Развлечение для детей старшей группы: "Путешествие в Дымково"
Автор: Батт Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №31 "Снегирёк" Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Сургут Наименование материала: Конспект Тема: Развлечение для детей старшей группы: "Путешествие в Дымково" Раздел: дошкольное образование
Развлечение для детей старшей группы: «Путешествие в Дымково»
Цель: Заинтересовать детей русским декоративно – прикладным искусством.
Воспитывать гражданские чувства.
Побуждать создавать работы по мотивам народных
промыслов, используя навыки рисования.
Развивать фантазию и творческое воображение.
Оборудование демонстрационное : иллюстрации и изделия дымковских
мастеров.
Раздаточное: силуэты изделий из бумаги, оборудование для изобразительной
деятельности.
Ход развлечения
Дети заходят в зал, рассаживаются на стульчики, им навстречу идёт
сказительница.
Сказительница: Добро пожаловать, ребятушки!
Собрались мы для веселья – радости,
Будет у нас весёлый хоровод,
Песни – пляски, чудеса из сказки!
А начну я с того, что жила – была Марья Искусница, жила она в Дымковской
слободе (у Марьи наряд с дымковскими узорами).
( выходит Марьюшка, проходит по залу и уходит в домик)
Сказительница: слыхали про такую?
Если слыхали – то хорошо, а если нет, то слушайте и
запоминайте!
(на фоне фонограммы)
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где – то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь.
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом,
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Лет ему за двести,
Триста ль миновало,
Собирались вместе мужики бывало
(выходят мальчики в русских костюмах)
А, управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой песни заводили
( выходят девочки в русских сарафанах)
Хоровод: «Ах, улица широкая, широкая»
Игра: «Передай балалайку»( ребята под музыку передают балалайку по кругу,
музыка закончилась у кого балалайка, тот играет на ней и танцует)
Сказительница: Вот такие весёлые парни да девчата живут в дымковской
слободе.
Ну, а Марья звалась Искусницей, потому что умела чудесные игрушки
лепить.
( Марья появляется в окне, начинает лепить)
Марья: Вечера зимою длинны
И лепили мы из глины,
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор (выходит из домика, закрывает шторки)
Сегодня игрушек сверкающий ряд,
Выходит на свет, показать свой наряд.
(идут дети с игрушками, читают стихи про них)
Конь
Конь бежит
Земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
Индюк
У большого индюка
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Марья: А не хотите ли ремеслу нашему поучиться? Я и глину приготовила.
Сейчас подготовлю её и займёмся делом.
( уходит в домик, забегает Баба Яга, бегает по залу, приговаривая)
Баба Яга: Ишь ты, делом решили заняться, безделье им не нравиться, не бывать
этому – на то я и Баба. Яга, чтобы всем навредить. Что бы сделать?
Баба Яга: Спрячусь в уголке, что-нибудь, да придумаю, испорчу им всё.
(прячется)
(выходит Марья, спрашивает у детей, что за шум слышала, дети отвечают, что
приходила Баба - Яга, обещала навредить). Что же делать?
Марья вспоминает о волшебном зеркале, достаёт его и спрашивает совета у него.
Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.
Зеркало: Трудно будет ведьму победить,
Ты попробуй барыню слепить.
Не простую, расписную, красочную.
Чтоб узор - всё точки, волны, да кружочки.
Самая главная трудность такая.
Нужно, чтоб кукла была, как живая.
Справишься с работой, не будет заботы.
Марья: Спасибо, тебе зеркало, пойду барыню лепить.
( Марья лепит барыню)
Марья: ну, вот слепить, то слепила, сейчас красками раскрашу, а если Баба Яга
появится, зовите меня.
( Марья уходит, появляется Баба Яга и забирает барыню, дети зовут Марью, та
приходит, просит отдать, но Баба Яга вернёт барыню, если отгадают загадки)
Игра: Яга показывает картинки, если дымковские игрушки, дети прыгают, хлопают
в ладоши и кричат Дымка, если нет, то убегают (Яга чередует картинки - то
покажет дымковскую игрушку, то своих друзей леший, дракон, кикимора).
Дети выигрывают барыню, Марья садится её расписывать, приговаривает из
окошка: Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа,
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник, горделиво
Барышня то так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
( из – за ширмы выходит Аннушка с коромыслом) инсценировка песни: «Аннушка»
Марья: Хороша, водоноска Аннушка!
На дымковские игрушки посмотреть то и то всем интересно, мастера их
расписывают просто чудесно! А я хочу посмотреть, как запомнили
узоры добры молодцы и красны девицы.
Игра: «Выложи узор» (дети на магнитных досках выкладывают дымковские узоры)
Марья: Ай, да молодцы, ребятишки, правильно запомнили наши дымковские
узоры. А не хотите, ли мне помочь? Дело в том, что мастера налепили
игрушек, а раскрасить их не успели. Мне нужны помощники, есть такие среди вас?
Тогда пройдём в русскую горницу и раскрасим игрушки, там всё готово!
Загадка: Лет 400 назад, осенью, весной, на святки
Их лепили стар и млад.
Удлинённая бородка,
В ярких красках гребешок,
Разноцветная игрушка
Это детский (петушок).
Детям раздаются дымковские петушки из бумаги, они проходят за столы и
приступают к работе. На столах дымковские игрушки и образцы дымковских
узоров.
Во время работы Марья рассказывает на фоне музыкальной фонограммы.
Игрушки у дымковских мастеров получались яркие, красочные, волшебные. Люди
считали, что эти игрушки оберегали от несчастий и бед и ставили их зимой между
окнами, украшали ими дом.
Вот петух нарядный
Весь такой он важный
У большого петуха
Все расписаны бока
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Краской красною горя,
Как корона у царя!
Вот такие петушки получились у ребят!
Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор!