Напоминание

ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ


Автор: Мухамедзянова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №3 п. Советский"
Населённый пункт: п. Советский РМЭ
Наименование материала: статья
Тема: ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Раздел: полное образование





Назад





ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧ-

НОСТИ
Всё началось и завертелось, с появлением в моей педагогической прак- тике одного необычного, неординарного человечка моего ученика, который готов был заниматься химией, решать задачи и днем и ночью. И вот прорабо- тав в школе около 20 лет, я поняла, что скоро его «химическую жажду» уто- лить не смогу, если не начну работать по- новому. Я вдруг реально осознала, что любому школьному курсу катастрофиче- ски не хватает творческих (реальных) задач. Учебные (искусственно создан- ные) задачи лишь тренируют мозг и не затрагивают эмоциональную сферу личности. И подбирая материал для работы с мотивированными детьми, на- толкнулась на вот эту удивительную брошюрку «Химики изобретают», куп- ленную еще в 90-х, открываю её и думаю, что же изобретали химики, а там задачи, да какие задачи. В период модернизации российского образования каждый учитель стре- мится решить вопросы, связанные с обновлением содержания образования, качественной реализацией государственного стандарта общего образования, созданием условий для самореализации и самоопределения обучающихся, воспитанием творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Я считаю, что одним из путей решения данной проблемы является твор- ческий путь обучения мотивированных детей и его можно успешно реализо- вать через использование технологии технического творчества – ТРИЗ (тео- рии решения изобретательских задач), созданной в середине 20 века изобре- тателем, инженером, писателем-фантастом Г.С.Альтшуллером. Задачи творческие (изобретательские) всегда содержат противоречие, а значит тайну и загадку. Из-за этой тайны и возникает интерес детей к учебно- му процессу, усиливается их интеллектуальная активность, обучение прино- сит психологическое удовлетворение. «Самое прекрасное и глубокое пережи-
вание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности» - это слова великого Альберта Эйнштейна. Творческие методы обучения создают для ученика ситуацию успеха, так как он производит свой образовательный продукт. Изобретательские задачи имеют множество вариантов решения, причем не всегда можно определить, какое из них самое удачное. Многое зависит от того, в каких условиях данное решение будет использовано. Поэтому, решение любого ученика может стать изобретением. Каждое изобретение способствует повышению самооценки школьников. Изобретательские задачи не оставляют равнодушными ни взрос- лых ни детей. Предлагаю решить вам такую задачу: «Для очистки трубопровода от отложений ила раз в месяц в трубопро- вод вводят обломки кирпичей. Подхваченные потоком, они движутся в трубе и сдирают иловые наросты. К сожалению, трудно подобрать размер облом- ков. Мелкие обломки не сдирают ил. Крупные часто застревают, закупоривая трубопровод. Как быть?» Новички тщетно пытаются что-то сделать с облом- ками кирпичей: «Пусть уж лучше обломки будут маленькими... Нет, пусть они будут большими... Может быть, обломки должны быть средними?..» Идут «пустые» пробы, «пустые» потому, что не удается преодолеть гипноз термина «кирпич». Как ни крути, а с «кирпичом» задачу не решишь. Дети, освоившие азы ТРИЗ, знают: термины надо убирать, они мешают придумывать новое (термины - носители психологической инерции): «Противоречие - обломки какого-то вещества должны быть большими и должны быть маленькими. Идеально, если обломки большие (когда они сдирают ил) и маленькие (если вдруг образовалась пробка). Обломки кирпича должны быть не из кирпича, надо использовать крупные куски льда. Они будут сдирать ил - как кирпич. А если застрянут, образовав пробку, ничего страшного: поток воды растопит лед. Задача легкая! Вообще, конкурсные задачи стали слишком легкими...» Итак, столкнувшись всего с одной изобретательской задачей, мы узнали следующие новые понятия: 
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач;

ИКР – идеальный конечный результат;


ТП – техническое противоречие;

ФП – физическое противоречие;

ИП − изобретательский приём.
ТРИЗ называют
технологией творчества
, наукой сильного мышления. Создатели и специалисты ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опы- ту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и значение врожденных ка- честв не столь велико, как принято обычно считать. Практически любой че- ловек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе. Основной термин ТРИЗ – противоречие. Противоречие – двигатель раз- вития. Развитие науки, техники, общества - это непрерывная борьба с проти- воречиями. Научить видеть противоречие, формулировать и разрешать его – главная цель в обучении ТРИЗ. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход на базе объектив- но действующих законов развития систем. Возникает вопрос, какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в шко- ле? Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке дела- ет его интересным и познавательным. Обучение же ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группа- ми. Наиболее эффективно обучение ТРИЗ интегрировать со школьными про- граммами по учебным предметам, показывая материал под неожиданным уг- лом, выделяя возможность его практического применения. Все это осуще- ствляю в рамках элективного курса «Теория решения изобретательских за- дач», который провожу для мотивированных детей. В основе используемых в ТРИЗ – педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Освоив и внедрив в свою педагогическую практику проблемные и проектные технологии пришла к выводу пора попробовать и ТРИЗ.
В рамках предметной недели естественно – математических наук апро- бировала занимательную олимпиаду «ХИМИКИ ИЗОБРЕТАЮТ», где предлагала ребятам 10-11 классов творческие изобретательские задачи и вы- являла творческие, способные нестандартно мыслить личности, затем мы продолжали с ними решать данные задачи на практике – это выливалось в ис- следовательские проекты. Мной проведено исследование в классах, где применялись и не применя- лись элементы новой технологии, в результате сравнительного анализа при- менения новой технологии увеличилось количество детей с повышенным уровнем внутренней мотивации к изучению предмета химии. Используя в работе элементы ТРИЗ важно учитывать следующие дидак- тические принципы:
Принцип свободы выбора
— в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип

открытости
— нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные ва- рианты решения.
Принцип деятельности
— в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи
— воспитатель может регулярно контролиро- вать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых твор- ческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности
— творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет макси- мально использовать возможности, знания и интересы детей. Суть всех принципов заключается в следующем: любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами на него – сил, нервов, времени. Идеал в работе учителя – чтобы учитель не уста- вал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Веро- ятно, это не достижимо, но стремиться к этому надо.
Одной из ключевых проблем в преподавании ТРИЗ является воспитание у учащихся активной жизненной позиции: мир не только познаваем, но изме- нять мир можно собственными силами. Такой подход к преподаванию опре- деляет различные направления внедрения ТРИЗ. При этом необходимо учи- тывать возрастные особенности учащихся. Поэтому обучение школьников ТРИЗ - не мода, а осознанная необходи- мость. Поэтому теория творчества остро необходима школе. А теории необхо- дима школа: очень важно, чтобы будущие ученые и инженеры, будущие изоб- ретатели и рационализаторы с детства привыкли к основным операциям творческого мышления - планомерному анализу систем, выявлению противо- речий, определению идеального конечного результата и т.д. ТРИЗ заставит учащихся задуматься над стилем жизни, даст представле- ние о том, как выходить на творческий режим, поможет в выборе целей и пла- нировании их достижения.

Каких успехов добились мои ученики? ТРИЗ — технология позволила найти средства повышения качества знаний школьников, перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, научно — исследователь- ские проекты детей становятся победителями и призерами конкурсов иссле- довательских работ различных уровней, дети становятся победителями и при- зерами различных олимпиад, а по окончании школы - студентами Московско- го Университета им. Ломоносова, факультета прикладной химии . Сегодня я могу с уверенностью сказать, что ТРИЗ – технология может быть использована в изучении любого предмета. Она ориентирована на до- стижение целей самих обучающихся, поэтому она уникальна. Она формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому она эффектив- на. Она формирует опыт деятельности, и поэтому в работе с одаренными детьми она просто незаменима. Библиографический список Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984.
Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С.37-49.
Альтшуллер Г.С. Активизация человеческого фактора в учебно-

воспитательном процессе. - М.: изд. "Знание", 1987. - С. 46-62.
Концепция федеральных государственных образовательных стан- дартов общего образования (Стандарты второго поколения). – М.: Просве- щение, 2009, с. 28.


В раздел образования