Напоминание

Использование эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста.


Автор: Живанкина Евгения Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Котовский детский сад "Облачко"
Населённый пункт: Белгородская область, Старооскольский городской округ, с. Котово
Наименование материала: Статья
Тема: Использование эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование эффективных методов развития вокально-хоровых

навыков детей младшего возраста.

Актуальность
моего исследования заключается в том, что:
-
за последние несколько лет по сравнению с 90-ми годами возрос интерес к хоровому пению. Хор стал играть большую роль даже в современной музыке. - возросло внимание Правительства Белгородской области к хоровому и с ку с с т ву и к п р и о б щ е н и ю д е т е й к хо р о вому п е н и ю, ка к в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. - существующие методики хорового воспитания детей постоянно обновляются. И проблемой нашего исследования является изучение существующих методик и выявление наиболее эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего хора в учреждениях дополнительного образования.
Ц е л ь
исследования: выявить комплекс эффективных методов, способствующих развитию вокально-хоровых навыков в младшем хоре учреждения дополнительного образования.
Объект
исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков у детей младшего возраста.
Предмет
исследования: эффективные методы развития вокально-хоровых навыков у детей младшего возраста.
Задачи
исследования: 1. проанализировать музыкально-педагогическую литературу по методике развития вокально-хоровых навыков детей; 2. раскрыть возрастные особенности детей младшего возраста; 3. рассмотреть роль хорового кружка в системе дополнительного образования; 4. определить конкретную последовательность развития вокально- хоровых навыков в начальный период обучения; 5. разработать комплекс применения эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста; 6. провести опытно-экспериментальную работу по применению эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей в младшем хоре; 7. Проследить динамику развития вокально-хоровых навыков детей в младшем хоровом коллективе. В работе мы использовали следующие
методы исследования
: 1. теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы; 2. обобщение педагогического опыта, направленного на развитие навыков хорового пения в младшем хоре; 3. обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы;
4. экспериментальное изучение эффективных методов развития вокально-хоровых навыков у детей младшего возраста в процессе хоровой деятельности. Практическая значимость нашего исследования заключалась в выявлении комплекса упражнений, обеспечивающих эффективную работу по развитию вокально-хоровых навыков и использование их в детском хоровом коллективе. В 1 главе на теоретическом уровне мы решаем проблему основ организации работы хора. Для этого мы изучили: - роль педагогов-новаторов в становлении и развитии хорового пения в России, - хоровой кружок в учреждении дополнительного образования как одна из форм работы по вокально-хоровому воспитанию детей, - мы рассмотрели возрастные особенности детей младшего возраста, и само понятие вокально-хоровых навыков. Проанализировав, наследие педагогов-новаторов и учитывая их роль в становлении и развитии хорового пения в России, мы делаем следующие выводы: Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. В конце 19 века педагогами предавалось большое значение умению естественно и правдиво передавать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний. Большой вклад в развитие вокально-хоровой педагогики внесли такие педагоги как: Степан Васильевич Смоленский, Алексей Николаевич Карасёв, Александр Леонтьевич Маслов. В наше время проблеме развития вокально-хоровых навыков детей младшего возраста уделяется большое внимание. Эта тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, В.М. Никитина, Л.Б. Безбородова, Далее нами рассмотрена одна из форм работы по вокально-хоровому воспитанию детей в учреждении дополнительного образования - хоровой кружок. Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт. Хоровой кружок служит одним из важнейших факторов развития вокально-хоровых навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Основные задачи организации работы хорового кружка: - Образовательные: постановка голоса, развитие вокально-хоровых навыков, знакомство с хоровым репертуаром. - Воспитательные: воспитание вокального слуха, организованности, внимания.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности в хоровом пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения. Каждый педагог, прежде чем, заниматься отработкой тех или иных навыков вокально-хорового пения, должен знать возрастные особенности детей. Мы выявили основные возрастные особенности детей младшего возраста (6-10 лет). Основными из них являются: - быстрая утомляемость, в связи с преобладанием возбуждения над торможением, следовательно, рассеянность внимания, следовательно основным видом деятельности в этом возрасте является игра, это мы должны учитывать в своей работе (Смена пев установки, и смена вида деятельности) - высокое певческое дыхание (ключичное), из-за слабого развития диафрагмы, грудных и межреберных мышц; - малый диапазон голоса (до 1- си 1), короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие. Понятия вокально-хоровых навыков лежат в основе выразительного пения, формирования слуха и голоса. К ним относится:
- певческая установка;

- певческое дыхание и опора звука;

- метроритрмическое чувство;

- чистота интонирования;

- звукообразование;

-- артикуляция;

- дикция;

- строй, ансамбль.
Таким образом, из всего выше сказанного следует: - Хоровое пение являлось и является основным видом деятельности в учреждениях дополнительного образования. - Опора на методики развития вокально-хоровых навыков ведущих педагогов-новаторов помогает и в наши дни правильно выстраивать эффективную работу развития вокально-хоровых навыков обучающихся. - Хоровой кружок занимает важное место в системе музыкального во- спитания и дополнительного образования детей. - Знание возрастных особенностей детей младшего возраста позволяет педагогу грамотно выстроить работу по развитию вокально-хоровых навыков и охране детского голоса. - Знания вокально-хоровых навыков это теоретическая база для составления комплекса эффективных методов развития вокально-хоровых навыков детей в младшем хоре. В практической части нашего исследования
Развитие

вокально-

хоровых навыков при работе с младшим хором мы собрали сведения

о


наиболее эффективных методах развития вокально-хоровых навыков и

опробовали их в хоровом коллективе младшего возраста.
Поскольку хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания, оно подразумевает развитие вокально-хоровых навыков, создание приятной атмосферы в коллективе и тесное сотрудничество преподавателя с участниками хорового коллектива.
Мы систематизировали и охарактеризовали наиболее эффективные,

на наш взгляд, методы и приемы развития вокально-хоровых

навыков у

детей младшего возраста.
Таковыми являются: 1. методы развития правильного певческого дыхания: дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой и работа по алгоритму Дмитрия Ерофеевича Огороднова; 2. методы развития слуха и голоса: алгоритмизация Дмитрия Ерофеевича Огороднова. 3. методы развития артикуляции: алгоритм и выразительное чтение стихов детьми на занятии; 4. методы развития чистого высокогопозиционного (резонаторного) звука, расширение диапазона: фонопедические упражнения Виктора Владимировича Емельянова; 5. методы развития метроритмического чувства: метроритмические упражнения (работа с антонимами) Дмитрия Ерофеевича Огороднова; 6. методы развития ладового чувства - ладо-вокальные жесты Дмитрия Ерофеевича Огороднова. Все перечисленные методы предполагают развитие навыков через игру, что является актуальным в этом возрасте. В практической части исследования, в хоровом коллективе детей младшего возраста учреждения дополнительного образования функционирующего на базе «СОШ № 28» г. Старый Оскол мы опробовали, выявленные нами, эффективные методы развития вокально-хоровых навыков детей. На первоначальном этапе мы провели входное диагностирование и выяснили, что участники хорового коллектива имеют средний и низкий уровни музыкальной культуры, а именно: - быстрая утомляемость и нарушение певческой установки; - высокое певческое дыхание (ключичное); - малый диапазон голоса (до 1- си 1); - вялая артикуляция - недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства; - отсутствие ансамблевого строя. С помощью эффективных методов и приемов формирования вокально- хоровых навыков детей, мы смогли добиться хороших результатов в освоении вокально-хоровых навыков в кратчайшие сроки. Мы добились следующих результатов:
Певческая установка - на начальном этапе не у всех была правильная, но после ряда занятий многие участники стали понимать и исправлять свои ошибки; Дыхание – дети были напряжены, и дыхание было ключичным, после ряда занятий напряжение стало спадать, дыхание стало более ровным и спокойным с преобладанием грудного дыхания; Звукообразование – превалировала придыхательная атака, от этого вялый звук и не точная интонация, после ряда занятий стала преобладать мягкая атака, интонация укрепилась и стала точнее; Артикуляция активизировалась и дикция стала наиболее разборчивая; В приложении представлены диагностические таблицы, входные и итоговые, а так же показана результативность в виде диаграмм.
Таким

образом,

рассмотрев

вопрос

развития

вокально-хоровых

навыков при работе с младшим хором, мы сделали следующие выводы:
Опираясь на теоретическую основу знаний в области развития вокально- хоровых навыков детей в младшем хоре, можно достичь хороших результатов при условии систематичности занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чтобы работа по развитию вокально-хоровых навыков с младшим хоровым коллективом была наиболее эффективна, необходимо проводить её в игровой форме, так как у детей данного возраста главным видом деятельности является игра, применяя методики следующих педагогов: Александры Николаевны Стрельниковой Дмитрия Ерофеевича Огороднова Виктора Владимировича Емельянова.
Заключение
Таким образом, исследовав тему
Использование

эффективных

методов

развития

вокально-хоровых

навыков

детей

младшего

хора

в

учреждениях

дополнительного

образования,

м
ы выявили эффективные методы, способствующие развитию вокально-хоровых навыков детей младшего возраста: В результате исследования научно-методических трудов ряда выдающихся педагогов – музыкантов, обобщения музыкально-педагогического опыта и собственных наблюдений в процессе производственной практики мы пришли к следующим выводам: - продуманная последовательность в построении процесса обучения хоровому пению на начальном этапе, детальная разработка и применение эффективных методов, способствуют развитию устойчивых вокально-хоровых навыков у обучающихся; - использование комплекса эффективных методов способствует развитию основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования слухового внимания, активности и сознательности;
- развитие вокально-хоровых навыков на занятиях младшего хора происходит наиболее эффективно, когда певческое обучение осуществляется систематически, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. - сформированные вокально-хоровые навыки, являются важным условием дальнейшего совершенствования вокально-хорового развития детей. Мы наглядно убедились, что выбранные нами эффективные методы развития вокально-хоровых навыков помогают детям освоить и правильно использовать свои вокально-хоровые способности. Большинство детей стали быстрее ориентироваться в трудных проблемных певческих ситуациях и искать возможные решения в исправлении своих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития навыков и свой небольшой исполнительский опыт.


В раздел образования