Напоминание

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ


Автор: Парасотка Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 6"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Раздел: среднее образование





Назад





УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Парасотка Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 6», г. Когалым, ХМАО - Югра
Одна из главных целей современной школы — воспитание внутренней мотивации в форме интереса к конкретным предметам и обучению в целом. Одним из перспективных путей в этом направлении может быть обогащение учебной среды за счет погружения возможно большего числа учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Помимо индивидуализации обучения, подобная деятельность позитивно влияет и на поддержание мотивации достижения. В самом деле, учебно-исследовательская и проектная деятельность личностно значима для человека, она предполагает получение осязаемого результата, который оценивается качественно и количественно. Для этого существуют эталоны, достижение которых вполне по силам многим детям. Очень важно, что в любой исследовательской работе существует определенный конструктивный риск с равной вероятностью, как успеха, так и неудачи, причем, негативный результат представляет особый интерес и не рассматривается как «провал» выполненной учащимся работы. Все эти характеристики процесса учебно-исследовательской деятельности являются основными параметрами формирования мотивации достижения. По мнению одного из ведущих исследователей одаренности Джозефа Рензулли, работа над исследовательскими проектами является приоритетной формой развития одарённости. Важным и действенным стимулом для активизации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, согласно которым работа над проектами есть обязательный компонент урочной и внеурочной деятельности. Это предложение выполнить еще одну дополнительную внеурочную самостоятельную проектную или исследовательскую работу повышает нагрузку на педагога, и без этого не хватает учебного времени для творческих заданий, углубления в тему, межпредметной и прикладной деятельности. Вместе с тем, значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности для развития мышления, личностного роста и усвоения знаний учащимися очень велика. Поэтому, планируя работу на год, вношу в план своей работы выполнение проектных и исследовательских работ с учениками в урочной, внеурочной деятельности, так как в подобной деятельности повышается учебная мотивация, а также возможность дополнительной самореализации как ученика, так и учителя. Рабочая программа и УМК по литературе В. Я. Коровиной для основной школы (5—9 класс) в условиях перехода на новые ФГОС предлагает тематику проектов для каждой параллели. Именно выполнение проектов учащимися становится основным средством формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Предлагаемый список проектов можно расширить, включив в него дополнительные темы, предлагаемые не только учителем, но и учениками. В учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников важен не только факт участия в исследовании, но и публичная презентация результатов проведенной работы. Подобный вид работы способствует становлению личностных качеств учеников, а также служит своеобразной формой активного отдыха для школьников, помогает им найти
новые знания, активизирует интерес к продолжению исследования. Для повышения интереса учащихся к участию в разработке проектов и проведении исследовательских работ наша школа участвует в научно-практических конференциях различного уровня. Кроме муниципального этапа исследовательских работ «Шаг в будущее», принимаем участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», базовой площадкой является одна из школ нашего города, целью которой является формирование основных навыков деятельности школьников в научно-исследовательской деятельности; активизировано участие во Всероссийском конкурсе научно- исследовательских работ имени Д. И. Менделеева. Работа направлена на умение школьников планировать свою деятельность, корректировать её в зависимости от планируемых результатов, а также умение проектировать дальнейшие перспективы реализации проекта. Безусловно, не все дети способны в средней и даже старшей школе выполнять серьезные научные исследования. Это сфера образовательной деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако, учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет, с одной стороны, выявить и поддержать интерес к подобной работе у действительно одарённой и заинтересованной части учащихся. С другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес к предмету, он становится более личностным и глубоким.


В раздел образования