с ограниченными возможностями здоровья № 16»
Мастер
-
класс
«
ПЛЬЧИКОВЫЙ
ТЕАТР
»
Подготовила:
Рафикова
Клара Шарафутдиновна –
воспитатель
Ульяновск 2016
Цель:
изготовление пальчикового театра из фетра; развитие творческих способностей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
образовательная: сформировать представление о технологической
последовательности изготовления сказочных персонажей;
развивающая: развитие фантазии, воображения, памяти, мелкой моторики рук;
воспитательная: воспитание аккуратности, бережливости, трудолюбия;
коррекционная: развитие логического мышления, зрительно-пространственной
ориентировки, связной речи.
Необходимый материал и оборудование
1. Компьютер, проектор;
2. Конверты с заготовками сказочных героев;
2. Инструкция поэтапного изготовления персонажей;
3. Клей;
4. Реквизиты для постановки.
Приемы и методы
Наглядные – показ инструкций с изображением животных.
Словесные – беседа, разъяснения;
Практические – изготовление персонажей по инструкции педагога;
театрализованная постановка по сказке «Теремок»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I
этап. Организационный.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
“Скажи, мудрец, что у меня в руках? (А сам думает: “Скажет живая – я ее
умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”). Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих
руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а
главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно
быть неудачников. Главная заповедь педагога – заметить даже самое маленькое
продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Меня зовут, Рафикова Клара Шарафутдиновна, воспитатель ОГКОУ
«Школа-интернат № 16».
Одним из направлений моей работы, является: «Развитие творческого
потенциала у детей школьного возраста». Со своими ребятами я работала в
технике пластилинография, квилинг, оригами, торцевания, вышивания лентами,
выполняли работы гофротрубочки, аппликации из ткани.
Мои воспитанники
принимали участие и занимали призовые места в конкурсах и фестивалях
различного уровня: областного, межрегионального, всероссийского. В 2014 году
нами была организована персональная выставка
детских работ «Весеннее
настроение» в Музее-заповеднике «Родина В.И.Ленина», в филиале «Детский
музейный центр».
Предлагаю посмотреть слайд шоу детских работ.
Сейчас я работаю над созданием программы «Творческая мастерская».
Программа будет разнообразна, в ней найдут своё отражение различные техники
декоративно-прикладного творчества.
II этап. Подготовка к работе на основном этапе.
Одним из видов нашей деятельности, с которым я хотела бы познакомить
вас сегодня – это работа с фетром .
Фетр – это материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика,
зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти.
Фетр очень прочный , эстетичный материал, податливый в работе, легко
протыкается иглой и легко склеивается, экологически безопасен, дети любят с
ним работать. Работы из фетра всегда имеют эстетичный вид.
Сегодня я бы хотела поделиться с вами изготовлением пальчикового театра
из фетра.
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики (благотворно
влияющей на развитие речи), подготавливает руку к письму, развивает
творческие способности, снимает эмоциональное напряжение. Пальчиковый
театр – основа для развития способностей и талантов ребенка.
Уважаемые коллеги, давайте представим себя на месте детей, у нас есть
уникальная возможность окунуться в мир детства.
Сегодня наша задача заключается в том, чтобы изготовить сказочных
персонажей из фетра, угадать из какой сказки они к нам пришли, разыграть
небольшой пальчиковый спектакль.
III этап. Усвоение новых знаний и способов действий.
Итак, приступим к изготовлению героев пальчикового театра из фетра.
У вас, уважаемые коллеги, на столах лежат конверты с деталями персонажей
сказки. У каждого свой персонаж. С ним вы познакомитесь, разгадав загадку.
1 участник: читает загадку вслух, разгадывает (мышка-норушка);
2 участник: лягушка-квакушка;
3 участник: зайчик-побегайчик;
5 участник: волчок-серый бочок;
6 участник: медведь косолапый;
7 участник: теремок.
Молодцы, все герои на месте. А из какой сказки они к нам пришли? (Теремок)
Да, действительно, это русская народная сказка «Теремок».
Итак, приступаем к работе
1 этап:
Открываем конверты, раскладываем детали. Они уже вырезаны. Также
перед вами на столе инструкции, которые вам помогут при создании персонажа.
2 этап:
Расположите все детали на основу согласно порядку, который указан в
инструкции. Работаем аккуратно, не спеша.
3 этап:
Перед тем как наносить клей повторим правила работы с ним:
- Обращайтесь с клеем осторожно, чтобы он не попал на руки, волосы,
глаза, одежду;
- После окончания работы необходимо плотно закрутить крышку, промыть
руки водой.
Итак, наносим капельки клея на детали и приклеиваем на основу. Обратите
внимание на мелкие детали: глаза, нос, ушки – это требует кропотливой,
аккуратной работы.
Самостоятельное изготовление персонажей.
IV этап. Применение знаний и способов действий.
Итак, мы с вами подготовили персонажей спектакля.
Что важно уметь актеру кукловоду? (Нужно «оживлять» и озвучивать куклу)
А теперь предлагаю вам попробовать себя в роли артистов кукольного театра.
У каждого участника есть свой герой, своя роль. Каждый из персонажей подходя
к терему, говорит одну и ту же фразу. Какую? (терем-теремок. Кто в тереме
живет? Попробуем эту фразу произнести по-разному. Правильно подобрать тон
речи, для каждого героя.
Начинаем представление:
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок,
остановилась и спрашивает: - Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала
лягушка-квакушка:
- Теремок-теремок! Кто в
тереме живет?
- Я, мышка-норушка, а ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Ступай к нам жить.
Стали они втроем жить. Прибежала лисичка:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик , а ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам.
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-
серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а
ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!
Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь
теремок остановился и заревел:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,
волчок-серый бочок.
- А я медведь-косолапый!.
- Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
-Да ты нас раздавишь!
-Нет, не раздавлю.
-Ну так влезай!
Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь
развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но
потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы
теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше
прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.
Молодцы!! Аплодисменты актерам. Присаживаетесь.
V этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой урок можем извлечь из этой сказки? (Быть добрыми, помогать друг другу,
и дружить)
Подводим итог занятия:
Что нового узнали?(научились делать куклы из фетра, познакомились с
пальчиковым театром, вспомнили и разыграли сказку «Теремок»)
Персонажи учат нас жить в мире, в добре, что и вам желаю. Спасибо за
внимание.
Самоанализ
Тема занятия «Кукольный театр своими Руками»
Цель:
изготовление пальчикового театра из фетра, развития творческих способностей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
образовательная: сформировать представление о технологической последовательности
изготовления сказочных персонажей;
развивающая: развитие фантазии, воображения, памяти, мелкой моторики рук;
воспитательная: воспитание аккуратности, бережливости, трудолюбия;
коррекционная: развитие логического мышления, зрительно-пространственной ориентировки,
связной речи.
В ходе занятия можно выделить следующие этапы
1.
Организационный момент
2.
Информационная справка
3.
Практическая деятельность по созданию сказочных персонажей из фетра
4.
Театральная постановка
5.
Подведение итогов.
Считаю, что в ходе проведения мастер-класса цели, поставленные в начале были
достигнуты. Была выдержана логика.
В ходе работы участники познакомились с основными этапами работы над созданием
пальчикового театра.
Кроме того, присутствующие коллеги были не только пассивными слушателями, но и
активными участниками мастер-класса.
Уже доказано многими психологами, что игры с пальчиковым кукольным театром
развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к
творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти,
внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Значение пальчикового театра, в нашем случае:
Переводит ребенка из позиции пассивного слушателя и зрителя в активного участника,
что усиливает мотивацию
Позволяет развить воображение – любой процесс, протекающий в образах.
Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Позволяет развить фантазию – это представление ситуации, индивидуалом или
группой, не соответствующей реальности, но выражающей их желания
Расширяет активный словарный запас
Улучшает звукопроизношение и выразительность речи (во время работы над
интонацией, как предложений, так и отдельного слова)
Снимет психологические зажимы, что делает речь свободней и эмоциональней