Бисероплетение как средство развития духовно-нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности
Автор: Лапаева Оксана Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №11 Населённый пункт: Пермский край, г. Березники Наименование материала: Статья Тема: Бисероплетение как средство развития духовно-нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности Раздел: начальное образование
Лапаева Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
г. Березники
Бисероплетение как средство развития духовно-нравственного
воспитания школьника во внеурочной деятельности.
Современное
общество
через
концепцию
духовно-нравственного
воспитания
личности
и
гражданина
России
и
через
образовательные
стандарты второго поколения ставит перед учителем определённую задачу
-«воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного
компетентного
гражданина
России».
Духовно-нравственное
воспитание
обучающихся возможно и через вовлечение в творческую деятельность
На протяжении всей истории человечества народное искусство было
неотъемлемой
частью
национальной
культуры.
Народное
искусство
сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование
художественных
вкусов.
Основу
декоративно-прикладного
искусства
составляет
творческий
ручной
труд
мастера.
Бисероплетение
известно
с
глубокой
древности
как
вид
художественных
ремесел.
Из
поколения
в
поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет
свое
значение
и
в
наши
дни.
Занятия
бисероплетением
вызывает
у
школьников большой интерес.
Плетение
из
бисера
способствует
воспитанию
усидчивости,
трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики рук.
Программа
художественно-эстетического
направления
рассчитана
на
работу с учащимися начальных классов в течение трех лет.
Кружковые
занятия
по
обучению
учащихся
бисероплетению
направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие
их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию и решают
следующие задачи:
•
Изготовление поделок из бисера.
•
Развитие творческих возможностей учащихся.
•
Воспитание
трудолюбия,
самостоятельности,
эстетического
вкуса,
чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
•
Правильное использование цветовой гаммы.
При составлении программы я опиралась:
•
Программа по «Технологии» автор Н.М. Конышева;
•
«Технология. Секреты мастеров», 4 класс;
Увлечь бисероплетением школьников мне не составляет труда. Главное,
не испортить эффект. Я стараюсь не критиковать детей, быть терпеливой и
понимающей. Из множества техник и приёмов, я выбираю доступные для
детей. Подбираю поделки, не занимающие много времени. Почти с каждого
занятия ребёнок уносит домой законченную готовую работу.
В течение первого года обучения я ознакомила
детей с историей
бисероплетения. Каждое занятие начиналось с небольшой беседы (это может
быть история предмета, связь с природой, традиции, праздники и т.д.). Мною
были
подобраны
несложные
техники
плетения,
такие
как
низание,
параллельное плетение.
В этой технике выполнены простые браслеты, фигурки сказочных
героев, животные, насекомые. Из них собираются небольшие композиции и
оформляются выставки работ в классе, школе. Свои поделки дети дарили
родителям, друзьям бабушкам. Тем самым сближая детей и родителей, уделяя
внимание бабушкам и дедушкам.
Так,
например
в
4
четверти
мы
выполняли
коллективную
работу
«Берёза». Она строилась в несколько этапов:
1)
Беседа «Берёза-символ русского леса» планирование и анализ изделия;
2)
Собирание веток с листочками;
3)
Заключительным этапом являлось оформление дерева.
В конце первого года обучения с детьми была проведена анкета, где
был предложен ряд вопросов
1.
Нравится ли вам кружок «Цветные бусины»?
2.
Что больше всего нравится плести?
3.
Какая поделка у тебя получилась лучше и интереснее?
4.
Хотели бы вы на следующий год посещать кружок?
5.
Что бы вам хотелось ещё сплести?
Из анализа данной анкеты я выявила наиболее интересный для детей
раздел: животные, украшения (у девочек преимущественно)
Анализируя свою работу, и интересы детей был составлен план на
второй год обучения.
Основной упор делается на плетение цветов, веточек и деревьев. Дети
учатся
выполнять
объемные
фигурки
животных.
Учатся
самостоятельно
читать схемы, подбирать цвета, анализируют поделки.
Создавая комфортные условия для обучения детей, каждому даются
индивидуальные, разно-уровневые задания.
Учитывая
интересы
детей,
составила
план
работы
на
третий
год
обучения. Всю работу построила по четвертям. В первой четверти дети
создавали
украшения,
вторая
четверть
проект
«Новогодняя
елка»,
третья
четверть - подарок к празднику и четвертая четверть – в гостях у Смешариков
(объёмные игрушки).
Знания
и
умения,
полученные
на
внеурочной
деятельности,
в
дальнейшем широко используются
детьми на уроках технологии, ИЗО, в
конкурсной и проектной деятельности. Они показывают хорошие результаты
в конкурсах на разных уровнях.
Конкурс «Art Kinder House»: стали лауреатами 1 и 3 степени;
Дети с удовольствием презентуют свои поделки на выставках, дарят свои
работы в подарок. Некоторые ребята создают личную коллекцию.
1)
Дети и родители сближаются, выполняя поделки вместе;
2)
Сытник
Степан,
участвуя
в
ежегодном
конкурсе
«Давай
раскрасим
вместе мир» изготовил поделку из бисера вместе с мамой;
3)
Ребенок пишет исследовательскую работу «Удивительный мир бисера»
В
4
классе
бисероплетение
включено
в
рабочую
программу
по
технологии,
и
дети,
посещающие
кружок,
сами
выступают
в
роли
консультантов-помощников на уроках.
Всю
пользу
от
этого
занятия
для
ребёнка,
наверное,
оценить
невозможно. Сухомлинский говорил, что интеллект ребёнка находится на
кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Кроме развития мелкой моторики, что
отвечает за умственные способности ребенка. Дети стали более открытые,
добрые, внимательные друг к другу.
Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного в юную душу
ребёнка. Через творческую деятельность, через умение видеть прекрасное в
обычном,
через умение создавать художественные произведения своими
руками
происходит
процесс
духовно-нравственного
во спитания
обучающихся, процесс становления творческой личности.
Библиографический список
1.
Программа
по
«Технологии»
автор
Н.М.
Конышева,
Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2013. – 196 с.
2.
Татьянина Т.И. «Бисер. Маленькие фигурки», Москва, 2011
3. «Бисер» авт.-сост: Г. Дюмина.- М.:Астрель, 2007.-251с.
4. Ляукина М. «Поделки из бисера», Москва, 2013
5.
Котова И.Н., Котова А.С.«Бисер. Гармония цветов. Начальный курс:
Учебное пособие.» СПб.: МиМ, 1998. 48 с.