Напоминание

Военно-патриотическая игра "Высота" как средство патриотического воспитания подростков


Автор: Маслова Любовь Вячеславовна
Должность: директор
Учебное заведение: МАОУ ДО БР ЦДО
Населённый пункт: город Билибино, Чукотский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Военно-патриотическая игра "Высота" как средство патриотического воспитания подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад





Военно-патриотическая игра «Высота» как средство

патриотического воспитания детей и подростков.
(методическая разработка командной игры) Игра и война – две древних, постоянных спутницы человечества. Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война, конфликт. Противостояние – суровая реальность даже сегодня. Поэтому неудивительно и исторически обусловлено формирование специфического вида военно-патриотических игр для детей и молодежи. Профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны и подвига любой ценой. Главная задача – дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командный дух. Включают пейнтбол – одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх армейской тематике. Он используется как эффективная механика моделирования боевых действий в военно-патриотической игре. Главная цель ВПИ – пропаганда ЗОЖ, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии. Участники ВПИ получают от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретают полезные знания, опыт и новые знакомства. На протяжении уже семи лет Центр детского творчества является организатором военно- патриотической игры «Высота», которая традиционно проходит в канун Дня Великой Победы и символизирует стремление молодого поколения стать достойными продолжателями славных страниц боевой истории своих дедов. В игре принимает участие 10 команд, каждая имеет свои символы и атрибуты, форму и знаки отличия. Возглавляет отряд – командир. Ежегодно, чтобы не повторяться, изменяются некоторые условия игры, задания на этапах и прочее. Но всегда остается главное: наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев. Проведение игры превращает центральную часть нашего маленького заполярного городка в красивую зрелищную площадку игровых действий. Громко звучат песни военных лет и песни о войне. Все станционные этапы ярко украшены флажками, шариками и т.д. действие выглядит завораживающе и привлекает внимание прохожих. Праздник начинается с торжественной линейки, где всегда присутствуют почетные гости: представители военкомата, воинских частей. Силовых структур, администрации города и совета депутатов, представитель всех образовательных учреждений. Курсантов военно- патриотических клубов и общественных организаций. Глядя, как по-серьезному, относятся взрослые к этой детской игре, и подростки сами подтягиваются. У них появляется совсем другое выражение лиц. Они как бы ставят себя в один строй с военными, приникаясь духом героизма. После вручения маршрутных листов, в небо взлетает сигнальная ракета. Дан старт игре. Задача команд: пройдя 11 игровых этапов, получить в Генеральном штабе секретный пакет и в бою, установить флаг на безымянной высоте. Дополнительным препятствием является выполнение штрафных кругов, за каждое штрафное очко, полученное на этапах. На каждом этапе команда находится 7 минут. За это время она должна доложить о готовности выполнить задание, понять суть самого задания, определить стратегию действия, выполнить само задания и ответить на дополнительные вопросы (если останется свободное время), чтобы получить поощрительные баллы. Баллы (и штрафные, и поощрительные) может получить и команда в целом, и кто-то индивидуально. Каждый индивидуальный штрафной балл отрабатывает вся команда на
штрафном круге. А каждый поощрительный балл превращается или в благодарность. Или в грамоту. После взятие Высоты, команды ожидает горячий обед: гречневая каша с тушенкой и черным хлебом, чай в металлических кружках. Пока члены судейской коллегии подводят итоги игры – команды на «привале» с удовольствием поют военные песни под звонкий аккомпанемент баяна. И, конечно, самый радостный и торжественный момент – церемония награждения. Грамоты получают и отряды, и их командиры, и те, кто проявил личное мужество и продемонстрировал свои боевые навыки. Администрация вручает всем командам торты, военные – сухие пайки персональные награды. Одной из замечательных традиций – стало вручение наград Советов ветеранов и Всероссийской общественной организацией «Боевого братство». Особую роль в проведении данной игры принадлежит военно-патриотическому клубу «Отвага» (руководитель Шеховцев А.В.). Именно курсанты клуба готовят все стратегические участки, занимают оборону высоты и принимают на себя удар всех атакующих команд. Завершают игру состязания по пейнтболу. И еще несколько слов о тематике д а н н ы х и г р . В 2 0 1 7 г о д у в о е н н о - патриотическая игра «Высота-17» была посвящена легендарной Трассе мужества Аляска-Сибирь. Остановлюсь на разработке этой игры. Для наших детей эта игра имела особое значение. Мы живем на Чукотке, здесь никогда не было военных действий, здесь нет памятников, да и практически ветеранов нет. Это особенность нашего региона. Но именно через Чукотку пролегла трасса Алсиба. Да и на территории нашего билибинского района сохранились остатки покрытия аэродрома подскока, который находился в национальном селе (причем самом отдаленном от райцентра) Омолон. В соответствии с памятной датой 75- летия трассы Аляска – Сибирь и были разработаны все конкурсы игры и е е символика.
УСЛОВИЯ ИГРЫ
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: В игре принимают участие смешанные команды учащихся ОУ города. Состав команды – 10 человек (5-9 кл). Команда (смешанный состав) имеет свой опознавательный знак, флаг, а также название и девиз, отвечающие тематике игры. Возглавляет команду командир, который сдает рапорт в начале игры и после ее окончания. Инструктором команды является представитель команды «Эрмечен» (это команда старшеклассников-зарничников). Каждую команду сопровождает ответственный – педагог. Жеребьевка и деление на команды происходит накануне самой игры. Здесь мы отошли от участи команд образовательных учреждений. Во-первых, потому, что их у нас очень мало, а во- вторых, чтобы убрать лишнюю конкуренцию. Чтобы игра осталось просто игрой ради победы и достижения успехов – «здесь и сейчас».
С о б р а в з а я в к и участников, мы пригласили их на первый общий сбор, и су ч е т о м в о з р а с т н ы х особенностей разделили всех игроков на 10 ко м а н д , и с п о л ь з у я б у м а ж н ы е с а м о л е т и к и с опознавательным знаком на крыле. Именно этот знак сообщал тому, кто поймал самолетик, членом какой команды он становится. Но и без детской хитрости здесь не обошлось. Пока выстраивали всех участников, и проверяли у них опознавательные знаки, старшеклассники успели обменяться некоторыми самолетиками и попали в одну команду, а пример им в этом подали, как ни случайно, самые младшие – пятиклассники. Но это нисколько не изменило игровую ситуацию, и все приняли на себя бремя той команды. Которую им определил его Величество Случай. Затем, все команды получили игровое обмундирование, название, девиз, флаг и праздничные вымпелы. Отрепетировали сдачу рапорта и девиза, выбрали командира. Сама Игра состоит из 5 этапов:
1 этап: СТАРТОВЫЙ
 Общее построение команд. Сдача рапортов.  Торжественное открытие игры. Вынос знамени.  Стартовая беседа. Получение маршрутных листов  Общий сигнал начала игры – ракетница. На следующий день начинается собственно сама игра. На торжественное построение выходят все 10 команда, команда военно-патриотических клубов «Отвага» и «Эрмычен». На линейке присутствуют гости, военнослужащие, парад принимает один из командиров воинских частей. Командует парадом руководитель ВПК «Отвага». Командиры сдают рапорты, в воздух взлетают слова девизов, выносится Знамя. Командующий игры объясняет еще раз ее условия, напоминают правила безопасности, дает пояснения. После этого, команды выходят на улицу, там вновь выстраиваются. И здесь наступает кульминационный момент – вручаются маршрутные листы, взлетает ввысь ракета. Команды устремляются на выполнение «боевых заданий».
Маршрутный лист
В маршрутных листах указан только первый пункт игры, д а л ь н е й ш и е п у н к т ы ком а н д е н е о бход и м о н а й т и самостоятельно. Игровых точек ровно на одну больше, чем команд – для того, чтобы не было столпотворения.
2 этап: СТАНЦИОННЫЙ
 ФЕРБЕНКС – Викторина «Дорогами героев» - ответить на вопросы с тремя вариантами ответов.  НОМ – метание ножей.  БЕРИНГОВ ПРОЛИВ - творческий конкурс.  УЭЛЬКАЛЬ - стрельба из пневматической винтовки и пистолета.  АНАДЫРЬ - сборка и разборка автомата.  МАРКОВО - снять часового.  ОМОЛОН - творческий конкурс.  СЕЙМЧАН - гранатами подавить огневую точку.  ОЙМЯКОН - творческий конкурс.  КИРЕНСК - оказание первой помощи, переноска пострадавших.  КРАСНОЯРСК - творческое задание.
3 этап: ШТРАФНОЙ КРУГ
1. Проверка маршрутных листов
2. На «Штрафном круге» - по указанному маршруту выполнить свое количество штрафных кругов (указаны в зачетных книжках): каждый из участников бежит только один круг (круговая эстафета)
4 этап: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
В «Генеральном штабе» команда предъявляет маршрутный лист и зачетную книжку (все штрафные баллы должны быть погашены), получает пакет с указанием маршрута к высоте и флаг, который необходимо там установить.
5 этап: ВЫСОТА
 Команда должна попасть на обозначенную территорию и преодолеть сопротивление обороны, водрузить свой флаг на высоту.  Запрещается сбрасывать флаги других команд для установки своего флага.
6 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Сигнал общего сбора 2. Привал - обед 3. Песни 4. Торжественная церемония. Подведение итогов. Вручение грамот. Вынос знамени. 5. Дружеское чаепитие. Дискотека.
Правила участия

в военно-спортивной игре «ВЫСОТА-2017»
1. Запрещается - нарушать правила выполнения заданий; - передвигаться самостоятельно, без команды; - переходить проезжую часть дороги в неустановленном месте; - применять физическую силу против товарищей во время всей игры, если это не определено условиями конкурса. 2. Движение по этапам осуществляется с точки, указанной в маршрутном листе. Далее движение команды происходит в свободном порядке. 3. Команда должна пройти все этапы, указанные в маршрутном листе. По выполнению заданий на обозначенных этапах, команда прибывает на «штрафной круг». Погасив «штрафные очки», командир в Генеральном штабе получает пакет и флаг. 4. Команда приступает к выполнению задания на станции только в полном составе, количество участников указывается в маршрутном листе. 5. В момент прибытия на пункт выполнения задания командир выстраивает свою команду в одну шеренгу и докладывает руководителю: Команда, равняясь, смирно! Товарищ руководитель! Команда «______________________________» к выполнению задания готова. Командир ______________________. 6. Передвижение от станции к станции осуществляется только всей командой, включая инструктора и педагога. Наличие флажка безопасности обязательно. При пересечении проезжей части дороги выставляется дозорный с флажком безопасности в руках.
7. Поощрения и наказания: - за каждое нарушение правил игры или неправильное выполнение заданий начисляется 1 штрафной балл, соответственно – 1 штрафной круг должна будет выполнить команда; - за особое выполнение заданий команда может получить поощрительный балл; Зачетная книжка с указанием пунктов находится у командира, в ней делается отметка о выполнении задания, а также отмечаются штрафные и поощрительные баллы.
ИГРОВЫЕ ЭТАПЫ

«КРАСНОЯРСК»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Экипажу

необходимо

пройти

предполетную

подготовку.

Зайти

в

штаб

и

оставить свою подпись.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков выполняет задание дважды.  Команда выстраивается у линии старта в колонну по одному.  Игрок поднимает по ступенькам в машину, на штабном столике расписывается в планшетке и спускается через запасной выход.  Затем эти действия повторяет следующий игрок.  Находится в штабе двум игрокам не разрешается.  Страховка руководителем команды и инструктором обязательна.  Поощрительные и штрафные баллы устанавливаются руководителем этапа самостоятельно.

«СЕЙМЧАН»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. О б ъ я с н и т ь з а д а н и е , п р и н е о б х о д и м о с т и продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Бутылками с зажигательной смесью подавить огневую точку противника

(бутылкой попасть в «окно» - амбразуру дзота).
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков выполняет задание дважды.  Команда выстраивается у линии огня в колонну по одному.  Игрок берет из коробки бутылку с зажигательной смесью и делает бросок в дзот. У каждого игрока только одна попытка.  После завершения броска отходит в сторону, на его место подходит следующий и так далее.  Если общее количество попаданий больше, чем промахов, то команда получает поощрительный балл.  Если общее количество промахов больше, чем попаданий, то команда получает штрафной балл.  При равенстве позиций, тот или иной балл устанавливается руководителем игры.  Можно просто засчитать количество попаданий.
«УЭЛЬКАЛЬ»
ИНСТРУКЦИЯ
1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Стрельба из пневматической винтовки и пистолета
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков выполняет задание дважды.  Поощрительные и штрафные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.  В рабочем листке отмечаются лучшие стрелки и их результаты.
«АНАДЫРЬ»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при н е о бход и м о с т и продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Сборка и разборка АК на время.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 2 человека.  Поощрительные и штрафные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.  В рабочем листке отмечаются участники и их результаты.
«МАРКОВО»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Используя ловкость и сноровку снять часового.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе вся команда. По три человека одновременно.  Команда выстраивается у линии старта по три человека.  Задача каждой тройки игроков – снять часового, т.е. снять с негоа завязанную ленточку. После того, как первая тройка выполнит задание, начинает работать вторая тройка и т.д.
 Количество штрафных и поощрительных баллов выставляется по усмотрению руководителя этапа.
«ОМОЛОН»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. О б ъ я с н и т ь з а д а н и е , п р и н е о б х о д и м о с т и продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Вы находитесь на аэродроме подскока. Необходимо освоить данную технику –

приземление и взлет с подскоком.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то члены команды выполняют задание за отсутствующих.  Команда выстраивается у линии старта. Ей дается 20 сек для выработки стратегии движения.  Через 20 секунд команда начинает движение. Задача команды – по одному преодолеть полосу, не заступая на землю.  Каждый заступ на землю карается штрафным очком.  Количество поощрительных баллов определяется руководителем этапа самостоятельно.
«ФЕРБЕНКС»
ИНСТРУКЦИЯ
1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. О б ъ я с н и т ь з а д а н и е , п р и н е о б х о д и м о с т и продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Правильно ответить на вопросы исторической викторины, используя три

варианта ответов.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, команда получает дополнительный вопрос за каждого отсутствующего.  Команда выстраивается в стартовой зоне.  Руководитель этапа объясняет, как правильно ответить на вопрос: - Зачитывается вопрос. Показываются и называются зоны ответов. - Команда самостоятельно выбирает стратегию выбора правильного ответа (всей командой, индивидуально, хаотично или еще каким-то образом). - После этого занимает места в зоне, указанных ответов.  После того, как все игроки займут места в зоне ответов, руководитель объявляет правильный ответ.  Если количество игроков в зоне правильного ответа 5 или больше, то правильный ответ засчитывается.  Если общее количество правильных ответов больше, чем неправильных, то команда получает поощрительный балл. В противном случае наоборот – штрафной балл.  При равенстве позиций, тот или иной балл устанавливается руководителем игры. ВИКТОРИНА 1. В каком году начала свою деятельность перегоночная трасса «Аляска – Сибирь»? 1.
1942 +

2.1943 3. 1941 2. Какая страна союзников обеспечивала перегоночную трассу летчиками? 1.Франция 2.Англия 3
. США +
3. В каком городе базировался основной перегоночный полк? 1.Иркутск 2.Киренск 3.
Красноярск +
4. В каком населенном пугкте Колымы находился запасной аэродром «АлСиба»? 1.Омсукчан 2.
Сеймчан +
3.Оротукан 5. В каком году по знаменитой Красноярской авиалинии прошли последние ленд-лизовские машины? 1.
1945 +
2.1946 3.1950 6. Назовите фамилию известного летчика – участника перегоночной трассы «Аляска – Сибирь»? 1.Кожедуб 2.
Мазурук +
3.Покрышкин 7. Назовите марку американских фронтовых бомбардировщиков, участвующих в перегоне «Аляска – Сибирь»? 1.Вальс 2.Твид 3.
Бостон +
8. В каком городе на Аляске базировалась наша военная миссия по приемке боевых самолетов? 1.Анкоридж 2.Ном 3.
Фербенкс +
9. Сколько километров составлял путь американских самолетов на советско- германский фронт?
1.6000 2.10 000 3.
14 000 +
10.Когда состоялся вылет первой группы самолетов из Фербенкса? 1.
29 сентября 1942 года +
2.22 июня 1943 года 3. 2 сентября 1939 года 11. Сколько самолетов было переброшено по трассе АлСиба на фронт за три года войны? 1.15 000 2.
8 000 +
3. 13 000 12. Сколько километров составляла трасса от Фербенкса до Красноярска? 1. 3 600 2. 12 003 3. 6 306 13. Когда в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов? 1.19 сентября 1942 года 2.
16 ноября 1942 года +
3. 12 января 1943 года 14. В каком году был совершен мемориальный перелет по трассе «АлСиба»?
1.

1990 +
2. 1992 3. 2002 15. Какой награды удостоена 1-ая перегоночная авиадивизия? 1. Орден Победы
2.

Орден Красного Знамени +
3. Медаль «За Отвагу» 16. Сколько наших летчиков погибло на советском участке перегоночной трассы «Аляска – Сибирь»? 1. Меньше 100
2.

Больше 100 +
3. Около 1000 17. Сколько авиаполков было сформировано из самолетов, доставленных по АлСибу? 1. 200

2.

250 +
3. 300 18. Кто из глав антигитлеровской каолиции окрестил трассу «Аляска – Сибирь» - АлСибом? 1. Сталин 2. Черчиль
3.

Рузвельт +
19. В каком городе открыт мемориал памяти погибших перегонщиков? 1. Красноярск
2.

Якутск +
3. Анадырь 20. Что такое ленд – линз? 1. Безвозмездная помощь
2.

Передача взаймы военной техники +
3. Сотрудничество двух государств
«ОЙМЯКОН»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. О б ъ я с н и т ь з а д а н и е , п р и необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Тяжелые климатические условия не всегда давали возможность преодолеть

воздушное пространство над Якутией. Иногда самолеты шли на вынужденную посадку, в

том числе – и в топких болот. Летчики с трудом могли выбраться оттуда.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют все.  Игроки выстраиваются на линии старта.  Им необходимо организовать переправу по топкому болоту, используя камеру. Ноги не должны касаться земли.  Выработать стратегию движения и пройти до линии финиша.  В случае схождения на землю, игроки возвращаются к старту и начинают все с начала.  Поощрительные и штрафные баллы назначается на усмотрение руководителя этапа.
«БЕРИНГОВ ПРОЛИВ»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Летную эскадрилью необходимо переправить через Берингов пролив.
УСЛОВИЯ:
 В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то за отсутствующих бегут их товарищи.  Команде дается время на обдумывание и разработку стратегии.  Главное условие переправы – одновременно на трассе могут находиться не более двух самолетов.  В случае нарушения данного условия – руководитель имеет право вернуть всю эскадрилью на начальный этап. Тогда выполнение задания придется начинать сначала.  Соблюдение техники безопасности и страховка выполнения задания руководителем (или инструктором команды) обязательна.  Подсказки инструкторов или руководителя команды караются штрафными баллами.  Штрафные и поощрительные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
«КИРЕНСК»
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. О б ъ я с н и т ь з а д а н и е , п р и н е о б х о д и м о с т и продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Госпиталь – оказать помощь пострадавшему товарищу. Перенести его на

носилках до санитарной палатки.
УСЛОВИЯ:  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то за отсутствующих бегут их товарищи.  Главное условие – оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и перенести его на носилках.  Соблюдение техники безопасности и страховка выполнения задания руководителем (или инструктором команды) обязательна.  Подсказки инструкторов или руководителя команды караются штрафными баллами.
 Штрафные и поощрительные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
«НОМ»
ИНСТРУКЦИЯ 11. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 12. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 13. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 14. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 15. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 16. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 17. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 18. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 19. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 20. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Поразить террориста – неприятеля боевым ножом.
УСЛОВИЯ:  Перед началом проверяется маршрутный лист команды (все ли этапы пройдены – сверяется по подписям).  В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, члены команды играют за отсутствующих товарищей.  Команда выстраивается у линии огня в колонну по одному.  По сигналу руководителя этапа производится бросок.  Затем бросающий отходит в конец колоны, а следующий игрок приступает к броску.  Количество поощрительных баллов определяется руководителем этапа самостоятельно.  В случае нарушения техники безопасности команда штрафуется двумя штрафными очками.  Если во время выполнения задания одной командой, к старту подошла другая, то она запускается на этап после проверки маршрутного листа.
ШТРАФНОЙ КРУГ
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды.
2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности. 5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Каждый штрафной балл соответствует 1 штрафному кругу.
УСЛОВИЯ:  Команда выстраивается.  Проверяется маршрутный лист. Если штрафных баллов нет, то команда сразу направляется в Генеральный штаб для получения флага и пакета с дальнейшим маршрутом.  Если количество зафиксированы штрафные баллы, то команда приступает к выполнению штрафных кругов.  У линии старта в колонну по одному выстраивается то количество игроков, которое соответствует количеству штрафных баллов. Именно столько штрафных кругов придется выполнить команде. Круги выполняются без остановки и дополнительных команд по принципу круговой эстафеты.  Одновременно на этапе могут работать несколько команд.  После выполнения последнего штрафного круга, команда получает маршрутный лист с погашенными штрафными очками и командир устремляется в Генеральный штаб за пакетом и флагом.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
ИНСТРУКЦИЯ 1. Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о готовности команды. 2. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается. 3. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение. 4. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается – штрафным очком. 6. При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов. 7. За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать поощрительные баллы. 8. При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок отмечен). 9. После выполнения задания выставить в маршрутный лист все штрафные и поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись. 10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в Центр для дальнейшего подведения итогов. ЗАДАНИЕ:
Получение пакета и флага.
УСЛОВИЯ:  В Генеральный штаб направляется только командир.  Он предъявляет для проверки маршрутный лист с погашенными штрафными очками.  В Штабе командир получает пакет с указанием маршрута, флаг и устремляется на взятие высоты. Взятие Высоты – самый интригующий момент игры. За взятие Высоты, команда получает отдельную грамоту – за «Взятие высоты» и определенное количество баллов (в трехмерной пропорции: за 1 место – 30 баллов, 2 место – 27 баллов и т.д.). Таким образом, у команд есть шанс догнать своих соперников или оторваться от преследования. После взятия Высоты, команды в о з в р а щ а ю т с я в м е с т о дислокации команд, командиры сдают свои маршрутные листы и зачетные книжки. Члены жюри начинают подсчет баллов, а команды отправляются на привал, где их ждет каша с тушенкой, чай с пирогами, военные песни под баян. Далее следует церемония награждения и вручение призов и наград. Завершается игра общим чаепитие с тортами. Всегда планируется и праздничная дискотека, но еще ни разу она не проводилась. Участники игры после шестичасового военно-спортивного марафона, обильной каши и сладкого чая отправляются на отдых.
Надо заметить, что конкурсы постоянно обновляются. Постоянными являются следующие: сборка и разборка автомата, стрельба из пневматического оружия. Именно за победу в этих ко н к у р с а х р е бя т а н а г р а ж д а ю т с я наручными часами от «Боевого братства». Концепция игры на протяжении 10 лет не меняется, только корректируется. Всего в ней принимают участие более 150 школьников города (всего – для справки – школьников с 1 по 11 класс– 780 чел).


В раздел образования