Напоминание

Программа духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников (во внеурочной деятельности)


Автор: Теплова Венера Аркадьевна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ "Хормалинская СОШ"
Населённый пункт: село Хормалы, Чувашская Республика
Наименование материала: проект
Тема: Программа духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников (во внеурочной деятельности)
Раздел: начальное образование





Назад




БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования Чувашии Кафедра начального образования Проект
Программа духовно - нравственного

развития и воспитания младших школьников

(во внеурочной деятельности)




Выполнила:

Теплова Венера Аркадьевна, учитель высшей категории МБОУ «Хормалинская СОШ»

Ибресинского района



Чебоксары-2016

Содержание
Введение 1.1. "Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России" о цели и задачах образования. II. Основная часть 2.1. Особенности ФГОС начального общего образования. 2.2. Основные направления духовно- нравственного развития обучающихся начальных классов. 2.3. Структура и содержание основных разделов программы духовно- нравственного развития и воспитания личности младших школьников. 2.4. Духовно- нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребёнка. 2.5. Методы и приёмы духовно- нравственного воспитания младших школьников. 2.6.Формирование духовной нравственности учащихся через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС. 2.7. Виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы. Заключение Литература

Проблема:
недостаточная методическая база для организации внеурочной деятельности младших школьников
Цель проекта:
выявить особенности формирования духовной нравственности младших школьниковчерез внеурочную деятельность
Задачи педагогического проекта:
1. Изучить рекомендации ФГОС к созданию условий организации внеурочной деятельности младших школьников. 2.Подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению. 3. Проанализировать опыт работы по формированию духовной нравственности обучающихся через внеурочную деятельность.
Ожидаемые результаты
: повышение профессионального уровня в организации духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Конечный результат:
программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Страна мастеров"

Введение
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Сегодня мы часто слышим слова «духовность», «нравственность»… А что значат эти слова? В словаре русского языка С.И. Ожегова «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Мы- взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно- нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России» указывается:
«… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно- нравственное воспитание в учебной деятельности. 4
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно- нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.
2.1. Особенности ФГОС начального общего образования.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы: он любит свой народ, свой край и свою Родину, уважает ценности семьи и общества, активно и заинтересованно познает мир, владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности. Обучающийся готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Он доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение. Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован "портрет выпускника начальной школы" и сформулирована
основная

цель
духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования является социально- педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно: - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; - владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; -обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); -любознательный, интересующийся, активно познающий мир; -любящий свою семью, свой край, свою Родину; -уважающий и принимающий ценности общества; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; -выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих 5

2.2.

Основные

направления

духовно-

нравственного

развития

обучающихся начальных классов.
№ п/ п

Направления Базовые нравственные ценности 1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, с в о б о д а м и обязанностям человека любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества 2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; с п р а в е д л и в о с т ь ; м и л о с е р д и е ; ч е с т ь ; достоинство; уважение к родителям; уважение д о с т о и н с т в а ч е л о в е к а , р а в н о п р а в и е , ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике 3 Воспитание трудолюбия, творческого о т н о ш е н и я к у ч е н и ю , т р у д у, жизни уважение к труду; творчество и созидание; с т р е м л е н и е к п о з н а н и ю и и с т и н е ; ц ел еустремлённость и н а с т о й ч и в о с т ь ; бережливость; трудолюбие 4 Формирование ценностного отношения к семье, з д о р о в ь ю и здоровому образу жизни уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально- психологическое 5 Воспитание ценностного о т н о ш е н и я к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание 6 Воспитание ценностного красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в 6
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) творчестве и искусстве
2.3. Структура и содержание основных разделов программы духовно-

нравственного развития и воспитания личности младших школьников.

"Я - человек"(1-2классы)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( эстетическое воспитание).
"Я и семья"(2-3 классы)
Воспитание культуры семейных отношений.
"Я- гражданин" (3-4 классы)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.4.

Духовно-

нравственное

воспитание

и

его

роль

в

формировании

личности ребёнка.
Что такое духовность? Духовность рождается и проявляется через человека. Духовность- это сама жизнь, наполненная любовью человека. Ребёнок подбирает птичку с перебитым крылом и несёт домой, пытаясь помочь ей. Бабушка впускает в квартиру бездомного котёнка и выкармливает его. Человек, не умеющий плавать, не думая, бросается в воду и спасает ребёнка. Любое стремление помочь другому человеку, всякому живому существу, желание не допустить ничьей боли и страданий - всё это инстинктивное стремление к сохранению жизни. Это и есть порядочность, это и есть совесть, это и есть человечность! Духовность-это глубочайшая человечность! Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и "умственно отсталых", президентов и преступников - это и есть духовность. Воистину, человечность есть постоянное проявление доброты, уважения и любви к каждому человеку и ко всему Миру! И если человек живёт так, то он легко решает свои задачи и не испытывает страданий. Для того, чтобы проявить человечность, нет необходимости ходить далеко. Каждый день, каждый час- 7
каждый из нас имеет возможность выразить свои самые лучшие качества в отношении к близким! Сделать это зачастую сложнее всего. именно в отношениях с самыми близкими проявляется духовность- человечность! Учение - это лишь лепесток из того цветка, который называется воспитанием. (В.А. Сухомлинский) Известно, что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Именно в младшем школьном возрасте дети начинают оценивать и регулировать своё поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребёнок не научится строить свои отношения с окружающим миром, впоследствии ему будет сложно учиться, находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что "хорошо", а что "плохо". На учителя начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского сада или дома, со школьными традициями, правилами, условиями обучения, распорядком учебного дня, со способами учебных действий. От того, в какой форме это будет сделано, насколько эмоционально, живо и интересно, зависит дальнейшее школьное будущее ребёнка. Эти прописные истины знает наизусть каждый учитель. И, как правило, из начальной школы дети выносят очень яркие и приятные впечатления.
2.5. Методы и приёмы духовно- нравственного воспитания младших

школьников.
Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведёт целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребёнка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребёнком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребёнком, от чего зависит смысл задания для него. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Педагогический смысл работы по духовно- нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. 8
В младших классах часто используется
рассказ
на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из - за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.
Разъяснение-
метод эмоционально- слове сного воздействия н а воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приёмы и средства разъяснения: "Поступать нужно так", "Все так делают" и т.п. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что- то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идёт о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. п. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определённому поступку, который уже совершён. В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется
этическая беседа.
В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и 9
выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа- метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что её предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Цель
этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После её проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: а) Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы. б) Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. в) Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько тёплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлечённые темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничьё мнение не может быть проигнорировано, это важно 10
со всех точек зрения- объективности, справедливости, культуры общения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Пример -
воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово- второй. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей- родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся учёных. Психологической основой примера служит
подражательность.
Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. Жизнь даёт не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведённый негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всём. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
2.6.Формирование духовной нравственности учащихся через внеурочную

деятельность в условиях реализации ФГОС.
В связи с реализацией новых стандартов, сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос в создании и реализации 11
программ по внеурочной деятельности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи: -выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; -создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; -формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; -развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; -создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; -развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; -расширение рамок общения с социумом. Принципы организации внеурочной деятельности: -соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; -опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; -опора на ценности воспитательной системы школы; -свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни. 12
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата). Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Третий уровень результатов – получ ение школьником о п ы т а самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы: - духовно-нравственное; - спортивно-оздоровительное; - социальное; - общеинтеллектуальное; - общекультурное Например: Программа внеурочной деятельности “Страна мастеров", составленная мною, делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие духовно-нравственной личности, творческой сущности ребенка. Дети – маленькие волшебники, у которых получается сделать своими руками все, что задумали: и подарок маме, и открытку, и картину, и сувенир. В процессе работы я использую сказочные образы, которые ненавязчиво воспитывают, знакомят с окружающим миром, добром и злом. Одним из важным элементом совместной деятельности считаю общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка. У детей любого возраста, а в младшем возрасте особенно, появляется потребность в автономности, т.е. самостоятельности; в компетентности, т.е. способности преодолевать препятствия и оказаться победителем; потребность в активности, т.е. кому - то помочь, подсказать. Он нуждается в проявлении отношений к другим, в проявлении доброты, внимания, 13
сочувствия. Результатом удовлетворения этих потребностей посредством занятий является формирование таких качеств личности, как когнитивность, связанная с познанием другого человека, поведенческие качества характера, связанные с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения, предполагающие знания норм и правил общения. Программа рассчитана на четыре года обучения для младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Годовой объем 33 часа первого года обучения и 34 часа второго, третьего и четвертого годов обучения.
Основная цель программы
“Страна мастеров ”- содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление социального, общекультурного и духовно-нравственного развития ребенка.
Задачи:

*
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; *формирование информационной грамотности современного школьника; *развитие коммуникативной компетентности; *формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; *овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам , установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Основная идея программы внеурочной деятельности ориентирована в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, а затем уже на развитие предметных компетентностей. Исходя из основной идеи программы «Страна мастеров», содержательную линию выстраиваю таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через декоративно-прикладное творчество. Для достижения цели содержания программы реализую как традиционные формы работы, так и нетрадиционные формы и виды деятельности: занятие- конкурс, занятие-соревнование, выставка, самостоятельная практическая работа, видеоурок, посещение выставок, коллективно творческие дела (КТД), экскурсии, круглые столы, олимпиады, проектные группы, общественно- полезную практику; игровую деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность (досуговое о б щ е н и е ); художественное творчество; туристско- краеведческая деятельность. Подведением итогов реализации программы внеурочной деятельности «Страна мастеров» считаются выставки творческих работ по разделам, участие в конкурсах-выставках по декоративно-прикладному творчеству на разных уровнях. 14
Например: несколько лет подряд в республиканском конкурсе детско- юношеского творчества по пожарной безопасности «Огонь и дети» занимаем призовые места. Показатели освоения Программы: Социальный критерий «Воспитанность» в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности гимназиста, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ. Обучающиеся проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы. Педагогический критерий Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического и декоративно- прикладного творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственные оригинальные изделия через навыки творческой деятельности. Психологический критерий Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу. Используются основные методы обучения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, презентация творческих работ. Данные методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, организованность в труде, взаимопомощь, толерантность, бережное отношение к окружающей среде, природе. Большое значение имеет самостоятельная работа и выполнение творческих работ по собственным замыслам. “Каждый человек стремится к самоутверждению. Лучший путь - это творчество”. Д.С. Лихачев 15
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально- культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время и развитие духовно – нравственной культуры ребенка.
2.7.

Примерные

виды

деятельности

и

формы

занятий

с

учащимися

начальной школы
. Исходя из своего опыта, считаю, что классный руководитель должен уделять большое значение обычным классным часам, которые он проводит еженедельно. Непросто проводить в начальной школе классные часы на темы нравственности. Чтобы они не стали уныло-назидательными, подготовка к ним требует определённых усилий. На классных часах разъясняю ученикам преимущество поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Школьники должны убедиться, что в жизни встречается множество ситуаций, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводам правил, но если руководствоваться позицией доброго отношения к людям, то всегда можно соразмерить своё поведение с правилами воспитанности. Для этого всегда стремлюсь поступать по отношению к другим людям так, чтобы другие поступали по отношению к тебе: чтобы с тобой были внимательны, чутки, добры, предусмотрительны, тактичны; чтобы с твоими интересами считались, были терпимы к твоим недостаткам. Стремление учащихся быть приятным окружающим заставляет их следить за своими манерами и поступками, за своим здоровьем. Задача учителя- раскрыть взаимозависимость здоровья и поведения человека, научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье; привить навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды). Стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье - одно из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи. Плохое здоровье- причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Для успешного выполнения этих задач привлекаю родителей . Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой работы- непременное условие эффективности поставленных задач.
1 класс

Темы классных часов по направлению "Все цвета, кроме

чёрного".

Занятие 1
. Твои друзья. На этом занятии важно объяснить детям название "Все цвета, кроме чёрного": жизнь интересна, красочна, но неумение общаться с людьми, дурные 16
привычки омрачают её и вредят здоровью. От каждого из нас зависит, какой будет наша жизнь, в какие цвета мы её раскрасим. Следует условиться с детьми о том, что зелёным цветом они будут отмечать то, что приносит пользу, то, что нравится. Зелёный цвет будет символом здоровья, хороших привычек. Красный или жёлтый - цветом тревоги, оранжевый- цветом хорошего настроения, серый цвет- неприятностей. опасности, чёрный цвет будет обозначать всё плохое, наносящее вред здоровью. Можно предложить ребятам игру "Воздушные шарики". В один шарик ребята вписывают " хорошие привычки", а в другой - "плохие". Потом они могут закрасить ары теми цветами, которые они выберут. Можно проанализировать с детьми выражение "чёрные мысли", задать им вопрос, как они понимают фразу: "У этого человека чёрные мысли". Сделать вывод о том, что в жизни нужно выбирать только то, что сделает нашу жизнь разнообразной, красочной, интересной, то, что полезно для здоровья и хорошего самочувствия.
Необходимо дать понять всем: плохо делать, думать, чувствовать вредно

для жизни!

Занятие 2
. Как ты растёшь. Задача учителя - рассказать детям о различных изменениях, которые происходят в их организме, показать зависимость физического состояния человека от его поведения. Учитель может рассказать, как образ жизни, соблюдение и несоблюдение режима дня влияют на работоспособность человека: регулярные занятия спортом, соблюдение режима дня помогают снять усталость, справиться с объёмом работы, а значит добиться успеха в любом деле.
Занятие 3
.Твои чувства. Задача учителя - научить детей анализировать свои чувства и чувства других людей. Помочь им справиться со своими сильными эмоциями, агрессией. Необходимо, чтобы дети поняли, что они не должны стыдиться своих чувств, важно научиться контролировать их и сдерживаться. когда это необходимо. Важно объяснить детям, что чувства влияют на самочувствие и здоровье. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, способны ухудшить здоровье. Нельзя идти на поводу у чувств, особенно отрицательных.
Занятие 4.
Твои поступки. Цель: научить детей оценивать свои поступки. На этом занятии идёт обсуждение того, "что такое хорошо и что такое плохо". Важно дать детям возможность самим назвать поступок, оценить его и объяснить, почему они так считают. Нужно предоставить детям возможность рассказать о своих хороших поступках, поддержать их желание совершать хорошие поступки.
Занятие 5
.Твои привычки. Важно объяснить детям, что, для того, чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилие, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной привычки ещё труднее. Это требует от человека проявления силы воли. Можно дать детям задание нарисовать свои 17
шары: на чёрном - написать вредные привычки, а на зелёном - полезные привычки.
Занятие 6
. Твой класс. Цель: научить детей анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Ребятам можно задать вопрос: "С кем бы ты оказался в одной команде?" Не следует обсуждать это задание коллективно. Не следует обсуждать, кого ребята не взяли бы в свою команду.
Занятие 7
. Школьные правила. Цель: создание чувства безопасности в классе Обсудить, для чего существуют правила, какие правила есть в нашей коле, классе. Важно, чтобы они поняли, зачем нужно хорошо себя вести. Ответы: "Для безопасности детей", "Чтобы вести себя правильно".
Занятие 8.
Умеешь ли ты дружить. Цель: научить детей ценить дружбу. Именно в младшем школьном возрасте и, как правило, в школе между детьми складываются дружеские отношения. Вот почему одной из важнейших воспитательных задач педагога является задача научить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками. Очень важно побеседовать о дружбе между одноклассниками, обсудить законы дружбы и их значение. Нужно объяснить детям, что главное не просто знать законы дружбы, но следовать им в жизни. Можно обсудить причины, из - за которых чаще возникают ссоры между друзьями. Предложите учащимся досказать предложение "Друг- это тот, кто...".
Занятие 9
. Как помириться после ссоры. Цель: привить умение находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Важно научить ребёнка мириться, не считая инициативу в примирении проявлением слабости. Взрослые не должны никогда, даже в конфликтной ситуации, оставлять ребёнка одного. Можно научить ребёнка выражать свои чувства без агрессии даже в ситуации, когда он рассержен или обижен. Важно дать детям возможность проигрывать ситуации примирения. Например: "Ты поссорился с другом, а теперь хочешь примириться". Это закрепит изученные формулы примирения.
Занятие 10.
Кого мы называем добрым. С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества. А) Доброта. Правила доброты: -помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду; -прощать ошибки других; не жадничать; жалеть других Б) Честность. Правила честности: 18
-сказал- сделай; не уверен - не обещай; ошибся - признавайся; забыл - попроси прощения; говори то, что думаешь; не можешь сказать правду - объясни почему; не выдавай чужую тайну В) Вежливость. Правила вежливости: -вежливость- умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой; -будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, прощайся; не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идёшь и когда вернёшься; -не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим.
Занятие 11.
Фантастическое путешествие. Это занятие является завершающим. Учащиеся обобщают свои знания, полученные на уроках в рамках проекта "Все цвета, кроме чёрного", делают вывод о ценности здоровья и здорового образа жизни.
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно- нравственных качеств - тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более- менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Я выбрала эту тему для того, чтобы поделиться опытом своей работы и помочь молодым педагогам воспитывать порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства.
Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но

уверена

в

одном:

если

они

научатся

делать

добро,

то

вырастут
19

неравнодушными людьми. Самое главное, чтобы дети поняли, что даже

в трудных ситуациях нужно оставаться вежливым человеком.
20

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2011.-48 с. 2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.-23 с.- (Стандарты второго поколения). 3. Кондратьева Е.П.Проекты-3: проблемы, поиск, опыт/.- Чебоксары.- 2012 4. Аверина Н.Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа.-2005, № 11- с.68-71 5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании// Педагогика- 2005- №2 6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.; под редакцией А.Б.Воронцова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010. 7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч.1: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казаченок и др.; под редакцией А.Я.Данилюка.- М.: Просвещение, 2011.-127 с.. 8. Леднев В.С. Духовно- нравственная культура в образовании человека// Стандарты и мониторинг в образовании.-2002, №6- с.3 9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.: Глобус, 2007


В раздел образования