Опыт проведния тематических недль, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников.
Автор: Васильева Альбина Ивановна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 36 "Золотой ключик" Населённый пункт: город Солнечногорск, Московской области Наименование материала: статья Тема: Опыт проведния тематических недль, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»»
Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей,
как аспект гендерного воспитания дошкольников
Статью подготовили:
Заведующий МБДОУ №36 Панишева Л.М.,
Зам. заведующего по УВР МБДОУ №36Румянцева И.Ю.,
Воспитатель старшей группы МБДОУ №36 Васильева А.И.
Солнечногорск 2014
Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей,
как аспект гендерного воспитания дошкольников
1
Все
мы
люди,
людям
свойственно
общаться.
Часто
предметом
разговора
становятся наши замечательные дети, и вот тогда от родителей мы слышим разные
высказывания:
«почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они
делятся на …мальчиков и девочек?»
В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход
в
воспитании».
В
связи
с
новыми
требованиями
к
образовательной
программе
формирование гендерной идентичности – одна из задач, стоящих перед современными
педагогами.
Известно, что одним из определяющих индексов развития образования является
индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит
пользу:
как
мальчикам,
так
и
девочкам
и
тем
самым
способствует
развитию
равноправных
отношений
между
мужчинами
и
женщинами.
Для
достижения
высоких
результатов
в
области
дошкольного
образования,
актуальным
является
разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания
девочек и мальчиков с учётом этих различий.
Хочется отметить, что в наши дни семья по – прежнему остаётся важнейшим
институтом социализации дошкольников. Потенциал семьи в формировании личности
девочек
и
мальчиков
дошкольного
возраста
безграничен.
Именно
родители,
эмоционально
и
духовно
близкие
девочкам
и
мальчикам
люди,
имеют
непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого
ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Поэтому
неотъемлемой
частью
работы
воспитателей
в
детском
саду
по
гендерному
воспитанию
является
доверительное
и
умелое
взаимодействие
с
родителями.
Наш детский сад «Золотой ключик» уже 4-й год работает по данному направлению,
ищет новые формы и подходы вовлечения родителей в эту интересную, ещё новую
систему воспитания детей дошкольников.
Хочется более подробно рассказать об одной из форм такой работы: проведение
тематических
недель
посвящённых
профессиям
родителей,
в
аспекте
гендерного
воспитания дошкольников. Эта форма работы не является для нас новой, так как
тематические недели в детском саду проводятся регулярно, уже на протяжении многих
лет.
Новым стало её направление -
нацеливание родителей именно на гендерный
аспект.
Для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная
система подготовки воспитателя, родителей, специалистов ДОУ и их тесный контакт.
Поэтому важно планировать заранее такие мероприятия, предусматривая всю работу в
течение недели, учитывая при этом интересы и индивидуальные особенности детей.
Свою работу мы начали с проведения индивидуальных бесед с родителями.
Также проводились родительские собрания по проблемам
гендерного воспитания
2
дошкольников.
Родители
принимали
участие
в
образовательных
процессах,
психологических
тренингах,
практикумах
по
изготовлению
игр
профессионально-
гендерной направленности.
Тематику мероприятий мы старались подбирать,
основываясь на интересы и
возможности родителей и детей, которые были определённы в результате заранее
проведённого опроса и анкетирования. Вот некоторые из них: «Мужские и женские
профессии», «Назови самую смелую профессию», «Самая добрая профессия», «Что
будет,
если…
на
Земле
не
будет
мужчин,
мам,
останутся
одни
дети
и
т.
п.»,
«Автозавод», «Салон красоты» и др.
Предваряя
тематическую
неделю,
нами
был
проведён
круглый
стол.
Мы
познакомили родителей с задумками по проведению недели «Все работы хороши,
выбирай на вкус!», с мероприятиями (беседы, экскурсии, презентации), которые мы
запланировали
провести в течение этой недели.
Определились с родителями-
представителями
разных
профессий,
непосредственными
участниками
недели,
предоставили возможность подискутировать и поделиться своим опытом и мыслями о
роли профессий в гендерном воспитанию дошкольников.
Наша традиционная газета «Горошинки», которую мы оформляем при активном
участием наших родителей, тоже стала одной из форм подготовительной работы.
Родители активно включились в работу, написали статьи о своих профессиях, о том,
как они знакомят своих малышей с ними, помечтали: высказали свои мысли о том
кем
и какими видят своих детей в будущем,
что будут делать для достижения и
свершения этих целей. И нам очень приятно было видеть и понимать, что в их
аргументах и разъяснениях
прослеживается
гендерный аспект. Родители девочек
видят своих дочек хореографами, бухгалтерами, моделями, воспитателями, врачами,
модельерами, психологами. Родители мальчиков –видят своих детей к профессиям,
требующим
мужской силы, воли – военные, пожарные, спасатели, кинооператоры,
лётчики.
Ещё
одной
из
форм
работы
знакомства
с
профессиями
родителей
стала
подготовка наглядной информации для родителей
и
красочного объявления о
предстоящей неделе.
3
В план работы тематической недели мы включили следующие формы работы с
участием родителей.
-
Проведение
непосредственно-образовательной
деятельности,
экскурсий,
бесед,
целевых прогулок по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с профессиями;
- просмотр презентаций о профессиях;
4
Дорогие наши, мамочки и папочки!
«Все работы хороши – выбирай на
вкус!»
Наш детский сад построили строители
Врачи нас лечат, повара нас кормят
Танцуют с нами и поют музыкальные
руководители
А логопед красиво говорить нас учит
Играть, лепить, считать и рисовать
Нам помогает наш любимый
воспитатель
А вы, дорогие наши родители!
О своих профессиях рассказать нам, не
хотите ли?
Мы ждём вас в понедельник
С самого утра!!! До встречи!
Ваша
детвора.
Мы очень рады будем видеть Вас в
роли участников нашей
тематической недели, посвящённой
знакомству с профессиями наших пап
и мам!!!
- проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр
в НОД и в самостоятельной и
совместной деятельности, на прогулке;
-
приобретение
и
изготовление
воспитателями
совместно
с
детьми
необходимых
атрибутов, инструментов, предметов с учётом гендерной направленности
- для знакомства и закрепления знаний детей о профессиях, обыгрывание их в играх;
-
чтение
художественной
литературы
по
ознакомлению
детей
с
профессиями
и
акцентирование внимания на их особенностях;
- отгадывание загадок о профессиях, атрибутах профессий;
- заучивание стихотворений о профессиях;
- знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Мы понимаем, что в современном обществе мужчины и женщины могут
заменять друг друга почти во всех сферах деятельности. И нам было не просто найти
среди родителей поистине те профессии, которые чётко выражают гендерную
принадлежность.
У Алины Литковой папа работает пожарным. Он частый гость в детском саду.
Во время проведения нашей тематической недели папа Алины пригласил всю группу
в пожарную часть №26 г. Солнечногорска на экскурсию.
Дети изучали ежедневный быт обыкновенного пожарного. Смена длится сутки.
Поэтому пожарные должны иметь возможность отдыха. Для этого в части создана
комната отдыха, в которой стоят удобные диваны и большой телевизор. Ребята узнали,
что служба пожарных очень сложная и опасная, требующая крепкого здоровья, силы и
ловкости.
5
Нужно
отметить,
что
после
таких
ярких
и
запоминающихся
встреч
очень
приятно
наблюдать
за
нашими
мальчишками,
которые
преображаются,
как
будто
становятся взрослее, собраннее. Чувствуется гордость за своих отцов и желание быть
похожими на них. А так же наши мальчишки предпочтение отдают дидактическим и
сюжетно-
ролевым
играм,
связанным
с
техникой
и
атрибутикой.
Эти
игры
мы
подготовили для них, специально с этой целью.
В течение проведённой
нами недели ребята
познакомились с профессиями
своих мам и пап: фармацевта, врача и медсестры детской поликлиники, тренера
спортивной
школы,
военного,
учителя,
инспектора
ГБДД.
А
также
побывали
на
экскурсиях в аптеке и военной части.
Хорошим
примером
стремления
к
правильному
с
точки
зрения
гендерного
аспекта выбору своего будущего стала встреча со старшей сестрой Степана Красова
Дарьей. Она ещё ученица 11 класса, но в будущем хочет стать тренером по женской
гимнастике. Даша с удовольствием поделилась с детьми своими успехами – показала
свои выступления в разных странах. Рассказала, как она добилась такого успеха. Наши
девочки уже в группе мечтают стать такими же, как Даша.
После
с
знакомства
с
профессиями
родителей
наши
ребята
с
большим
удовольствием перевоплощались в настоящих докторов, водителей, поваров, военных,
провизоров.. Это очень ярко прослеживалось в самостоятельно организуемых ими
сюжетно-ролевых играх, поведении…им очень хочется быть взрослыми и похожими,
девочкам - на своих мам, а мальчикам - на пап.
Готовя и проводя
неделю «Все работы хороши – выбирай на вкус» с точки
зрения гендерного аспекта хорошим подспорьем нам послужили дидактические игры,
изготовленные
и
приобретённые
нашими родителями и педагогами. Они очень
6
активно откликнулись на наше предложение и в результате у нас появились игры,
которые
мы
используем
в
своей
работе
по
гендерной
социализации
наших
воспитанников.(«Кокетка»,
«Спорт
для
девочек»,
«Спорт
для
мальчиков»,
«Салон
красоты», «Дом профессий», «Военная техника» и т. д.)
А завершить неделю знакомства с профессиями мы решили очень символично,
праздником семьи. Ведь несмотря на то, что все мы рано или поздно приобретаем
разные профессии - профессия быть достойными «Мамой» и «Папой» остаётся всегда
актуальной и необходимой. Главными действующими лицами на этом празднике были
мама и папа нашего воспитанника Алёши Луканова. Они рассказали детям о своей
семье, про своих 4-х детях, о сложившихся традициях и празниках своей семьи,
поделились секретом добрых и уважительных отношений со своими близкими. А так
же поиграли с нашими ребятами.
Тематическая неделя по ознакомлению с профессиями родителей прошла очень
интересно. У детей вырос интерес к труду своих самых близких людей. Наши малыши
узнали
много
интересного
и
полезного
о
мужских
и
женских
профессиях.
Дети
испытывали гордость за своих родителей. А родители стали ещё на чуточку ближе к
своим детям.
Итак, в данном случае целью недели «Все работы хороши, выбирай на вкус!» –
являлось обогащение представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин
характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую
силу,
отвагу,
благородство,
умение
прийти
на
помощь
(военные,
милиционеры,
пожарные, лётчики, спасатели).Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие
7
проявлять отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха,
парикмахер, повар, педагог, хореограф).
Так же хочется отметить, что данный опыт подачи материала по теме «Все
работы
хороши,
выбирай
на
вкус!»
имеет
решающее
значение для
воспитания
у
дошкольника
ценностного
отношения
к
труду
взрослых,
большему
пониманию
ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий,в будущем
научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять
активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.
8
Литература
1. Е. А. Алябьева
Воспитание культуры поведения у детей 5 -7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ
Сфера, 2009. – 128 с.
2. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и
подготовительной групп. / Сост. Т. Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей». –
128 с.
3. Как воспитывать девочек и мальчиков 3 – 4 лет. Доронова Т. Н., Симонова Н. Ю.,
Цапенко М.М. центр «Школьная книга» 2010 г.
4. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Татаринцева Н. Е.
9