Военно-патриотическая игра "Высота" как средство патриотического воспитания подростков
Автор: Маслова Любовь Вячеславовна Должность: директор Учебное заведение: МАОУ ДО БР ЦДО Населённый пункт: город Билибино, Чукотский автономный округ Наименование материала: методическая разработка Тема: Военно-патриотическая игра "Высота" как средство патриотического воспитания подростков Раздел: дополнительное образование
патриотического воспитания детей и подростков.
(методическая разработка командной игры)
Игра и война – две древних, постоянных спутницы человечества.
Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война,
конфликт. Противостояние – суровая реальность даже сегодня. Поэтому неудивительно
и
исторически обусловлено формирование специфического вида военно-патриотических игр для
детей и молодежи.
Профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере
высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны и подвига любой ценой.
Главная задача – дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем
воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командный дух.
Включают пейнтбол – одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх
армейской
тематике.
Он
используется
как
эффективная
механика
моделирования
боевых
действий в военно-патриотической игре.
Главная
цель
ВПИ
–
пропаганда
ЗОЖ,
разностороннее
развитие
молодых
людей,
воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к
вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.
Участники ВПИ получают от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения,
приобретают полезные знания, опыт и новые знакомства.
На протяжении уже семи лет Центр детского творчества является организатором военно-
патриотической игры «Высота», которая традиционно проходит в канун Дня Великой Победы и
символизирует стремление молодого поколения стать достойными продолжателями славных
страниц боевой истории своих дедов.
В игре принимает участие 10 команд, каждая имеет свои символы и атрибуты, форму и
знаки отличия. Возглавляет отряд – командир. Ежегодно, чтобы не повторяться, изменяются
некоторые условия игры, задания на этапах и прочее. Но всегда остается главное: наличие
элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий,
ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными
героев.
Проведение
игры
превращает
центральную
часть
нашего
маленького
заполярного
городка в красивую зрелищную площадку игровых действий. Громко звучат песни военных лет
и песни о войне. Все станционные этапы ярко украшены флажками, шариками и т.д. действие
выглядит завораживающе и привлекает внимание прохожих.
Праздник
начинается
с
торжественной
линейки,
где
всегда
присутствуют
почетные
гости: представители военкомата, воинских частей. Силовых структур, администрации города и
совета
депутатов,
представитель
всех
образовательных
учреждений.
Курсантов
военно-
патриотических клубов и общественных организаций. Глядя, как по-серьезному, относятся
взрослые к этой детской игре, и подростки сами подтягиваются. У них появляется совсем
другое выражение лиц. Они как бы ставят себя в один строй с военными, приникаясь духом
героизма.
После вручения маршрутных листов, в небо взлетает сигнальная ракета. Дан старт игре.
Задача команд: пройдя 11 игровых этапов, получить в Генеральном штабе секретный пакет и в
бою,
установить
флаг
на
безымянной
высоте.
Дополнительным
препятствием
является
выполнение штрафных кругов, за каждое штрафное очко, полученное на этапах. На каждом
этапе команда находится 7 минут. За это время она должна доложить о готовности выполнить
задание, понять суть самого задания, определить стратегию действия, выполнить само задания
и ответить на дополнительные вопросы (если останется свободное время), чтобы получить
поощрительные баллы.
Баллы (и штрафные, и поощрительные) может получить и команда в целом, и кто-то
индивидуально.
Каждый
индивидуальный
штрафной
балл
отрабатывает
вся
команда
на
штрафном круге. А каждый поощрительный балл превращается или в благодарность. Или в
грамоту.
После взятие Высоты, команды ожидает горячий обед: гречневая каша с тушенкой и
черным хлебом, чай в металлических кружках. Пока члены судейской коллегии подводят итоги
игры – команды на «привале» с удовольствием поют военные песни под звонкий аккомпанемент
баяна. И, конечно, самый радостный и торжественный момент – церемония награждения.
Грамоты
получают
и
отряды,
и
их
командиры,
и
те,
кто
проявил
личное
мужество
и
продемонстрировал
свои
боевые
навыки.
Администрация
вручает
всем
командам
торты,
военные – сухие пайки персональные награды. Одной из замечательных традиций – стало
вручение наград Советов ветеранов и Всероссийской общественной организацией «Боевого
братство».
Особую роль в проведении данной игры принадлежит военно-патриотическому клубу
«Отвага» (руководитель Шеховцев А.В.). Именно курсанты клуба готовят все стратегические
участки,
занимают
оборону
высоты
и
принимают
на
себя
удар
всех
атакующих
команд.
Завершают игру состязания по пейнтболу.
И
еще
несколько
слов
о
тематике
д а н н ы х
и г р .
В
2 0 1 7
г о д у
в о е н н о -
патриотическая
игра
«Высота-17»
была
посвящена
легендарной
Трассе
мужества
Аляска-Сибирь.
Остановлюсь
на
разработке
этой игры. Для наших детей эта игра имела
особое значение. Мы живем на Чукотке, здесь
никогда не было военных действий, здесь нет
памятников, да и практически ветеранов нет.
Это особенность нашего региона. Но именно
через Чукотку пролегла трасса Алсиба. Да и на
территории
нашего
билибинского
района
сохранились
остатки
покрытия
аэродрома
подскока, который находился в национальном
селе (причем самом отдаленном от райцентра)
Омолон.
В соответствии с памятной датой 75-
летия
трассы
Аляска
–
Сибирь
и
были
разработаны
все
конкурсы
игры
и
е е
символика.
УСЛОВИЯ ИГРЫ
УЧАСТНИКИ ИГРЫ:
В
игре
принимают
участие
смешанные
команды
учащихся ОУ города. Состав команды – 10 человек (5-9 кл).
Команда (смешанный состав) имеет
свой опознавательный
знак, флаг, а также название и девиз, отвечающие тематике
игры. Возглавляет команду командир, который сдает рапорт в
начале игры и после ее окончания. Инструктором команды
является
представитель
команды
«Эрмечен»
(это
команда
старшеклассников-зарничников). Каждую команду сопровождает ответственный – педагог.
Жеребьевка и деление на команды происходит накануне самой игры. Здесь мы отошли от
участи команд образовательных учреждений. Во-первых, потому, что их у нас очень мало, а во-
вторых, чтобы убрать лишнюю конкуренцию. Чтобы игра осталось просто игрой ради победы и
достижения успехов – «здесь и сейчас».
С о б р а в
з а я в к и
участников,
мы
пригласили
их на первый общий сбор, и
су ч е т о м
в о з р а с т н ы х
особенностей разделили всех
игроков
на
10
ко м а н д ,
и с п о л ь з у я
б у м а ж н ы е
с а м о л е т и к и
с
опознавательным знаком на крыле. Именно этот знак сообщал тому, кто поймал самолетик,
членом какой команды он становится. Но и без детской хитрости здесь не обошлось. Пока
выстраивали всех участников, и проверяли у них опознавательные знаки, старшеклассники
успели обменяться некоторыми самолетиками и попали в одну команду, а пример им в этом
подали, как ни случайно, самые младшие – пятиклассники. Но это нисколько не изменило
игровую ситуацию, и все приняли на себя бремя той команды. Которую им определил его
Величество Случай.
Затем,
все
команды
получили
игровое
обмундирование,
название,
девиз,
флаг
и
праздничные вымпелы. Отрепетировали сдачу рапорта и девиза, выбрали командира.
Сама Игра состоит из 5 этапов:
1 этап: СТАРТОВЫЙ
Общее построение команд. Сдача рапортов.
Торжественное открытие игры. Вынос знамени.
Стартовая беседа. Получение маршрутных листов
Общий сигнал начала игры – ракетница.
На
следующий
день
начинается
собственно
сама
игра.
На
торжественное
построение
выходят
все
10
команда,
команда
военно-патриотических
клубов
«Отвага»
и
«Эрмычен».
На
линейке
присутствуют
гости,
военнослужащие, парад принимает один из командиров воинских
частей.
Командует
парадом
руководитель
ВПК
«Отвага».
Командиры сдают рапорты, в воздух взлетают слова девизов,
выносится
Знамя.
Командующий
игры
объясняет
еще
раз
ее
условия,
напоминают
правила
безопасности,
дает
пояснения.
После
этого,
команды
выходят
на
улицу,
там
вновь
выстраиваются. И здесь наступает кульминационный момент –
вручаются маршрутные листы, взлетает ввысь ракета. Команды
устремляются на выполнение «боевых заданий».
Маршрутный лист
В маршрутных листах указан только первый пункт игры,
д а л ь н е й ш и е
п у н к т ы
ком а н д е
н е о бход и м о
н а й т и
самостоятельно. Игровых точек ровно на одну больше, чем
команд – для того, чтобы не было столпотворения.
2 этап: СТАНЦИОННЫЙ
ФЕРБЕНКС – Викторина «Дорогами героев» - ответить на вопросы с тремя вариантами
ответов.
НОМ – метание ножей.
БЕРИНГОВ ПРОЛИВ - творческий конкурс.
УЭЛЬКАЛЬ - стрельба из пневматической винтовки и
пистолета.
АНАДЫРЬ - сборка и разборка автомата.
МАРКОВО - снять часового.
ОМОЛОН - творческий конкурс.
СЕЙМЧАН - гранатами подавить огневую точку.
ОЙМЯКОН - творческий конкурс.
КИРЕНСК
-
оказание
первой
помощи,
переноска
пострадавших.
КРАСНОЯРСК - творческое задание.
3 этап: ШТРАФНОЙ КРУГ
1.
Проверка маршрутных листов
2.
На «Штрафном круге» - по указанному маршруту выполнить свое количество
штрафных кругов (указаны в зачетных книжках): каждый из участников бежит только один круг
(круговая эстафета)
4 этап: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
В «Генеральном штабе» команда предъявляет маршрутный лист и зачетную книжку
(все штрафные баллы должны быть погашены), получает пакет с указанием маршрута к высоте
и флаг, который необходимо там установить.
5 этап: ВЫСОТА
Команда должна попасть на обозначенную территорию и преодолеть сопротивление обороны,
водрузить свой флаг на высоту.
Запрещается сбрасывать флаги других команд для установки своего флага.
6 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1.
Сигнал общего сбора
2.
Привал - обед
3.
Песни
4.
Торжественная церемония. Подведение итогов. Вручение грамот. Вынос знамени.
5.
Дружеское чаепитие. Дискотека.
Правила участия
в военно-спортивной игре «ВЫСОТА-2017»
1.
Запрещается
- нарушать правила выполнения заданий;
- передвигаться самостоятельно, без команды;
- переходить проезжую часть дороги в неустановленном месте;
- применять физическую силу против товарищей во время всей игры, если это не определено
условиями конкурса.
2.
Движение по этапам осуществляется с точки, указанной в маршрутном листе. Далее движение
команды происходит в свободном порядке.
3.
Команда должна пройти все этапы, указанные в маршрутном листе. По выполнению заданий на
обозначенных этапах, команда прибывает на «штрафной круг». Погасив «штрафные очки»,
командир в Генеральном штабе получает пакет и флаг.
4.
Команда приступает к выполнению задания на станции только в полном составе, количество
участников указывается в маршрутном листе.
5.
В момент прибытия на пункт выполнения задания командир выстраивает свою команду в одну
шеренгу и докладывает руководителю:
Команда, равняясь, смирно!
Товарищ руководитель!
Команда «______________________________» к выполнению задания готова.
Командир ______________________.
6.
Передвижение
от
станции
к
станции
осуществляется
только
всей
командой,
включая
инструктора и педагога. Наличие флажка безопасности обязательно. При пересечении проезжей
части дороги выставляется дозорный с флажком безопасности в руках.
7.
Поощрения и наказания:
- за каждое нарушение правил игры или неправильное выполнение заданий начисляется 1
штрафной балл, соответственно – 1 штрафной круг должна
будет выполнить
команда;
- за особое выполнение заданий команда может получить поощрительный балл;
Зачетная книжка с указанием пунктов находится у командира, в ней делается отметка о
выполнении задания, а также отмечаются штрафные и поощрительные баллы.
ИГРОВЫЕ ЭТАПЫ
«КРАСНОЯРСК»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир
докладывает
о
готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды с цифрой, указанной
в
маршрутном
листе.
Команда
в
неполном
составе
к
прохождению этапа не допускается.
3.
Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать
его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Экипажу
необходимо
пройти
предполетную
подготовку.
Зайти
в
штаб
и
оставить свою подпись.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков
выполняет задание дважды.
Команда выстраивается у линии старта в колонну по одному.
Игрок поднимает по ступенькам в машину,
на штабном столике расписывается в
планшетке и спускается через запасной выход.
Затем эти действия повторяет следующий игрок.
Находится в штабе двум игрокам не разрешается.
Страховка руководителем команды и инструктором обязательна.
Поощрительные
и
штрафные
баллы
устанавливаются
руководителем
этапа
самостоятельно.
«СЕЙМЧАН»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о
готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой,
указанной в маршрутном листе. Команда в неполном
составе к прохождению этапа не допускается.
3.
О б ъ я с н и т ь
з а д а н и е ,
п р и
н е о б х о д и м о с т и
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается
– штрафным очком.
6.
При
выполнении
задания
фиксируются
все
неточности
и
выставляется
общее
количество штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные
баллы,
сделать
пометки,
если
это
необходимо
и
передать
маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить
свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть
в Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Бутылками с зажигательной смесью подавить огневую точку противника
(бутылкой попасть в «окно» - амбразуру дзота).
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков
выполняет задание дважды.
Команда выстраивается у линии огня в колонну по одному.
Игрок берет из коробки бутылку с зажигательной смесью и делает бросок в дзот.
У
каждого игрока только одна попытка.
После завершения броска отходит в сторону, на его место подходит следующий и так
далее.
Если
общее
количество
попаданий
больше,
чем
промахов,
то
команда
получает
поощрительный балл.
Если
общее
количество
промахов
больше,
чем
попаданий,
то
команда
получает
штрафной балл.
При равенстве позиций, тот или иной балл устанавливается руководителем игры.
Можно просто засчитать количество попаданий.
«УЭЛЬКАЛЬ»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир докладывает о готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе.
Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается.
3.
Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Стрельба из пневматической винтовки и пистолета
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, кто-то из игроков
выполняет задание дважды.
Поощрительные и штрафные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
В рабочем листке отмечаются лучшие стрелки и их результаты.
«АНАДЫРЬ»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна построиться в одну шеренгу. Командир
докладывает о готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой, указанной в маршрутном листе. Команда
в
неполном
составе
к
прохождению
этапа
не
допускается.
3.
Объяснить
задание,
при
н е о бход и м о с т и
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам
безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Сборка и разборка АК на время.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 2 человека.
Поощрительные и штрафные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
В рабочем листке отмечаются участники и их результаты.
«МАРКОВО»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна построиться в одну шеренгу. Командир
докладывает о готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой,
указанной
в
маршрутном
листе.
Команда в неполном составе к прохождению
этапа не допускается.
3.
Объяснить
задание,
при
необходимости
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам
безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Используя ловкость и сноровку снять часового.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе вся команда. По три человека одновременно.
Команда выстраивается у линии старта по три человека.
Задача каждой тройки игроков – снять часового, т.е. снять с негоа завязанную ленточку.
После того, как первая тройка выполнит задание, начинает работать вторая тройка и т.д.
Количество
штрафных
и
поощрительных
баллов
выставляется
по
усмотрению
руководителя этапа.
«ОМОЛОН»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед началом выполнения задания команда должна
построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о
готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды с цифрой,
указанной в маршрутном листе. Команда в неполном
составе к прохождению этапа не допускается.
3.
О б ъ я с н и т ь
з а д а н и е ,
п р и
н е о б х о д и м о с т и
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам
безопасности.
5.
За
грубое
нарушение
правил
игры,
недопустимое
поведение – команда наказывается – штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности
и выставляется общее количество штрафных баллов.
7.
За
качественное,
четкое
и
правильное
выполнение
задания
команда
может
заработать
поощрительные
баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать
на
маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в своем рабочем
листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое данный игрок
отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Вы находитесь на аэродроме подскока. Необходимо освоить данную технику –
приземление и взлет с подскоком.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то члены команды
выполняют задание за отсутствующих.
Команда выстраивается у линии старта. Ей дается 20 сек для выработки стратегии
движения.
Через 20 секунд команда начинает движение. Задача команды – по одному преодолеть
полосу, не заступая на землю.
Каждый заступ на землю карается штрафным очком.
Количество
поощрительных
баллов
определяется
руководителем этапа самостоятельно.
«ФЕРБЕНКС»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о
готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой,
указанной
в
маршрутном
листе.
Команда
в
неполном
составе к прохождению этапа не допускается.
3.
О б ъ я с н и т ь
з а д а н и е ,
п р и
н е о б х о д и м о с т и
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Правильно ответить на вопросы исторической викторины, используя три
варианта ответов.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, команда получает
дополнительный вопрос за каждого отсутствующего.
Команда выстраивается в стартовой зоне.
Руководитель этапа объясняет, как правильно ответить на вопрос:
- Зачитывается вопрос. Показываются и называются зоны ответов.
- Команда самостоятельно выбирает стратегию выбора правильного ответа (всей командой,
индивидуально, хаотично или еще каким-то образом).
- После этого занимает места в зоне, указанных ответов.
После
того,
как
все
игроки
займут
места
в
зоне
ответов,
руководитель
объявляет
правильный ответ.
Если количество игроков в зоне правильного ответа 5 или больше, то правильный ответ
засчитывается.
Если общее количество правильных ответов больше, чем неправильных, то команда
получает поощрительный балл. В противном случае наоборот – штрафной балл.
При равенстве позиций, тот или иной балл устанавливается руководителем игры.
ВИКТОРИНА
1.
В каком году начала свою деятельность перегоночная трасса «Аляска –
Сибирь»?
1. 1942 +
2.1943
3. 1941
2.
Какая страна союзников обеспечивала перегоночную трассу летчиками?
1.Франция
2.Англия
3 . США +
3.
В каком городе базировался основной перегоночный полк?
1.Иркутск
2.Киренск
3. Красноярск +
4.
В
каком
населенном
пугкте
Колымы
находился
запасной
аэродром
«АлСиба»?
1.Омсукчан
2. Сеймчан +
3.Оротукан
5.
В каком году по знаменитой Красноярской авиалинии прошли последние
ленд-лизовские машины?
1. 1945 +
2.1946
3.1950
6.
Назовите фамилию известного летчика – участника перегоночной трассы
«Аляска – Сибирь»?
1.Кожедуб
2. Мазурук +
3.Покрышкин
7.
Назовите марку американских фронтовых бомбардировщиков, участвующих
в перегоне «Аляска – Сибирь»?
1.Вальс
2.Твид
3. Бостон +
8.
В каком городе на Аляске базировалась наша военная миссия по приемке
боевых самолетов?
1.Анкоридж
2.Ном
3. Фербенкс +
9.
Сколько километров составлял путь американских самолетов на советско-
германский фронт?
1.6000
2.10 000
3. 14 000 +
10.Когда состоялся вылет первой группы самолетов из Фербенкса?
1. 29 сентября 1942 года +
2.22 июня 1943 года
3. 2 сентября 1939 года
11. Сколько самолетов было переброшено по трассе АлСиба на фронт за три
года войны?
1.15 000
2. 8 000 +
3. 13 000
12. Сколько километров составляла трасса от Фербенкса до Красноярска?
1.
3 600
2.
12 003
3.
6 306
13. Когда в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски
американских самолетов?
1.19 сентября 1942 года
2. 16 ноября 1942 года +
3. 12 января 1943 года
14. В каком году был совершен мемориальный перелет по трассе «АлСиба»?
1.
1990 +
2.
1992
3.
2002
15. Какой награды удостоена 1-ая перегоночная авиадивизия?
1.
Орден Победы
2.
Орден Красного Знамени +
3.
Медаль «За Отвагу»
16.
Сколько
наших
летчиков
погибло
на
советском
участке
перегоночной
трассы «Аляска – Сибирь»?
1.
Меньше 100
2.
Больше 100 +
3.
Около 1000
17. Сколько авиаполков было сформировано из самолетов, доставленных по
АлСибу?
1.
200
2.
250 +
3.
300
18. Кто из глав антигитлеровской каолиции окрестил трассу «Аляска – Сибирь»
- АлСибом?
1.
Сталин
2.
Черчиль
3.
Рузвельт +
19. В каком городе открыт мемориал памяти погибших перегонщиков?
1.
Красноярск
2.
Якутск +
3.
Анадырь
20. Что такое ленд – линз?
1.
Безвозмездная помощь
2.
Передача взаймы военной техники +
3.
Сотрудничество двух государств
«ОЙМЯКОН»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир докладывает о готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой,
указанной
в
маршрутном
листе.
Команда
в
неполном
составе
к
прохождению
этапа не допускается.
3.
О б ъ я с н и т ь
з а д а н и е ,
п р и
необходимости
продемонстрировать
его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам безопасности.
5.
За
грубое
нарушение
правил
игры,
недопустимое
поведение
–
команда
наказывается – штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются
все неточности и выставляется общее количество штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Тяжелые климатические условия не всегда давали возможность преодолеть
воздушное пространство над Якутией. Иногда самолеты шли на вынужденную посадку, в
том числе – и в топких болот. Летчики с трудом могли выбраться оттуда.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют все.
Игроки выстраиваются на линии старта.
Им необходимо организовать переправу по топкому болоту, используя камеру. Ноги не
должны касаться земли.
Выработать стратегию движения и пройти до линии финиша.
В случае схождения на землю, игроки возвращаются к старту и начинают все с начала.
Поощрительные и штрафные баллы назначается на усмотрение руководителя этапа.
«БЕРИНГОВ ПРОЛИВ»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир
докладывает
о
готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды
с
цифрой,
указанной
в
маршрутном
листе.
Команда
в
неполном
составе
к
прохождению этапа не допускается.
3.
Объяснить задание, при необходимости
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается
– штрафным очком.
6.
При
выполнении
задания
фиксируются
все
неточности
и
выставляется
общее
количество штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные
баллы,
сделать
пометки,
если
это
необходимо
и
передать
маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить
свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть
в Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Летную эскадрилью необходимо переправить через Берингов пролив.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то за отсутствующих
бегут их товарищи.
Команде дается время на обдумывание и разработку стратегии.
Главное условие переправы – одновременно на трассе могут находиться не более двух
самолетов.
В
случае
нарушения
данного
условия
–
руководитель
имеет
право
вернуть
всю
эскадрилью на начальный этап. Тогда выполнение задания придется начинать сначала.
Соблюдение техники безопасности и страховка выполнения задания руководителем (или
инструктором команды) обязательна.
Подсказки инструкторов или руководителя команды караются штрафными баллами.
Штрафные и поощрительные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
«КИРЕНСК»
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед началом выполнения задания команда должна
построиться в одну шеренгу. Командир докладывает о
готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды с цифрой,
указанной в маршрутном листе. Команда в неполном
составе к прохождению этапа не допускается.
3.
О б ъ я с н и т ь
з а д а н и е ,
п р и
н е о б х о д и м о с т и
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести
краткий
инструктаж
по
правилам
безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Госпиталь – оказать помощь пострадавшему товарищу. Перенести его на
носилках до санитарной палатки.
УСЛОВИЯ:
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, то за отсутствующих
бегут их товарищи.
Главное условие – оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и перенести
его на носилках.
Соблюдение техники безопасности и страховка выполнения задания руководителем (или
инструктором команды) обязательна.
Подсказки инструкторов или руководителя команды караются штрафными баллами.
Штрафные и поощрительные баллы устанавливает руководитель этапа самостоятельно.
«НОМ»
ИНСТРУКЦИЯ
11. Перед
началом
выполнения
задания
команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир
докладывает
о
готовности команды.
12. Сверить количество участников команды с цифрой, указанной
в
маршрутном
листе.
Команда
в
неполном
составе
к
прохождению этапа не допускается.
13. Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать
его выполнение.
14. Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
15. За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение –
команда наказывается – штрафным очком.
16. При
выполнении
задания
фиксируются
все
неточности
и
выставляется общее количество штрафных баллов.
17. За качественное, четкое и правильное выполнение задания
команда может заработать поощрительные баллы.
18. При необходимости можно персонально отметить действия
кого-либо из игроков (записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать
данного
игрока
в
своем
рабочем
листке
с
указанием
фамилии,
имени,
команды
и
качество, за которое данный игрок отмечен).
19. После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
20. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Поразить террориста – неприятеля боевым ножом.
УСЛОВИЯ:
Перед
началом
проверяется
маршрутный
лист
команды
(все
ли
этапы
пройдены
–
сверяется по подписям).
В конкурсе участвуют 10 человек. Если членов команды не хватает, члены команды
играют за отсутствующих товарищей.
Команда выстраивается у линии огня в колонну по одному.
По сигналу руководителя этапа производится бросок.
Затем бросающий отходит в конец колоны, а следующий игрок приступает к броску.
Количество поощрительных баллов определяется руководителем этапа самостоятельно.
В
случае
нарушения
техники
безопасности
команда
штрафуется
двумя
штрафными
очками.
Если во время выполнения задания одной командой, к старту подошла другая, то она
запускается на этап после проверки маршрутного листа.
ШТРАФНОЙ КРУГ
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед началом выполнения задания команда должна построиться в одну шеренгу.
Командир докладывает о готовности команды.
2.
Сверить количество участников команды с цифрой, указанной в маршрутном листе.
Команда в неполном составе к прохождению этапа не допускается.
3.
Объяснить задание, при необходимости продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается
– штрафным очком.
6.
При
выполнении
задания
фиксируются
все
неточности
и
выставляется
общее
количество штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При необходимости можно персонально отметить действия кого-либо из игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные
баллы,
сделать
пометки,
если
это
необходимо
и
передать
маршрутный лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить
свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть
в Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Каждый штрафной балл соответствует 1 штрафному кругу.
УСЛОВИЯ:
Команда выстраивается.
Проверяется
маршрутный
лист.
Если
штрафных
баллов
нет,
то
команда
сразу
направляется
в
Генеральный
штаб
для
получения
флага
и
пакета
с
дальнейшим
маршрутом.
Если количество зафиксированы штрафные баллы, то команда приступает к выполнению
штрафных кругов.
У линии старта в колонну по одному выстраивается то количество игроков, которое
соответствует количеству штрафных баллов. Именно столько штрафных кругов придется
выполнить команде. Круги выполняются без остановки и дополнительных команд по
принципу круговой эстафеты.
Одновременно на этапе могут работать несколько команд.
После выполнения последнего штрафного круга, команда получает маршрутный лист с
погашенными штрафными очками и командир устремляется в Генеральный штаб за
пакетом и флагом.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Перед началом выполнения задания команда
должна
построиться
в
одну
шеренгу.
Командир докладывает о готовности команды.
2.
Сверить
количество
участников
команды
с
цифрой,
указанной
в
маршрутном
листе.
Команда в неполном составе к прохождению
этапа не допускается.
3.
Объяснить
задание,
при
необходимости
продемонстрировать его выполнение.
4.
Провести краткий инструктаж по правилам безопасности.
5.
За грубое нарушение правил игры, недопустимое поведение – команда наказывается –
штрафным очком.
6.
При выполнении задания фиксируются все неточности и выставляется общее количество
штрафных баллов.
7.
За качественное, четкое и правильное выполнение задания команда может заработать
поощрительные баллы.
8.
При
необходимости
можно
персонально
отметить
действия
кого-либо
из
игроков
(записать на маршрутном листе Фамилию, имя или зафиксировать данного игрока в
своем рабочем листке с указанием фамилии, имени, команды и качество, за которое
данный игрок отмечен).
9.
После
выполнения
задания
выставить
в
маршрутный
лист
все
штрафные
и
поощрительные баллы, сделать пометки, если это необходимо и передать маршрутный
лист командиру. Напротив точки этапа на маршрутном листе поставить свою роспись.
10. После того, как этап пройдут все команды (их всего 10), собрать реквизит и прибыть в
Центр для дальнейшего подведения итогов.
ЗАДАНИЕ: Получение пакета и флага.
УСЛОВИЯ:
В Генеральный штаб направляется только командир.
Он предъявляет для проверки маршрутный лист с погашенными штрафными
очками.
В Штабе командир получает пакет с указанием маршрута, флаг и устремляется
на взятие высоты.
Взятие Высоты – самый интригующий момент игры. За взятие Высоты, команда получает
отдельную грамоту – за «Взятие высоты» и определенное количество баллов (в трехмерной
пропорции: за 1 место – 30 баллов, 2 место – 27 баллов и т.д.). Таким образом, у команд есть
шанс догнать своих соперников или оторваться от преследования.
После взятия Высоты, команды
в о з в р а щ а ю т с я
в
м е с т о
дислокации команд, командиры
сдают свои маршрутные листы
и
зачетные книжки. Члены жюри
начинают
подсчет
баллов,
а
команды отправляются на привал, где их ждет каша с тушенкой, чай с пирогами,
военные песни под баян.
Далее
следует
церемония
награждения
и
вручение
призов
и
наград.
Завершается игра общим чаепитие с тортами. Всегда
планируется и праздничная дискотека, но еще ни разу
она
не
проводилась.
Участники
игры
после
шестичасового
военно-спортивного
марафона,
обильной
каши
и
сладкого
чая
отправляются
на
отдых.
Надо
заметить,
что
конкурсы
постоянно
обновляются.
Постоянными
являются следующие: сборка и разборка
автомата,
стрельба
из
пневматического
оружия.
Именно
за
победу
в
этих
ко н к у р с а х
р е бя т а
н а г р а ж д а ю т с я
наручными часами от «Боевого братства».
Концепция игры на протяжении 10 лет не меняется, только корректируется.
Всего в ней принимают участие более 150 школьников города (всего – для справки
– школьников с 1 по 11 класс– 780 чел).