Автор: Фомичева Раиса Константиновна Должность: воспитатель 1 кв.категории Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27" Населённый пункт: п.Радовицкий, Московская область, Шатурский район Наименование материала: доклад "Экологический комплекс ДОУ" Тема: "Экологический комплекс ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
МБДОУ «Детский сад №27»
Шатурского муниципального района, Московской области
Сообщение
«Экологический комплекс в ДОУ».
Воспитатель 1-й кв.категории
Фомичева Р.К.
2016г.
пос. Радовицкий
Доклад.
«Экологический комплекс в ДОУ».
Мещера! Один из самых живописных уголков Подмосковья. Есть здесь
такой детский сад « Березка». Находится он в Мещерской низменности в пос.
Радовицкий. Само его название «Березка» созвучно с Мещерским краем.
Детский сад небольшой, всего три группы, но работает он в правильном
направлении- экологическом. Здесь трудиться прекрасный коллектив педагогов,
который делает все, чтобы воспитывать в детях любовь к природе, желание
бороться за ее сохранение. Ведь все это начинается с детства, когда сердце
ребенка
наиболее
открыто
для
добра.
Педагоги
разработали
экологический
паспорт детского сада, оформили экологическую тропу на территории, ведут
работу по экологическому воспитанию с семьей, а вся территория его утопает в
цветах
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее - дело
сложное.
Поэтому
важнейшим
условием
успешной
реализации
комплексного
подхода
является
создание
среды,
в
которой
взрослые
личным
примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих
возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Для этого в нашем детском саду создан экологический комплекс. В него
входят:
1. Экологическая комната
2. Живой уголок
3. Библиотека
4. Экологическая тропинка
5. Огород
6. Территория детского сада ( ландшафтные объекты)
7. Музей картинная галерея
8. Музыкальный зал
9. Физкультурный зал
10. Коридоры холлы
11. Уголки в группах (природные, выставочные)
Дети
нашего
детского
сада
любят
посещать
все
зоны
экологического
комплекса, но больше всего им нравится экологическая тропинка.
Хозяин
экологической
тропы
Лесовичок
добродушно
встречает
дошкольников на тропинке. Он помогает им познавать природу, учит их любить,
оберегать и разумно пользоваться ею.
Детям
нравиться
побегать
по
мостику
через
речку,
отдохнуть
в
тени
деревьев,
понаблюдать
за
тружениками-муравьями,
собрать
и
полакомиться
первыми ягодками земляники, полюбоваться многообразием цветовой гаммы в
цветниках, посетить болото царевны - лягушки а также подворье Бабы Яги.
Любят дети трудиться на огороде, наблюдать, как вначале невзрачная земля
становится приглядной, любят понаблюдать, как появляются первые всходы, как
затем все созревает, и попробовать на вкус созревшие плоды. Дети старших групп
с
удовольствием
трудятся
на
огороде:
поливают,
рыхлят
землю,
воюют
с
сорняками.
Так, в жаркое лето наши молодые деревья, не успев распуститься, стали
засыхать. Каждодневно дети отливали молодые деревца и радовались, когда они
«оживали». Я считаю, что экологическая тропа помогает воспитанию у детей
осознанного
отношения
к
родной
природе,
т.к.
дети
принимают
действенное
участие в создании и сохранении природных богатств.
Любят
дети
посещать
метеоплощадку:
понаблюдать,
сколько
осадков
выпало, откуда дует ветер, по солнечным
часам помочь определить, сколько
сейчас времени.
Заботятся дошкольники и о птицах. У нас много кормушек.
Дети очень любят занятия, прогулки и наблюдения на одних и тех же
объектах тропы в разное время года.
Экологическая тропа доступна и проста для детей. Работа на экологической
тропе помогает
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее
обитателям, расширяет знания детей о значении каждого объекта природы. Дети
наблюдают не только за растениями, кустарниками, деревьями, но и расширяют
свои представления о жизни насекомых, птиц, животных.
Наши дети не только приучаются заботиться о природе, но и становятся
добрее.
Для изучения жизни животных и растений, для воспитания у детей любви к
живой природе, есть комната экологии и краеведения, а в групповых комнатах
есть уголки природы.
Экологическая комната играет большую роль в экологическом воспитании
детей. Она состоит из нескольких функциональных зон.
1.
Зона обучения.
В ней находятся столы, за которыми мы проводим занятия. Дети любят за ними
рисовать, лепить, рисовать, слушать экологические сказки, которые учат детей
бережно
относиться
к
природе
и
ее
обитателям,
заботиться
о
них.
Любят
дошкольники
рассматривать
через
лупу
различные
предметы.
Они
очень
любознательны.
Дети
с
интересом
присматриваются
к
окружающей
действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Поэтому мы стараемся не
упустить важный вид деятельности – эксперементирование. Это разнообразиые
опыты с водой, воздухом, снегом, сыпучими и несыпучими веществами многое
другое. Опыты позволяют удовлетворить любознательность детей и расширять их
кругозор.
Зона коллекций
у
нас
не
очень
большая.
Коллекционный
материал
служит в качестве наглядного материала. Он расположен на специальных полках
на уровне, доступном для взглядов детей.
При сборе образцов учитываются следующие аспекты
Доступность объектов для сбора.
Образцы
собирают дети с воспитателями – камни, речные и морские
раковины, различные семена растений, сухие листья, ягоды, сухая кора деревьев,
береста, шишки ели .сосны, перышки, желуди и др..
Разнообразие.
В
зоне
коллекций
представлены
объекты
как
живой,
так
и
неживой
природы:
многообразие
растений,
аквариум
с
рыбками,
черепахи,
попугай,
ракушки,
песок,
мулежи
овощей
и
фруктов
и
многое
другое.
Учим
детей
правильно ухаживать за обитателями живого объекта, кормить их, рассказываем
им о их жизни в природе.
Краеведческий объект
.
В
коллекциях
представлены
объекты
местности,
где
располагается
дошкольное учреждение.
На полках лежат иллюстрации, альбомы, знакомящие детей с работой т/ пр.
« Радовицкий Мох» (к сожалению сейчас оно закрыто). Дошкольники из них
узнают о работе по добыче торфа, о его свойствах, о работе торфяников. Также
д е т и
с
и н т е р е с о м
и з у ч а ю т
а л ь б о м
о
р а б о т е
д е й с т в у ю щ е г о
деревообрабатывающего завода и его выпускаемой продукции.
Ширмы, стоящие на полках, переносят детей в далекие времена нашего
поселка, рассказывают о его строительстве, о жизни его жителей.
На стенах здесь висят картины нашего земляка, фронтовика Рысин В.И.
Дошкольники на них могут увидеть и познакомиться с природой и ее обителями
нашего родного края.
Природоохранный аспект.
При изучении жизни насекомых, птиц, животных, растений наши воспитатели
используют иллюстрации, фотографии, серия плакатов « Как беречь природу»,
используется видеоматериалы, диски с пением птиц, с мелодиями времен года и
т.д.
Используем
мы
в
нашей
работе
мультимедию,
магнитофон.
Есть
у
нас
охранная грамота. Читая ее, мы учим детей беречь природу, охранять ее, о том, как
вести себя с природой, а как нельзя.
Безопасность.
Любой объект зоны коллекций в нашем детском саду для детей безопасен –
нет острых камней, перышек, углов и т.д…
Здесь
всегда
порядок
и
чистота.
Младшие
воспитатели
добросовестно
относятся кА своим обязанностям. Дети старших групп вместе с воспитателями
также принимают участие в наведении порядка активное участие.
Зона релаксации.
Около стены стоит большой аквариум с рыбками. Много здесь различных
красивых растений, возле них стоят березовые пенечки, на которых дети любят
отдыхать.
Зона библиотеки.
Это уголок, в котором собраны красочные книги, периодические издания
( «Свирель», «Свирелька»…), энциклопедия для детей. Находятся здесь глобус,
детские атласы, дидактические игры. Педагогическая литература расположена в
методическом кабинете.
Много
у
нас
сказочных
персонажей,
которые
помогают
педагогам
на
занятиях увлечь детей в удивительный мир природы и увидеть ее красоту
( Лесовичок, Снеговик, Чипполино и др. ).
На стенах
экологической комнаты можно увидеть « Путешествие капельки» ( круговорот
воды в природе), дерево « Времена года» (где можно сразу увидеть все четыре
времени года и познакомить детей с их приметами),
о роли воды в жизни всего живого.
Я считаю, что оформление нашей экологической комнаты правильное и
способствует экологическому воспитанию детей и взрослых.
Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семей. Только
опираясь на семью, мы можем решить главную задачу – воспитать человека
экологически грамотного. В работе
с родителями мы используем различные
формы
работы
с
родителями:
беседы,
консультации,
родительские
собрания,
памятки, педагогические ширмы, акции, субботники, праздники и развлечения.
Кроме
того
стало
традицией
каждую
осень
проводить
конкурсы
с
участием
родителей: «Что нам осень принесла», « Дары природы»! Лучшая поделка из
п р и р о д н о г о
м а т е р и а л а » .
П р о в о д я т с я
а к ц и и
« П о с а д и
с в о е
дерево»,природоохранные
знаки
«Берегите
природу»,
«Берегите
елочку»,
«Покормите птиц зимой».Родители с удовольствием в этом участие.
Уголок природы есть в каждой группе нашего детского сада. Дети их очень
любят. Они играют большую роль в воспитании, эмоционального отношения к
живой
природе,
в
формировании
навыков
ухода
за
растениями,
животными,
воспитанию трудолюбия, это прекрасное место для наблюдений.
Дошкольникам интересны занятия, где они вместе с воспитателем проводят
опыты,
но
время
занятий
ограничено,
поэтому
они
в
свободное
время
под
руководством воспитателя проводят опыты со снегом, воздухом, с водой.
Уголок
живой
природы
в
детском
саду
необходим
для
наглядно-
действенного
ознакомления
детей
с
природой.
Наличие
в
нем
растений
и
животных помогает формировать у дошкольников конкретных представлений.
В уголке живой природы дети знакомятся с названиями растений, учатся
наблюдать
и
ухаживать
за
ними,
как
то
или
иное
комнатное
растение
приспосабливается, почему у него такой цвет, вид, какую роль свет, вода, тепло
играют в жизни растения.
Весной в нашем уголке много посевов.
Дети с большим интересом вместе с воспитателем сажают лук, сеют томаты,
перец,
травосей,
различные
цветы,
и
т.д.
Затем
наблюдаем,
рыхлим
землю,
ухаживаем, поливаем.
Весной в нашем уголке появляются веточки деревьев (тополя, березы).
Дошкольникам нравится смотреть, как они постепенно меняются: какие они были
в
начале,
и
что
произошло
с
ними
потом
-
как
на
неприглядных
палочках
появились зеленые листочки.
Комнатные
растения
дают
возможность
для
организации
интересной
и
содержательной
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми.
В
уголке
природы
все
достаточно
разнообразно
и
интересно
для
наблюдения.
неприхотливо, чтобы труд по уходу за ними был доступен для дошкольников.
Учитываются возрастные особенности детей.
Для
ухода
за
растениями
здесь
находится
инвентарь-
лейка,
щеточки,
тряпочки, палочки для рыхления земли и т.д.
Животные у нас находятся в экологической комнате.
На
стене
висит
календарь
природы.
Дети
старших
групп
любят
самостоятельно отмечать погоду дня: тепло или холодно, есть ли ветер и т.д.
Находятся здесь художественная литература о природе, дидактические игры,
природный
материал,
очень
много
накапливается
рисунков,
аппликаций.
Проводятся конкурсы рисунков о природе. Дошкольники вместе с родителями с
удовольствием рисуют о любом времени года. Совместные работы находятся в
выставочном уголке, так же как и фотографии детей с родителями. Они постоянно
обновляются.
Дошкольники не только на занятиях, но и в кружках работают с природным
материалом («Лесовичок», «Чудесная мастерская», «Экологическое лукошко», «В
гостях у дядюшки АУ», «Я и природа», «Экологическая мастерская»).
Много
поделок
из
природного
материала
находятся
в
экологической
комнате.
В
нашем
детском
саду
ведется
активная
работа
по
экологическому
воспитанию не только с детьми и родителями. Педагоги нашего сада принимают
активное участие в семинарах, профессиональных конкурсах на уровне районе:
«Природа просит доброты», «Солнышко в окошке».
Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель
должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог
должен
помнить,
что
его
отношение
к
ним
является
образцом,
которому
подражают дети.