Напоминание

Использование приемов самомассажа в логопедической практике


Автор: Мущинкина Юлия Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 72"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ю.Ю. Мущинкина МДОУ «Детский сад № 72» г. Ярославль Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук». При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.
Стихи

для

проведения

логопедического

массажа

Лоб

1.

Поглаживание.
Мы массаж решили сделать - Посчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять - Гладим лобик мы опять.
2.

Растирание.

Растираем лоб мы свой - Выполняем и движения считаем. Раз, два, три, четыре, пять - Растираем лоб опять.
3.

Разминание.
Разомнём мы лобик свой - Разомнём его рукой. Не забудь ты посчитать - Раз, два, три, четыре, пять. Разминаем лоб опять.
4.

Постукивание.
Мы тихонько постучим - Пальцами по лбу. Раз, два, три, четыре, пять - Постучим ими опять.
5.

Поглаживание.
Лоб погладим мы руками - Обязательно двумя. Раз, два, три, четыре, пять - Лоб погладим мы опять.
Щёки

1.

Поглаживание.
Погладим щёки мы руками - Не забудем посчитать. Раз, два, три, четыре, пять - Щеки нужно согревать.
2.

Растирание.
Щёки будем растирать - Не забудем посчитать. Раз, два, три, четыре, пять - Щёки нужно согревать.
3.

Разминание.
Разминаем с вами щёки - И считаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять - Щёки будем разминать.
4.

Постукивание.

Постучим по щёкам мы - Весело и дружно. Раз, два, три, четыре, пять - Постучим по ним опять.
5.

Поглаживание.
Будем гладить щёки наши, Обязательно под счёт. Раз, два, три, четыре, пять - Гладим щёки мы опять.
Губы

1.

Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы, Верхнюю и нижнюю. Раз, два, три, четыре, пять - Гладим губы мы опять.
2.

Растирание.
Растираем губки мы - И считаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять - Губки нужно растирать.
3.

Разминание.
Разминаем губы наши - Выполняем всё под счёт. Раз, два, три, четыре, пять - Губы будем разминать.
4.

Постукивание.
Постучим по губкам мы, Весело и дружно - Сосчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять - По губкам будем мы стучать.
5.

Поглаживание.
Погладим мы с тобою губы, Посчитаем до пяти. Раз, два, три, четыре, пять - Будем гладить их опять.
Самомассаж

лица

1 . Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30. Крутим вертим мы спирали и рисуем мы круги. Чтобы щёчки не устали, мы кружочки рисовали, пальцы в этом помогли: К подбородку зашагали и кружочки рисовали, И на лобик поскакали - всё кружками расписали. 2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин. Глазки мы погладили, Глазки мы расслабили. 3 . Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз. Носик-носик, человечек! Готовился к радостной встрече. К нему братья приезжали, долго-долго обнимали, веселились, танцевали. 4 . Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз. Ветер ,ветер, ветерок, всему строил он урок: Ротик-дверцу отворял, вправо-влево всё качал. 5 . Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам. Моем-моем мы лицо, умываемся ладошками. Гладим,
сушим
утюжком мокрые дороженьки: подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли. Гладим лобик-бугорок: от полянки до висков. Гладим, вытираем и массаж сегодня завершаем.
Времена года
Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло. Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку. Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, - Это к нам пришла зима. Круговые движения в области лба, щек, подбородка. Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна. Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
Самомассаж языка

«

КУСАЕМ КОНЧИК ЯЗЫКА»
Кончик быстро я кусаю И массажик начинаю Будет сильный мой язык Как большой могучий бык
«КУСАЕМ СПИНКУ ЯЗЫКА»

Кусаю спинку языка Но не сильно, а слегка Зубки я чуть – чуть сжимаю И массажик продолжаю.
«КУСАЕМ КОРЕНЬ ЯЗЫКА»
Не простой мой язычок У него есть корешок, Корешок буду кусать Лучше всех стану болтать.
«РАСЧЕСТКА»
Зубки сильно я сожму Язычок свой протолкну, Мой расчешется язык Он лениться не привык.
«ЖВАЧКА»
Я теперь жуем края Язык широкий у меня Его на зубки положу Как жвачку пожую.
«НАКАЖИМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Непослушный язычок Ничего сказать не смог, Будем губками, любя Шлепать язычок пя – пя..
«БЛИНЧИК»
Мы блинов давно не ели Мы блиночков захотели, Язычок мой так хорош, Что на блинчик стал похож.
Упражнение

с

шариком

массажером

Су

-

джок

:
«На полянке, на лужайке» На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, (катать вперед-назад) От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке) «С добрым утром!» — им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).
Упражнения с мячом-ёжиком
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.
Фокусник
( самомассаж с мячом - ежиком , дифференциация предлогов ) Ловко с мячиком играем И предлоги называем. За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой. Над рукою мяч кружит, От нее теперь бежит. Между пальцев подержу И в ладошку положу. Из руки его достану, Справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу, Ссади спрячу, потрясу. Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу. Мяч снаружи, мяч внутри. По руке качу – смотри! Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает. Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник какой!
Фасоль
( Самомассаж с использованием сухого бассейна ) В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, Мы их затянем без затей.
Самомассаж

с

использованием

плотной

бумаги
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок). Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Берём в правую руку и мнём только правой рукой). В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола или парты) На бумажку посмотри, На что похоже говори! (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика, кубик- рубик, мячик, пирамидку, ёлку и т.д. зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги). 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!
Список литературы:
1. «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка». Автор Н.М.Кольцова, Москва, 1973. 2. «Логопедический массаж», Автор Е.А.Дьякова, Москва, «Академкнига», 2003. 3. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». Автор Е.Н.Краузе, Санкт-Петербург «КОРОНА-принт», 2005. 4. «Понятийно-терминологический словарь логопеда». Под редакцией проф. В.И.Селиверстова, Москва, «Владос», 1997. 5. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», статья из ж. «Логопед», №2, 2205. Автор С.Н.Жукова.


В раздел образования