Напоминание

Урок литературы в 7 классе "Мог ли разрешиться мирным путём конфликт Калашникова с Кирибеевичем?"


Автор: Кузнецова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Новоспасский
Населённый пункт: муниципальный район Приволжский Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 7 классе "Мог ли разрешиться мирным путём конфликт Калашникова с Кирибеевичем?"
Раздел: среднее образование





Назад





«Мог ли разрешиться мирным путём конфликт Калашникова с Кирибеевичем?»

Цель урока
: на основе текста «Песни…» М.Ю. Лермонтова сделать вывод о том, из как складываются взаимоотношения гла в н ы х ге ро е в , п редп олож и т ь , ка к о н и трансформируются впоследствии, проследить как испытания, выпавшие на долю Калашникова, помогли ему отстоять свою честь и достоинство.
Задачи урока
:
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русской истории и литературе; - воспитание ценностного отношения к семье; - воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. - воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развитие умения работать в группе; - развитие творческих, речевых способностей учащихся; - развитие навыков монологической речи; - развитие личностной рефлексии;
Образовательные:
- организовать усвоение знаний по теме «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?» - совершенствовать навык работы с информацией, уметь выделять главное, видеть композиционные части произведения, уметь определять изобразительно-выразительные средства в тексте. - обогащение словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты
:
Личностные
. Формирование представлений о нравственных ценностях. Осознание значения литературы в процессе познания окружающего мира. Осознание семейных ценностей для формирования человеческой личности.
Метапредметные.
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Совершенствовать навыки сотрудничества во время обучения.
Предметные.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Осмысление нравственных ценностей, влияние их на мировоззрение читателей.
Формируемые УУД:

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Осуществлять анализ и синтез.
7. Устанавливать причинно-следственные связи. 8. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Оборудование
: - текст произведения (учебник); - мультимедийное оборудование; - компьютер; - экран Ход урока.
1.

Начальный этап
. Организационный момент. - определение готовности к уроку; - приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас полезным, ознаменуется интересными открытиями.
2.

Основной этап урока
.
1) Актуализация изученного материала
- На прошлом уроке мы изучали « Песню…», казалось бы, о многом вы уже знаете … - Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы? (Тяжёлое. Жаль Калашникова, Алёну Дмитриевну, детей, которые остались сиротами) - Какой предстала перед вами Москва 16 века? Какие картины старой Москвы и её быта рисует Лермонтов? Найдите ответ в тексте произведения. (В
1-ой
части произведения мы попадаем на пир в царские палаты: «Во златом венце сидит грозный царь Иван Васильевич…» и.д.
2-я
часть переносит нас на московский базар: «За прилавкою сидит молодой купец…» , а затем и в «высокий дом» с сенями самого Калашникова. Здесь «свеча перед образом еле теплится», стоит большой дубовый стол, старая работница встречает хозяина. В
3-ей
части Москва названа великой, златоглавою, т.е. здесь много церквей, божьих храмов. Кулачный бой проходит на Москве-реке.)
- Назовите основных героев поэмы (Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников). Кто из них является настоящим героем? Почему? (Калашников. Он единственный не побоялся сразиться с любимцем Ивана Грозного, он защитил жену…) 2
) Создание проблемной ситуации
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков. Хочу зачитать вам выдержку из одной работы: «Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, идя на смертный бой с опричником Кирибеевичем. Он обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника? И никто бы не пострадал…» - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Зачем Калашников пошёл на бой с Кирибеевичем?», «Не лучше ли было Калашникову пережить поступок опричника?») - Правильно. Я сформулировала тему немного иначе. Другими словами: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»
Слайд 1

3) Разрешение проблемной ситуации.
- Вспомним определение слова «конфликт». Вот как оно звучит в словаре С.И. Ожегова (читает ученик) -
Конфликт в литературном произведении – столкновение, на котором построено

развитие сюжета в произведении
.
Слайд 2
- Что вы можете сказать о конфликте в «Песне…»? Между какими героями развивался конфликт? (конфликт «Кирибеевич-Калашников», «Калашников – царь»).
Составление кластера.
- Чтобы ответить на проблемный вопрос, составим кластер героев. (Составление кластеров «купец Калашников» - «Кирибеевич»)
Слайд 3-4
(работа в парах, проверка)
Работа с текстом
- В экспозиции произведения мы видим царский пир. Почему хмурится Грозный царь? (Любимый опричник Кирибеевич не пьёт вина, не радуется вместе со всеми…) - Что вы знаете об опричниках? Вы получили задание составить челобитную царю Ивану Грозному об отмене опричнины – зачитайте.(2-3 ученика читают работы) - Завязка действия – это признание опричника Кирибеевича.
- Почему не весел молодой опричник? О чём он поведал царю? Какую правду утаил, почему? - Что советует Кирибеевичу Грозный?
Анализ эпизода, связанного с образом С. Калашникова.
- А сейчас я предлагаю вам перенестись в лавку купца Степана Парамоновича Калашникова. Вспомните отрывок из «Песни…» (видеозапись) - Проанализируем услышанное. Что вы можете сказать о купце в этой сцене, как он ведёт себя по отношению к жене? Чем он возмущён? (Он суров, рассержен тем, что жена поздно возвратилась домой, без платка, растрёпанная. Он подумал, что она где-то веселилась «с сынками боярскими», т.е. подозревает её в измене) - В те далёкие времена Русь жила по правилам Домостроя, когда жена не смела ослушаться своего мужа, сказать ему поперёк слово (Домострой - это памятник русской литературы 16 века, является сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Вот каковы были права и обязанности русской женщины.
Слайд 5
Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права выходить за пределы родительского дома. Замуж выдавали по родительской воле, и до свадьбы она не знала человека, с которым придется жить всю жизнь. В доме на стене мужа её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит». Во всём, что касалось домашних дел, жена была полновластной хозяйкой, или, как тогда говорили, «госпожой». Воспитание детей, огород, кухня были на её попечении. Однако жена не могла ничего покупать, знакомиться и разговаривать с кем-либо без разрешения мужа, даже пойти в церковь можно было только с его разрешения. - Сделаем вывод оправдан ли гнев купца? Каким предстает перед нами Калашников? (по характеру это сложный противоречивый человек). Каким он видит выход из создавшейся ситуации? (вызвать соперника на поединок: либо наказать обидчика, либо самому умереть, но отстоять честь семьи)
3. Заключительный этап.
- В 3 части мы узнаем о столкновении между Калашниковым и Кирибеевичем на кулачном бое. Что вы знаете о кулачном бое? (бой на кулаках)
Слайд 6
Кулачный бой – потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала 20 века. Кулачные бои проводились по праздникам. В боях участвовал и простой народ, и торговцы. Использовались только удары кулаками. Нельзя было бить лежачего, бить в висок, использовать оружие. За несоблюдение правил строго наказывали. Поединки иногда
заканчивались плачевно: участник мог получить увечья, бывали и смертельные исходы. (По материалам журнала «Русская старина», 1913г №6,7)
Ответ на проблемный вопрос урока

-
Как вы думаете, почему никто не выходил на бой против Кирибеевича? (Он силён и к тому же любимец царя, пользуется особым расположением Грозного, его боятся) - С каким настроением идёт на кулачный бой купец Калашников? Найдите ответ в тексте («Буду насмерть биться до последних сил, А побьёт он меня – выходите вы За святую правду – матушку, Не сробейте, братцы любезные!») - С каким настроением - Кирибеевич? (Потешить царя И. Грозного, он уверен, что нет равного ему по силе). - Почему одержал победу Калашников?(Он знал, что бьётся за правое дело. Он был зол на своего обидчика. Одержимых людей трудно, практически невозможно победить. Кирибеевич почувствовал это в бою и потерпел поражение) Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова. Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде». Степан Парамонович готов насмерть биться за «святую правду-матушку». Выходя на поединок Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!». - А теперь вернёмся к проблемному вопросу нашего урока «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?» (У Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды на Закон. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика волей-вольною» должно было быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.)
3)Рефлексия

4) Самооценка
- Оцените свою работу на уроке, подумайте о вашем вкладе в урок. (учащиеся оценивают себя, обосновывая свою оценку)
4. Подведение итогов урока
- Действие поэмы происходит в 16 веке, само произведение написано в 19 столетии. Почему его интересно читать нам в 21 веке? (Лермонтов рассматривает проблемы, которые существуют и в наше время. Это отношения между мужем и женой - Какие нравственные уроки вам преподал М.Ю. Лермонтов в своём произведении?
Домашнее задание (по выбору учащихся)
1.Написать сочинение – рассуждение «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»
2. Нарисовать костюмы декорации, подобрать музыку к спектаклю «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 3. Сложность и противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни фильма, снятого по ней, почти не ставятся спектакли. Хотя известно, что в 1908 году сняли чёрно – белый немой фильм, но и он был утерян. Очень интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению. Представим, что вы режиссёр театра, готовите постановку спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на роль купца. На что вы обратите особое внимание (как должен выглядеть актёр, как себя вести, разговаривать, какую черту в характере следует подчеркнуть).

Список литературы, используемой при подготовке к уроку :
С.А. Андреев-Кривич. Всеведенье поэта. Изд-во «Советская Россия», М., 1973. Ельцова О. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007. Есин А. Б. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 1995. Золотарёва И. В., Егорова Н. В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007. Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997. Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 1996. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. Лебедева А.А. К истории кулачных боёв // « Русская старина», 1913г. № 6,7 М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост А.А. Шагалов. М., «Просвещение». 1976. Лермонтовская энциклопедия. М. , 1981 ОжеговС.И. Словарь русского языка. М., 1985 Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. Ч. 1. А – Л. – М.: Просвещение, 1990.

1.

Характеристика Кирибеевича:
1.
«Удалой боец, буйный молодец».
(Кирибеевич — царский опричник, он знатного рода, боярский сын. «А из роду ты ведь Скуратовых и семьею вскормлен Малютиной».) 2.
Способность чувствовать красоту и восхищаться ею.
(Молодой опричник покорен красотой Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова. Чувство любви делает его одиноким и потерянным в мире грубой силы. Пылкость характера и молодость приводят к неумению управлять своими чувствами, а положение царского опричника — к вседозволенности, к нарушению норм морали.) 3.
Кирибеевич — «лукавый раб».
(Так называет своего героя Лермонтов. Смелый воин перед царем остается рабом, не посмевшим сказать ему правды о том, что его возлюбленная — замужняя женщина. Жесткие законы «Домостроя» заставляют его хитрить перед царем, нарушать общественные устои).
2.

Характеристика купца Калашникова:

1.

«...Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович».
2.
Калашников — сын своего времени.
(Воспитанный по законам сурового времени, Калашников чувствует себя полноправным хозяином в доме, требует порядка и подчинения. Не зная еще о том, что случилось с женой, он грозит запереть ее «за железный замок, за дубовую дверь».) 3.
Степан Парамонович — защитник чести своей семьи.
(Узнав о поступке Кирибеевича, он решает «биться насмерть, до последних сил» с обидчиком. Он идет биться «за правду-матушку», как он ее понимает, за честь своего рода и семьи.)


В раздел образования