Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Автор: Мущинкина Юлия Юрьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 72" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Использование приемов самомассажа в логопедической практике Раздел: дошкольное образование
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ю.Ю. Мущинкина МДОУ «Детский сад № 72» г. Ярославль
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация
мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под
воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым,
более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении
техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки
развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У
детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено
окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это
время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и
графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно
отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух
полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм
черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только
на фоне «разогретых рук».
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание,
легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время
способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического
воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного
5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском
саду.
Стихи
для
проведения
логопедического
массажа
Лоб
1.
Поглаживание.
Мы массаж решили сделать -
Посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим лобик мы опять.
2.
Растирание.
Растираем лоб мы свой -
Выполняем и движения считаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Растираем лоб опять.
3.
Разминание.
Разомнём мы лобик свой -
Разомнём его рукой.
Не забудь ты посчитать -
Раз, два, три, четыре, пять.
Разминаем лоб опять.
4.
Постукивание.
Мы тихонько постучим -
Пальцами по лбу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Постучим ими опять.
5.
Поглаживание.
Лоб погладим мы руками -
Обязательно двумя.
Раз, два, три, четыре, пять -
Лоб погладим мы опять.
Щёки
1.
Поглаживание.
Погладим щёки мы руками -
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щеки нужно согревать.
2.
Растирание.
Щёки будем растирать -
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щёки нужно согревать.
3.
Разминание.
Разминаем с вами щёки -
И считаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щёки будем разминать.
4.
Постукивание.
Постучим по щёкам мы -
Весело и дружно.
Раз, два, три, четыре, пять -
Постучим по ним опять.
5.
Поглаживание.
Будем гладить щёки наши,
Обязательно под счёт.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим щёки мы опять.
Губы
1.
Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы,
Верхнюю и нижнюю.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим губы мы опять.
2.
Растирание.
Растираем губки мы -
И считаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Губки нужно растирать.
3.
Разминание.
Разминаем губы наши -
Выполняем всё под счёт.
Раз, два, три, четыре, пять -
Губы будем разминать.
4.
Постукивание.
Постучим по губкам мы,
Весело и дружно -
Сосчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
По губкам будем мы стучать.
5.
Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы,
Посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем гладить их опять.
Самомассаж
лица
1
. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами
рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали -
всё кружками расписали.
2.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.
Глазки мы погладили,
Глазки мы расслабили.
3 .
Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания
носа до ноздрей – 20 раз.
Носик-носик, человечек!
Готовился к радостной встрече.
К нему братья приезжали,
долго-долго обнимали,
веселились, танцевали.
4 .
Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем
наоборот – 10 раз.
Ветер ,ветер, ветерок,
всему строил он урок:
Ротик-дверцу отворял,
вправо-влево всё качал.
5 .
Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем
тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к
вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.
Моем-моем мы лицо,
умываемся ладошками.
Гладим, сушим утюжком
мокрые дороженьки:
подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли.
Гладим лобик-бугорок:
от полянки до висков.
Гладим, вытираем
и массаж сегодня завершаем.
Времена года
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло —
Это лето к нам пришло.
Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно.
Птицам улетать пора —
Это осень к нам пришла.
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома, -
Это к нам пришла зима.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва —
Это к нам пришла весна.
Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по
центральной части лица и шеи.
Самомассаж языка
«
КУСАЕМ КОНЧИК ЯЗЫКА»
Кончик быстро я кусаю
И массажик начинаю
Будет сильный мой язык
Как большой могучий бык
«КУСАЕМ СПИНКУ ЯЗЫКА»
Кусаю спинку языка
Но не сильно, а слегка
Зубки я чуть – чуть сжимаю
И массажик продолжаю.
«КУСАЕМ КОРЕНЬ ЯЗЫКА»
Не простой мой язычок
У него есть корешок,
Корешок буду кусать
Лучше всех стану болтать.
«РАСЧЕСТКА»
Зубки сильно я сожму
Язычок свой протолкну,
Мой расчешется язык
Он лениться не привык.
«ЖВАЧКА»
Я теперь жуем края
Язык широкий у меня
Его на зубки положу
Как жвачку пожую.
«НАКАЖИМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Непослушный язычок
Ничего сказать не смог,
Будем губками, любя
Шлепать язычок пя – пя..
«БЛИНЧИК»
Мы блинов давно не ели
Мы блиночков захотели,
Язычок мой так хорош,
Что на блинчик стал похож.
Упражнение
с
шариком
массажером
Су
-
джок
:
«На полянке, на лужайке»
На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).
Упражнения с мячом-ёжиком
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Фокусник
(
самомассаж
с
мячом
-
ежиком
,
дифференциация
предлогов
)
Ловко с мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
Из-под кисти на покой.
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Ссади спрячу, потрясу.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри.
По руке качу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник какой!
Фасоль
(
Самомассаж
с
использованием
сухого
бассейна
)
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их затянем без затей.
Самомассаж
с
использованием
плотной
бумаги
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Берём в правую руку и мнём только
правой рукой).
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой).
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола или парты)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори! (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка,
ёжика, кубик- рубик, мячик, пирамидку, ёлку и т.д. зависит от фантазии детей и
получившейся формы бумаги).
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!
Список литературы:
1. «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка».
Автор Н.М.Кольцова, Москва, 1973.
2. «Логопедический массаж», Автор Е.А.Дьякова, Москва,
«Академкнига», 2003.
3. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
Автор Е.Н.Краузе, Санкт-Петербург «КОРОНА-принт», 2005.
4. «Понятийно-терминологический словарь логопеда». Под
редакцией проф. В.И.Селиверстова, Москва, «Владос», 1997.
5.
«Развивающий
массаж
в
логопедической
работе
с
дошкольниками», статья из ж. «Логопед», №2, 2205. Автор С.Н.Жукова.