Использование эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста.
Автор: Живанкина Евгения Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Котовский детский сад "Облачко" Населённый пункт: Белгородская область, Старооскольский городской округ, с. Котово Наименование материала: Статья Тема: Использование эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста. Раздел: дошкольное образование
Использование эффективных методов развития вокально-хоровых
навыков детей младшего возраста.
Актуальность моего исследования заключается в том, что:
- за последние несколько лет по сравнению с 90-ми годами возрос интерес
к хоровому пению. Хор стал играть большую роль даже в современной музыке.
- возросло внимание Правительства Белгородской области к хоровому
и с ку с с т ву
и
к
п р и о б щ е н и ю
д е т е й
к
хо р о вому
п е н и ю,
ка к
в
общеобразовательных учреждениях, так и
в учреждениях дополнительного
образования.
-
существующие
методики
хорового
воспитания
детей
постоянно
обновляются.
И
проблемой
нашего
исследования
является
изучение
существующих методик и выявление наиболее эффективных методов развития
вокально-хоровых
навыков
детей
младшего
хора
в
учреждениях
дополнительного образования.
Ц е л ь исследования:
выявить
комплекс
эффективных
методов,
способствующих
развитию
вокально-хоровых
навыков
в
младшем
хоре
учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков у
детей младшего возраста.
Предмет исследования: эффективные методы развития вокально-хоровых
навыков у детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать музыкально-педагогическую литературу по методике
развития вокально-хоровых навыков детей;
2. раскрыть возрастные особенности детей младшего возраста;
3. рассмотреть
роль
хорового
кружка
в
системе
дополнительного
образования;
4. определить конкретную последовательность развития вокально-
хоровых навыков в начальный период обучения;
5. разработать
комплекс
применения
эффективных
методов
развития
вокально-хоровых навыков детей младшего возраста;
6. провести
опытно-экспериментальную
работу
по
применению
эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей в младшем
хоре;
7. Проследить
динамику
развития
вокально-хоровых
навыков
детей
в
младшем хоровом коллективе.
В работе мы использовали следующие методы исследования :
1. теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы;
2. обобщение
педагогического
опыта,
направленного
на
развитие
навыков хорового пения в младшем хоре;
3. обобщение
собственного
опыта
работы
с
детским
хором
в
рамках
поставленной проблемы;
4. экспериментальное
изучение
эффективных
методов
развития
вокально-хоровых навыков у детей младшего возраста в процессе хоровой
деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключалась в выявлении
комплекса упражнений, обеспечивающих эффективную
работу по развитию
вокально-хоровых навыков и использование их в детском хоровом коллективе.
В
1
главе
на
теоретическом
уровне
мы
решаем
проблему
основ
организации работы хора. Для этого мы изучили:
- роль педагогов-новаторов в становлении и развитии хорового пения в
России,
- хоровой кружок в учреждении дополнительного образования как одна из
форм работы по вокально-хоровому воспитанию детей,
- мы рассмотрели возрастные особенности детей младшего возраста, и
само понятие вокально-хоровых навыков.
Проанализировав,
наследие педагогов-новаторов и учитывая их роль в
становлении
и
развитии
хорового
пения
в
России,
мы
делаем
следующие
выводы:
Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. В конце 19
века
педагогами
предавалось
большое
значение
умению
естественно
и
правдиво передавать в интонации смысл и характер человеческих чувств и
переживаний. Большой вклад в развитие вокально-хоровой педагогики внесли
такие
педагоги
как:
Степан
Васильевич
Смоленский,
Алексей
Николаевич
Карасёв, Александр Леонтьевич Маслов.
В наше время проблеме развития вокально-хоровых навыков детей
младшего возраста уделяется большое внимание. Эта тема подробно
рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г.
Дмитриева, В.М. Никитина, Л.Б. Безбородова,
Далее нами рассмотрена одна из форм работы по вокально-хоровому
воспитанию
детей
в
учреждении
дополнительного
образования
-
хоровой
кружок.
Кружок
–
традиционная
форма
добровольного
объединения
детей
в
системе
дополнительного
образования,
расширяющая
и
углубляющая
предметные знания, приобщающая детей к разнообразным видам деятельности
и расширяющая коммуникативный опыт.
Хоровой
кружок
служит
одним
из
важнейших
факторов
развития
вокально-хоровых
навыков,
необходимых
для
овладения
хоровым
исполнительским искусством.
Основные задачи организации работы хорового кружка:
-
Образовательные:
постановка
голоса,
развитие
вокально-хоровых
навыков, знакомство с хоровым репертуаром.
-
Воспитательные:
воспитание
вокального
слуха,
организованности,
внимания.
-
Развивающие:
развитие
музыкальных
способностей
детей
и
потребности в хоровом пении, а так же развитие навыков эмоционального,
выразительно пения.
Каждый
педагог,
прежде
чем,
заниматься
отработкой
тех
или
иных
навыков вокально-хорового пения, должен знать возрастные особенности детей.
Мы выявили основные возрастные особенности детей младшего возраста (6-10
лет).
Основными из них являются:
-
быстрая утомляемость, в связи с преобладанием возбуждения над
торможением, следовательно, рассеянность внимания, следовательно основным
видом деятельности в этом возрасте является игра, это мы должны учитывать в
своей работе (Смена пев установки, и смена вида деятельности)
-
высокое
певческое
дыхание
(ключичное),
из-за слабого
развития
диафрагмы, грудных и межреберных мышц;
-
малый диапазон голоса (до 1- си 1), короткие и тонкие голосовые
связки, малой ёмкости лёгкие.
Понятия вокально-хоровых навыков лежат в основе выразительного
пения, формирования слуха и голоса. К ним относится:
- певческая установка;
- певческое дыхание и опора звука;
- метроритрмическое чувство;
- чистота интонирования;
- звукообразование;
-- артикуляция;
- дикция;
- строй, ансамбль.
Таким образом, из всего выше сказанного следует:
- Хоровое пение являлось и является основным видом деятельности в
учреждениях дополнительного образования.
-
Опора
на
методики
развития
вокально-хоровых
навыков
ведущих
педагогов-новаторов
помогает
и
в
наши
дни
правильно
выстраивать
эффективную работу развития вокально-хоровых навыков обучающихся.
- Хоровой кружок занимает важное место в системе музыкального во-
спитания и дополнительного образования детей.
- Знание возрастных особенностей детей младшего возраста позволяет
педагогу грамотно выстроить работу по развитию вокально-хоровых навыков и
охране детского голоса.
-
Знания
вокально-хоровых
навыков
это
теоретическая
база
для
составления
комплекса
эффективных
методов
развития
вокально-хоровых
навыков детей в младшем хоре.
В
практической
части
нашего
исследования Развитие
вокально-
хоровых навыков при работе с младшим хором мы собрали сведения
о
наиболее эффективных методах развития вокально-хоровых навыков и
опробовали их в хоровом коллективе младшего возраста.
Поскольку
хоровое
пение
-
наиболее
эффективная,
доступная
и
действенная
форма
музыкального
воспитания,
оно подразумевает
развитие
вокально-хоровых
навыков,
создание
приятной
атмосферы
в
коллективе
и
тесное сотрудничество преподавателя с участниками хорового коллектива.
Мы систематизировали и охарактеризовали наиболее эффективные,
на наш взгляд, методы и приемы развития вокально-хоровых
навыков у
детей младшего возраста.
Таковыми являются:
1.
методы
развития
правильного
певческого
дыхания:
дыхательная
гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой и работа по алгоритму
Дмитрия Ерофеевича Огороднова;
2.
методы
развития
слуха
и
голоса:
алгоритмизация
Дмитрия
Ерофеевича Огороднова.
3.
методы развития артикуляции: алгоритм и выразительное чтение
стихов детьми на занятии;
4.
методы
развития
чистого
высокогопозиционного
(резонаторного)
звука,
расширение
диапазона:
фонопедические
упражнения
Виктора
Владимировича Емельянова;
5.
методы
развития
метроритмического
чувства:
метроритмические
упражнения (работа с антонимами) Дмитрия Ерофеевича Огороднова;
6.
методы развития ладового чувства - ладо-вокальные жесты Дмитрия
Ерофеевича Огороднова.
Все перечисленные методы предполагают развитие навыков через игру,
что является актуальным в этом возрасте.
В
практической
части
исследования,
в
хоровом
коллективе
детей
младшего
возраста
учреждения
дополнительного
образования
функционирующего на базе «СОШ № 28» г.
Старый Оскол мы опробовали,
выявленные нами, эффективные методы развития вокально-хоровых навыков
детей.
На
первоначальном
этапе
мы
провели
входное
диагностирование
и
выяснили, что участники хорового коллектива имеют средний и низкий уровни
музыкальной культуры, а именно:
- быстрая утомляемость и нарушение певческой установки;
- высокое певческое дыхание (ключичное);
- малый диапазон голоса (до 1- си 1);
- вялая артикуляция
- недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и
ритмического чувства;
- отсутствие ансамблевого строя.
С помощью эффективных методов и приемов формирования вокально-
хоровых навыков детей, мы смогли добиться хороших результатов в освоении
вокально-хоровых
навыков
в
кратчайшие
сроки.
Мы
добились
следующих
результатов:
Певческая установка - на начальном этапе не у всех была правильная, но
после ряда занятий многие участники стали понимать
и исправлять свои
ошибки;
Дыхание – дети были напряжены, и дыхание было ключичным, после
ряда
занятий
напряжение
стало
спадать,
дыхание
стало
более
ровным
и
спокойным с преобладанием грудного дыхания;
Звукообразование – превалировала придыхательная атака, от этого вялый
звук и не точная интонация, после ряда занятий стала преобладать мягкая атака,
интонация укрепилась и стала точнее;
Артикуляция активизировалась и дикция стала наиболее разборчивая;
В
приложении
представлены
диагностические
таблицы,
входные
и
итоговые, а так же показана результативность в виде диаграмм.
Таким
образом,
рассмотрев
вопрос
развития
вокально-хоровых
навыков при работе с младшим хором, мы сделали следующие выводы:
Опираясь на теоретическую основу знаний в области развития вокально-
хоровых навыков детей в младшем хоре, можно достичь хороших результатов
при условии систематичности занятий с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Чтобы
работа
по
развитию
вокально-хоровых
навыков
с
младшим
хоровым коллективом была наиболее эффективна, необходимо проводить её в
игровой форме, так как у детей данного возраста главным видом деятельности
является игра, применяя методики следующих педагогов:
Александры Николаевны Стрельниковой
Дмитрия Ерофеевича Огороднова
Виктора Владимировича Емельянова.
Заключение
Таким
образом,
исследовав
тему Использование
эффективных
методов
развития
вокально-хоровых
навыков
детей
младшего
хора
в
учреждениях
дополнительного
образования,
м ы
выявили
эффективные
методы, способствующие развитию вокально-хоровых навыков детей младшего
возраста:
В
результате
исследования
научно-методических
трудов
ряда
выдающихся педагогов – музыкантов, обобщения музыкально-педагогического
опыта и собственных наблюдений в процессе производственной практики мы
пришли к следующим выводам:
-
продуманная
последовательность
в
построении
процесса
обучения
хоровому
пению
на
начальном
этапе,
детальная
разработка
и
применение
эффективных методов, способствуют развитию устойчивых вокально-хоровых
навыков у обучающихся;
- использование комплекса эффективных методов способствует развитию
основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования слухового
внимания, активности и сознательности;
-
развитие
вокально-хоровых
навыков
на
занятиях
младшего
хора
происходит наиболее эффективно, когда певческое обучение осуществляется
систематически, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- сформированные вокально-хоровые навыки, являются важным условием
дальнейшего совершенствования вокально-хорового развития детей.
Мы
наглядно
убедились,
что
выбранные
нами
эффективные
методы
развития
вокально-хоровых
навыков
помогают
детям
освоить
и
правильно
использовать свои вокально-хоровые способности. Большинство детей стали
быстрее ориентироваться в трудных проблемных певческих ситуациях и искать
возможные решения в исправлении своих ошибок, используя вокально-хоровые
упражнения для развития навыков и свой небольшой исполнительский опыт.