Конспект
занятия по познавательному развитию
в старшей группе на тему :
«Магнитное притяжение»
Цель:
Образовательные: познакомить с магнитом, опытным путем выявить его
свойства (притягивать предметы через стекло, картон, воду. Учить
обследовать предметы, анализировать, делать выводы.
Развивающие: развивать любознательность, логику суждений, интерес к
экспериментальной деятельности.
Воспитательные : воспитывать в детях умение применять свои знания в
решении проблемных ситуаций и желание помогать ближним.
Оборудование:
Раздаточный материал : удочки, рыбки, платочки, пластмассовая пуговицы,
бумажные кораблики, деревянный брусок, резиновые мячики, металлические
скрепки, скрепки, персонажи на картоне, тарелочка с манной крупой,
скрепки, магниты.
Демонстрационный: аквариум, смонтированный фильм по мультфильму
«Лунтик и магнит». Презентация – игра «Что притягивает магнит»,
презентация – «Использование магнита человеком» ,видеопроектор.
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята нам прислали посылку, а от кого она, давайте отгадаем.
Внимание на экран .
(на экране фрагмент из мультфильма «Лунтик»)
Воспитатель - Ребята, вы узнали, кто, это? Давайте поздороваемся и
посмотрим, что в посылке. (В посылке удочки и рыбки)
Видимо Лунтик хочет, что бы мы поиграли в игру «Поймай рыбку»
Дети ловят, а у воспитателя не получается.
Воспитатель - Ой, ребята, вы молодцы, сколько рыбы поймали, а почему у
меня не получается, может у вас удочки особенные?
Дети рассматривают и замечают, что удочки с магнитом, а у воспитателя без
магнита.
Воспитатель -А что такое магнит? ( Это предмет, который все притягивает.)
-А все ли предметы он притягивает, давайте проверим.
1) на столе предметы: платочек, пластмассовая пуговица, бумажный
кораблик, деревянный брусок, резиновый мячик, металлическая скрепка.
Дети обследуют предметы, говорят, из чего они сделаны, выявляют, какие
предметы притягиваются к магниту.
А теперь внимание на экран , с нами хочет поиграть компьютер,
Послушайте загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
(1 слайд)
Даны предметы: мяч, гвозди, лодочка, булавка,
платочки, шайба, лего, болт. Ответьте, что
притягивается к магниту, почему? Из чего
сделаны другие предметы.
Если ответ правильный, то загорается стрелочка.
Давайте спросим у компьютера, правильно ли
мы ответили? (Компьютер показывает смайлик.) Молодцы, ребята,
компьютер поздравляет вас, вы ответили правильно.
-Ребята, я слышу, что к нам обращается Лунтик ,
внимание на экран .
Видео . Смонтированный отрывок из мультфильма «Лунтик , магнит и
гусеницы»
Лунтик просит детей помочь исправить то, что испортили гусеницы.
1 задание : Помочь бабе Капе перебрать манную крупу от металлических
скрепок.
Оборудование: тарелочка с манной крупой, скрепки, магнит.
Ребята, как можно выполнить это задание, с помощью какого предмета.
Ребята, магнит притягивает через манную крупу металлические предметы?
Мы можем сделать вывод: что магниту на мешают препятствия, чтобы
притягивать предметы.
2 задание : Пескарь Иванович очень расстроился, когда гусеницы, засорили
его озеро.. Давайте попробуем, как можно быстрее, не намочив руки,
почистим озеро. . А поможет нам магнит. Вот только я не знаю, а вода не
помещает ли выполнению задания? Давайте проверим.
Оборудование: аквариум, скрепки, магнит.
Дети пробуют с помощью магнита достать металлические предметы.
Делают вывод, что магнит притягивает через стекло и воду.
- Ребята у вас на столе магниты, которые покрашены в разные цвета.
Попробуйте приблизить магниты разными по цвету сторонами. Что
почувствовали? (магниты притягиваются) А теперь попробуйте приблизить
магнит друг другу одинаковыми по цвету сторонами. Что сейчас вы
почувствовали? Почему так происходит? Оказывается, у магнита есть 2
полюса: северный и южный. Когда одинаковые полюса встречаются, то они
будут отталкиваться, а разные полюса легко притягиваются. Зная это
свойство магнита, мы можем выполнить следующее задание Лунтика.
3 задание : Гусеницы забрали у друзей Лунтика предметы, вам надо их
вернуть на место и прикрепить с помощью двух магнитов, помните о том, что
магниты притягиваются, когда у них разные полюса.
Оборудование: два магнита, персонажи на картоне.
Дети выполняют задание, если правильно подобраны полюса магнитов, то
они притягиваются.
Воспитатель - Сложные задания, теперь самое время отдохнуть. У Лунтика
много друзей, а вот Сороконожкой он еще не знаком, давайте его познакомим.
Игра : «Сороконожка»
Дети выстраиваются друг за другом и двигаются под музыку и слова:
Как- то раз сороконожку пригласили на обед:
Правая ножка, левая ножка, правая ножка, левая ножка,
Наконец сороконожка появилась у стола.
- Опоздала я немножко, еле-еле доползла.
Ведь какое невезенье, там у входа объявленье, просьба ноги вытирать.
Воспитатель - Ребята, вам понравились задания от Лунтика, а давайте мы ему
сделаем подарок. Что больше всего мы любим делать? Рисовать? У меня есть
доски, на которых мы можете нарисовать красивое солнце или цветочек.
Ой, какая я сегодня забывчивая, доски есть, а вот карандаши то позабыла.
(раздает карандаши, предлагает детям рисовать, но у них не получается, так
как, доски магнитные, внутри магнитная стружка, что же делать, как мы
будем рисовать, дети предлагают с помощью магнитов.) Дети рисуют.
-Красиво, непременно мы ваши рисунки отправим по почте Лунтику и его
друзьям.
Ребята, все задания выполнены, с каким
предметом мы сегодня познакомились? Что мы
узнали про магнит? Что он притягивает? Через что
он может притягивать?(Стекло, картон, воду) Что
еще есть у магнита (полюса) Правильно, зная эти
свойства и многое другое про магнит, человек
использует его в жизни. Как вы думаете , где используется магнит?
Внимание на экран : магнит на стройке, в порту, в больнице, магнитные
игры)
Я думаю что Лунтик будет рад, что мы так много узнали и помогли ему.
Внимание на экран
Видео: Лунтик прощается с детьми.
Список литературы:
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В –«Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников».
2.
Е.Е.Крашенников, О.Л.Холодова – «Развитие познавательных
способностей (ФГОС)»
3.
«Познаю мир» - энциклопедия.