивание партии соло гитары и игра под аккомпанемент
обучающихся или педагога и т.д.)
Формы занятий
Программа включает в себя как теоретический, так и практический
материал, формыучебных занятий могут быть довольно разнообразны. Это:
практические занятия, лекции, беседы, репетиции.
Программа предполагает такие формы работы, как индивидуальные,
групповые и коллективные, что способствует более качественному освоению
программы и повышению интереса к занятиям.
Теоретическая часть программы - это объяснение и запись различных
упражнений для развития техники игры, различных видов боя и перебора,
буквенных и цифровых обозначений, запись песен с аккордами, изучение
основ нотной грамоты.
Практические
занятия
-
это
основная
часть
программы.
Через
практику ребята осваивают приёмы игры на гитаре, разучивают и исполняют
песни
различных
авторов
и
направлений.
Обучение
строится
на
основе
репертуара,
который
может
меняться
в
зависимости
от
возраста
обучающихся,
их
качественного
состава
(мальчики,
девочки),
вкусов
и
способностей.
Занятия по программе "Игра на гитаре" строятся по плану:
Проверка домашнего задания у каждого обучающегося.
Объяснение нового материала (теоретическая часть)
Закрепление
нового
материала
на
практике:
игра
в
несколько гитар одновременно и по очереди.
Пение
хором
под
аккомпанемент
педагога
и л и
обучающихся.
Запись домашнего задания.
Дополнительными формами проведения занятий являются:
репетиции к подготовке выступлений;
концертные выступления различного уровня;
посещение музыкальных конкурсов и фестивалей и участие
в них;
творческие встречи с различными детскими коллективами;
посещение
концертов,
театров
с
последующим
обсуждением.
Формы организации деятельности на занятии:
индивидуальная;
индивидуально-групповая (дуэты, трио)
Таким
образом,
система
дополнительного
образования
создает
все
условия для реализации творческого потенциала подростков. Кроме того,
позволяет позитивно решить проблему свободного времени, социализации
личности и применения своих творческих способностей.