УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Автор: Парасотка Ольга Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 6" Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Раздел: среднее образование
УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Парасотка Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 6», г. Когалым, ХМАО - Югра
Одна из главных целей современной школы — воспитание внутренней мотивации в
форме интереса к конкретным предметам и обучению в целом. Одним из перспективных
путей в этом направлении может быть обогащение учебной среды за счет погружения
возможно большего числа учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность. Помимо индивидуализации обучения, подобная деятельность позитивно
влияет и на поддержание мотивации достижения. В самом деле, учебно-исследовательская
и проектная деятельность личностно значима для человека, она предполагает получение
осязаемого результата, который оценивается качественно и количественно. Для этого
существуют эталоны, достижение которых вполне по силам многим детям.
Очень важно,
что в любой исследовательской работе существует определенный конструктивный риск с
равной вероятностью, как успеха, так и неудачи, причем, негативный результат
представляет особый интерес и не рассматривается как «провал» выполненной учащимся
работы. Все эти характеристики процесса учебно-исследовательской деятельности
являются основными параметрами формирования мотивации достижения. По мнению
одного из ведущих исследователей
одаренности Джозефа Рензулли, работа над
исследовательскими проектами является приоритетной формой развития одарённости.
Важным и действенным стимулом для активизации учебно-исследовательской и
проектной деятельности стали Федеральные государственные образовательные стандарты
нового поколения, согласно которым работа над проектами есть обязательный компонент
урочной и внеурочной деятельности. Это предложение выполнить еще одну
дополнительную внеурочную самостоятельную проектную или исследовательскую работу
повышает нагрузку на педагога, и без этого не хватает учебного времени для творческих
заданий, углубления в тему, межпредметной и прикладной деятельности.
Вместе с тем, значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности для
развития мышления, личностного роста и усвоения знаний учащимися очень велика.
Поэтому, планируя работу на год, вношу в план своей работы выполнение проектных и
исследовательских работ с учениками в урочной, внеурочной деятельности, так как в
подобной деятельности повышается учебная мотивация, а также возможность
дополнительной самореализации как ученика, так и учителя.
Рабочая программа и УМК по литературе В. Я. Коровиной для основной
школы
(5—9 класс) в условиях перехода на новые ФГОС предлагает тематику проектов для
каждой параллели. Именно выполнение проектов учащимися становится основным
средством формирования универсальных учебных действий и достижения
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Предлагаемый список проектов можно расширить, включив в него дополнительные темы,
предлагаемые не только учителем, но и учениками.
В учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников важен не только
факт участия в исследовании, но и публичная презентация результатов проведенной
работы. Подобный вид работы способствует становлению личностных качеств учеников, а
также служит своеобразной формой активного отдыха для школьников, помогает им найти
новые знания, активизирует интерес к продолжению исследования. Для повышения
интереса учащихся к участию в разработке проектов и проведении исследовательских
работ наша школа участвует в научно-практических конференциях различного уровня.
Кроме муниципального этапа исследовательских работ «Шаг в будущее», принимаем
участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»,
базовой площадкой является одна из школ нашего города, целью которой является
формирование основных навыков деятельности школьников в научно-исследовательской
деятельности; активизировано участие во Всероссийском конкурсе научно-
исследовательских работ имени Д. И. Менделеева. Работа направлена на умение
школьников планировать свою деятельность, корректировать её в зависимости от
планируемых результатов, а также умение проектировать дальнейшие перспективы
реализации проекта.
Безусловно, не все дети способны в средней и даже старшей школе выполнять
серьезные научные исследования. Это сфера образовательной деятельности высших
учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения
научными методами познания. Однако, учебно-исследовательская и проектная
деятельность школьников позволяет, с одной стороны, выявить и поддержать интерес к
подобной работе у действительно одарённой и заинтересованной части учащихся. С
другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи
способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в
процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес
к предмету, он становится более личностным и глубоким.