"Использование элементов музейной педагогики в ДОУ "Творческий проект "Светлая Пасха""
Автор: Иванова Ольга Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Новониколаевский детский сад №3" Населённый пункт: Волгоградская область, р.п. Новониколаевский Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Использование элементов музейной педагогики в ДОУ "Творческий проект "Светлая Пасха"" Раздел: дошкольное образование
Подготовила: Воспитатель Иванова О.А.
Р.п. Новониколаевский 2016
1
В нашу современную сумасшедшую жизнь возвращается наше забытое
прошлое. Оно, несмотря ни на что, прорывается сквозь пестроту Интернета,
автомобильный смог и рекламу кока-колы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета среди других народов –авторитета,
достойно завоёванного русским искусством, литературой и традициями. Мы
не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний».
Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Пасха – один из
главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это
праздник обновления и возрождения жизни. В преддверии данного праздника
возникла идея создания и реализации проекта - «Светлая Пасха", который
был организован в разновозрастной группе МКДОУ «Новониколаевский
детский сад№3».
Тип проекта: познавательный.
По числу участников проекта : групповой .
По времени проведения : краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов : ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до
получения результата.
Реализация образовательных областей по ФГОС: Художественно-
эстетическое развитие; Познавательное; Социально-коммуникативное.
Место проведения проекта : МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3».
Ключевые идеи проекта:
1. Развитие познавательных интересов о Воскресении Христовом
2. Развитие коммуникативных способностей - обсуждение, высказывание
гипотез.
3. Развитие творческих способностей - рисование, апплицирование, лепка,
роспись.
4. Развитие у детей эстетических способностей - видеть, чувствовать
красоту православных традиций.
Актуальность: Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения;
ознакомление с традициями празднования. Главным замыслом проекта
явилось то, что за окнами нашего детского сада находится Храм Михаила
Архангела, и у детей часто возникают вопросы связанные с духовной жизнью
и традициями. А, мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей
Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
.
2
Цель проекта: Возрождение и сохранение традиций народной культуры,
формирование у дошкольников интереса к празднованию христианского
праздника «Пасха. Христово Воскресенье»
Задачи проекта:
1. Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
2. Развивать интерес к русской национальной культуре.
3. Реализация направления «Музейная педагогика».
4. Обогащение предметно-развивающей среды.
5. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми
формами.
5. Расширение кругозора дошкольников.
В ходе данного проекта у дошкольников были сформированы элементарные
представления о возникновении праздника Пасхи, дети узнали, откуда
появилась традиция окрашивать пасхальные яйца, виртуально посетили
музей «Писанка» г. Коломыя познакомились с различными росписями яиц.
Продуктом данного проекта стало создание совместно с родителями в группе
выставки «Пасхальных поделок », ведь музейная педагогика в последние
десятилетия приобрела большую популярность в системе дошкольного
образования и воспитания. Музей – учреждение, которое занимается
собиранием, хранением, изучением и показом предметов, характеризующих
развитие природы и человеческого общества. Конечно в условиях детского
сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям
музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями»,
первая часть « мини» указывает на возраст детей, для которых они
предназначены, размер экспозиции, напоминает нам о том, что занимает
небольшое пространство, отличительная особенность его работает
постоянно.
В ходе проекта изначально была проведена работа с родителями – это беседа
на тему Православные праздники и создание поделок совместно с детьми на
тему «Пасхи»
Просмотр и обсуждение компьютерной презентации «Детям о Пасхе»
На этом этапе дети подробно узнали, что это за праздник, его традиции,
пасхальные игры. Так же были раскрыты такие понятия как пост, служба в
церкви, святые дни (т.к. Церковь находится у нас прямо за окном, часто
звонят колокола по церковным праздникам и святым дням, детям было
интересно узнать что-то новое.)
Виртуальное посещение музея «Писанка»
3
В этот день была проведена Виртуальная экскурсия в единственный в мире
музей Пасхального яйца. Музей "Писанка" Украина г. Коломыя. Дети с
интересом смотрели на экспонаты этого пасхального чуда – музея.
Разукрашивание картинок «Расписные яичка»
На данном мероприятии ребята проявляли свою фантазию. Каждый выбрал
себе картинку по душе, а затем яркими цветами и узорами разукрасили их,
дети смогли почувствовать настоящими мастерами «писанки».
Изготовление поделки – «Пасхальное панно».
Для пополнения экспонатами нашего музея и закрепления полученных
знаний, мы провели этап, на котором дети не только проявили свою
индивидуальность в выборе цветов и узоров для панно, но и
продемонстрировали свои умения в декоративно-прикладном искусстве.
Организация «Пасхальной выставки».
Результатом нашего проекта стала выставка которую мы расположили на
подоконнике в нашей группе. Принимались любые изображения пасхальных
яиц (вырезки, фотографии, открытки), поделки из любых материалов,
рисунки традиционными и нетрадиционными способами. Организуя работу
на данном этапе мы опирались на следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагога
- единое понимание целей и задач
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
И конечно праздничное чаепитие с пасхальным куличом.
Вывод: Пасха — древний и самый главный христианский праздник. А наши
дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников
(государственных и религиозных). Им интересно узнавать о празднике с
помощью рассказов, презентаций и стихов. Как известно, детские
впечатления самые сильные. Поэтому так важно напитать детскую душу
светом и радостью. Что касается музейной деятельности, то, какой бы ни
была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она
должна иметь целостный и системный характер. Такая совместная
целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива
4
сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так
как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными
экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким
образом совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит
детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими
пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать
формированию целостности картины мира и исторического процесса.
5