Напоминание

Опыт проведния тематических недль, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников.


Автор: Васильева Альбина Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 36 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Солнечногорск, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Опыт проведния тематических недль, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»»

Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей,

как аспект гендерного воспитания дошкольников



Статью подготовили:

Заведующий МБДОУ №36 Панишева Л.М.,

Зам. заведующего по УВР МБДОУ №36Румянцева И.Ю.,

Воспитатель старшей группы МБДОУ №36 Васильева А.И.





Солнечногорск 2014

Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей,

как аспект гендерного воспитания дошкольников
1
Все мы люди, людям свойственно общаться. Часто предметом разговора становятся наши замечательные дети, и вот тогда от родителей мы слышим разные высказывания: «почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек?» В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной идентичности – одна из задач, стоящих перед современными педагогами. Известно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу: как мальчикам, так и девочкам и тем самым способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Для достижения высоких результатов в области дошкольного образования, актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учётом этих различий. Хочется отметить, что в наши дни семья по – прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей. Поэтому неотъемлемой частью работы воспитателей в детском саду по гендерному воспитанию является доверительное и умелое взаимодействие с родителями. Наш детский сад «Золотой ключик» уже 4-й год работает по данному направлению, ищет новые формы и подходы вовлечения родителей в эту интересную, ещё новую систему воспитания детей дошкольников. Хочется более подробно рассказать об одной из форм такой работы: проведение тематических недель посвящённых профессиям родителей, в аспекте гендерного воспитания дошкольников. Эта форма работы не является для нас новой, так как тематические недели в детском саду проводятся регулярно, уже на протяжении многих лет. Новым стало её направление - нацеливание родителей именно на гендерный аспект. Для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателя, родителей, специалистов ДОУ и их тесный контакт. Поэтому важно планировать заранее такие мероприятия, предусматривая всю работу в течение недели, учитывая при этом интересы и индивидуальные особенности детей. Свою работу мы начали с проведения индивидуальных бесед с родителями. Также проводились родительские собрания по проблемам гендерного воспитания 2
дошкольников. Родители принимали участие в образовательных процессах, психологических тренингах, практикумах по изготовлению игр профессионально- гендерной направленности. Тематику мероприятий мы старались подбирать, основываясь на интересы и возможности родителей и детей, которые были определённы в результате заранее проведённого опроса и анкетирования. Вот некоторые из них: «Мужские и женские профессии», «Назови самую смелую профессию», «Самая добрая профессия», «Что будет, если… на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.», «Автозавод», «Салон красоты» и др. Предваряя тематическую неделю, нами был проведён круглый стол. Мы познакомили родителей с задумками по проведению недели «Все работы хороши, выбирай на вкус!», с мероприятиями (беседы, экскурсии, презентации), которые мы запланировали провести в течение этой недели. Определились с родителями- представителями разных профессий, непосредственными участниками недели, предоставили возможность подискутировать и поделиться своим опытом и мыслями о роли профессий в гендерном воспитанию дошкольников. Наша традиционная газета «Горошинки», которую мы оформляем при активном участием наших родителей, тоже стала одной из форм подготовительной работы. Родители активно включились в работу, написали статьи о своих профессиях, о том, как они знакомят своих малышей с ними, помечтали: высказали свои мысли о том кем и какими видят своих детей в будущем, что будут делать для достижения и свершения этих целей. И нам очень приятно было видеть и понимать, что в их аргументах и разъяснениях прослеживается гендерный аспект. Родители девочек видят своих дочек хореографами, бухгалтерами, моделями, воспитателями, врачами, модельерами, психологами. Родители мальчиков –видят своих детей к профессиям, требующим мужской силы, воли – военные, пожарные, спасатели, кинооператоры, лётчики. Ещё одной из форм работы знакомства с профессиями родителей стала подготовка наглядной информации для родителей и красочного объявления о предстоящей неделе. 3
В план работы тематической недели мы включили следующие формы работы с участием родителей. - Проведение непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, бесед, целевых прогулок по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с профессиями; - просмотр презентаций о профессиях; 4
Дорогие наши, мамочки и папочки!

«Все работы хороши – выбирай на

вкус!»
Наш детский сад построили строители Врачи нас лечат, повара нас кормят Танцуют с нами и поют музыкальные руководители А логопед красиво говорить нас учит Играть, лепить, считать и рисовать Нам помогает наш любимый воспитатель А вы, дорогие наши родители! О своих профессиях рассказать нам, не хотите ли? Мы ждём вас в понедельник С самого утра!!! До встречи! Ваша детвора.
Мы очень рады будем видеть Вас в

роли участников нашей

тематической недели, посвящённой

знакомству с профессиями наших пап

и мам!!!

- проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр в НОД и в самостоятельной и совместной деятельности, на прогулке; - приобретение и изготовление воспитателями совместно с детьми необходимых атрибутов, инструментов, предметов с учётом гендерной направленности - для знакомства и закрепления знаний детей о профессиях, обыгрывание их в играх; - чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями и акцентирование внимания на их особенностях; - отгадывание загадок о профессиях, атрибутах профессий; - заучивание стихотворений о профессиях; - знакомство с пословицами и поговорками о труде. Мы понимаем, что в современном обществе мужчины и женщины могут заменять друг друга почти во всех сферах деятельности. И нам было не просто найти среди родителей поистине те профессии, которые чётко выражают гендерную принадлежность. У Алины Литковой папа работает пожарным. Он частый гость в детском саду. Во время проведения нашей тематической недели папа Алины пригласил всю группу в пожарную часть №26 г. Солнечногорска на экскурсию. Дети изучали ежедневный быт обыкновенного пожарного. Смена длится сутки. Поэтому пожарные должны иметь возможность отдыха. Для этого в части создана комната отдыха, в которой стоят удобные диваны и большой телевизор. Ребята узнали, что служба пожарных очень сложная и опасная, требующая крепкого здоровья, силы и ловкости. 5
Нужно отметить, что после таких ярких и запоминающихся встреч очень приятно наблюдать за нашими мальчишками, которые преображаются, как будто становятся взрослее, собраннее. Чувствуется гордость за своих отцов и желание быть похожими на них. А так же наши мальчишки предпочтение отдают дидактическим и сюжетно- ролевым играм, связанным с техникой и атрибутикой. Эти игры мы подготовили для них, специально с этой целью. В течение проведённой нами недели ребята познакомились с профессиями своих мам и пап: фармацевта, врача и медсестры детской поликлиники, тренера спортивной школы, военного, учителя, инспектора ГБДД. А также побывали на экскурсиях в аптеке и военной части. Хорошим примером стремления к правильному с точки зрения гендерного аспекта выбору своего будущего стала встреча со старшей сестрой Степана Красова Дарьей. Она ещё ученица 11 класса, но в будущем хочет стать тренером по женской гимнастике. Даша с удовольствием поделилась с детьми своими успехами – показала свои выступления в разных странах. Рассказала, как она добилась такого успеха. Наши девочки уже в группе мечтают стать такими же, как Даша. После с знакомства с профессиями родителей наши ребята с большим удовольствием перевоплощались в настоящих докторов, водителей, поваров, военных, провизоров.. Это очень ярко прослеживалось в самостоятельно организуемых ими сюжетно-ролевых играх, поведении…им очень хочется быть взрослыми и похожими, девочкам - на своих мам, а мальчикам - на пап. Готовя и проводя неделю «Все работы хороши – выбирай на вкус» с точки зрения гендерного аспекта хорошим подспорьем нам послужили дидактические игры, изготовленные и приобретённые нашими родителями и педагогами. Они очень 6
активно откликнулись на наше предложение и в результате у нас появились игры, которые мы используем в своей работе по гендерной социализации наших воспитанников.(«Кокетка», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Салон красоты», «Дом профессий», «Военная техника» и т. д.) А завершить неделю знакомства с профессиями мы решили очень символично, праздником семьи. Ведь несмотря на то, что все мы рано или поздно приобретаем разные профессии - профессия быть достойными «Мамой» и «Папой» остаётся всегда актуальной и необходимой. Главными действующими лицами на этом празднике были мама и папа нашего воспитанника Алёши Луканова. Они рассказали детям о своей семье, про своих 4-х детях, о сложившихся традициях и празниках своей семьи, поделились секретом добрых и уважительных отношений со своими близкими. А так же поиграли с нашими ребятами. Тематическая неделя по ознакомлению с профессиями родителей прошла очень интересно. У детей вырос интерес к труду своих самых близких людей. Наши малыши узнали много интересного и полезного о мужских и женских профессиях. Дети испытывали гордость за своих родителей. А родители стали ещё на чуточку ближе к своим детям. Итак, в данном случае целью недели «Все работы хороши, выбирай на вкус!» – являлось обогащение представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели).Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие 7
проявлять отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф). Так же хочется отметить, что данный опыт подачи материала по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус!» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий,в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе. 8

Литература
1. Е. А. Алябьева Воспитание культуры поведения у детей 5 -7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. 2. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. / Сост. Т. Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с. 3. Как воспитывать девочек и мальчиков 3 – 4 лет. Доронова Т. Н., Симонова Н. Ю., Цапенко М.М. центр «Школьная книга» 2010 г. 4. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Татаринцева Н. Е. 9


В раздел образования