"Детский сад и семья в поликультурном воспитании".
Автор: Валиева Лидия Равильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №54" Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Детский сад и семья в поликультурном воспитании". Раздел: дошкольное образование
Валиева Л.Р.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №54»
РБ г. Стерлитамак
В статье «Взаимодействие детского сада и семьи в поликультурном воспитании»
рассматривается
организация
образовательно-воспитательной
работы
детского
сада
по
повышению
социальной
роли
семьи
в
поликультурном
воспитании
детей.
Родители
и
близкие являются своеобразным транслятором особенностей сознания, системы взглядов,
особенностей поведения и быта народа, которые они представляют. Привлечение родителей в
союзники является основой благополучного повышения уровня становления национального
самосознания.
Ключевые слова: социокультурные отношения, поликультурный процесс.
В
настоящее
время
в
Российском
обществе
отмечается
повышенное
внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется
объективными
процессами,
развивающимися
в
обществе
гуманизацией
и
демократизацией
социокультурных
отношений,
ростом
понимания
приоритетности
семьи
в
развитии,
воспитании
и
социализации
детей.
В
различных
контекстах
звучит,
что
семья
должна,
наконец,
стать
в
нашем
обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая
национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на
восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях,
на
повышение
педагогической
культуры
родителей,
совершенствование
воспитательного потенциала семьи. [2, с.82-92]
Семья
играет
исключительную
роль
в
нравственном
становлении
личности,
в
сохранении
и
передаче
культурных
ценностей.
Социализация
дошкольника
–
важнейший
механизм
неформального
образования.
Семья
выполняет важную социально – культурную функцию [1,8].
Закон РФ «Об образовании» ставит перед педагогами задачу: защищать и
развивать
национальную
культуру,
региональные
культурные
традиции
и
особенностей.
Национальные
традиции
обладают
значительным
педагогическим
потенциалом
и
могут
служить
эффективным
средством
духовно – нравственного воспитания.
Целями
работы
ДОУ
с
семьями
воспитанников
по
поликультурному
воспитанию являются:
осознание важности и необходимости осуществления поликультурного
воспитания дошкольников всеми членами семьи;
осуществление единства воспитательных воздействий семьи и ДОУ на
детей;
формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой
в
дошкольном
учреждении
работе
по
поликультурному
воспитанию;
развитие у всех членов семьи стремления участвовать в возрождении и
поддержании народных обычаев и традиций.
Формы работы с семьями. Начальным этапом в работе коллектива ДОУ по
поликультурному
воспитанию
является
изучение
традиций
и
уклада
семьи
каждого приходящего в детский сад ребенка. С этой целью организуется выпуск
семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок родителей и детей,
отражающих
национальные
традиции
их
семьи,
использование
семейных
фотоальбомов
в
воспитательно-образовательном
процессе
и
режимных
моментах, фотовыставки, фоторепортажи из групп, проектная деятельность,
семейные
праздники
в
группах,
фольклорные
развлечения
с
участием
родителей .
Поликультурная среда предполагает:
единство
социальных
и
природных
средств
обеспечения
предметно-
пространственного окружения, и разнообразной деятельности ребенка;
использование
произведений
декоративно-прикладного
искусства,
макетов народных жилищ, создание мини-музеев народного костюма и
национальной куклы, народного быта и т. п.;
расширение образовательного пространства через сотрудничество ДОУ с
различными
социокультурными
объектами:
театрами,
музеями,
картинными галереями, библиотеками и т. д.;
организацию
кружков,
художественных
мастерских,
литературно-
музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие
всех участников образовательного поликультурного процесса.
В
результате
создаются
благоприятные
условия
для
самореализации
представителя
любой
культуры,
обеспечивается
адекватное
восприятие
ребенком
своей
национальности
и
формируется
позитивное
отношение
к
представителям других народностей [3].
Как
же
вовлекать
родителей
в
педагогический
процесс
ДОУ
по
поликультурному воспитанию?
Для
этого
родителей
необходимо
привлекать
в
союзники
педагогам,
поскольку именно семья, является источником обычаев и традиций, хранителем
национальных ценностей, дает ребенку незаменимый и крайне важный опыт
взаимодействия с людьми. В семье он учится общаться, осваивает приемы
коммуникации, учится слушать и уважать мнение других людей, терпеливо и
бережно относиться к своим родным и близким.
В
нашем
детском
саду
проводятся
такие
формы
работы:
выставки,
конкурсы поделок, фоторепортажи семей воспитанников, вовлекая всех членов
семьи от бабушек и дедушек до детей. Эти формы помогают больше узнать о
семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах.
С большой любовью и интересом дети совместно с родителями составили
свою родословную «Древо семьи». Такая
совместная работа способствует
формированию у детей представления о своей семье, развитию свободного
общения
между
взрослыми
и
детьми,
которая
вызывает
у
детей
чувство
гордости, его социальной восприимчивости. Дети получили знания о близких
им
людях,
интересовались
их
достижениями.
Было
довольно
и
взрослое
поколение.
Нас,
педагогов,
не
может
не
радовать
то,
что
родители
наших
воспитанников
–
это
единомышленники,
которые
поддерживают
нашу
деятельность, сами идут к нам с предложениями и идеями. Благодаря родителям
обогащается постоянно предметно – развивающая среда. С целью знакомства
воспитанников
с
бытом,
традициями,
ремеслами
народов
Урала
созданы
народные
уголки,
где
есть
макеты
юрт,
куклы
в
национальных
костюмах,
различная утварь. Родители участвовали в подготовке в театральной постановке
легенды «Халима». Они оказали неоценимую помощь в создании декорации,
костюмов,
вместе
с
детьми
изучали
легенды
родного
края,
погружаясь
в
прошлое своего народа.
В
работе
нашего
детского
сада
метод
проектов
оказался
удачной
находкой.
В
этом
году
мы
работали
над
детско-родительским
проектом:
«Природа
родного
края».
Родители
с
увлечением
приняли
участие
в
составлении книжек-самоделок, альбомов, в создании макетов, в организации
выставок
рисунков,
что
способствовало
сплочению
семьи
и
детско-
родительского коллектива групп.
Подытоживая,
можно
констатировать,
что
организация
процесса
поликультурного
воспитания
дошкольников
в
дошкольном
образовательном
учреждении с
традиций народов нашего края возможно в том случае, если
педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в
тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для того, чтобы родители
стали активными союзниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь
детского сада.
Список литературы.
1. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного
отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения
к их зтнической культуре [Текст]/В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям //
Дошкольное воспитание. - 2003. №1.
3.
Ильинская
И.
П.
Поликультурная
среда
как
фактор
становления
личности младшего школьника // Вестник университета Российской академии
образования. – 2009. – № 3. – С. 83–86