Напоминание

"Детский сад и семья в поликультурном воспитании".


Автор: Валиева Лидия Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья в поликультурном воспитании".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Детский сад и семья в поликультурном воспитании.

Валиева Л.Р.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №54» РБ г. Стерлитамак В статье «Взаимодействие детского сада и семьи в поликультурном воспитании» рассматривается организация образовательно-воспитательной работы детского сада по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании детей. Родители и близкие являются своеобразным транслятором особенностей сознания, системы взглядов, особенностей поведения и быта народа, которые они представляют. Привлечение родителей в союзники является основой благополучного повышения уровня становления национального самосознания. Ключевые слова: социокультурные отношения, поликультурный процесс. В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. [2, с.82-92] Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника – важнейший механизм неформального образования. Семья выполняет важную социально – культурную функцию [1,8]. Закон РФ «Об образовании» ставит перед педагогами задачу: защищать и развивать национальную культуру, региональные культурные традиции и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания.
Целями работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию являются:  осознание важности и необходимости осуществления поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи;  осуществление единства воспитательных воздействий семьи и ДОУ на детей;  формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию; развитие у всех членов семьи стремления участвовать в возрождении и поддержании народных обычаев и традиций. Формы работы с семьями. Начальным этапом в работе коллектива ДОУ по поликультурному воспитанию является изучение традиций и уклада семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. С этой целью организуется выпуск семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок родителей и детей, отражающих национальные традиции их семьи, использование семейных фотоальбомов в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах, фотовыставки, фоторепортажи из групп, проектная деятельность, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей . Поликультурная среда предполагает:  единство социальных и природных средств обеспечения предметно- пространственного окружения, и разнообразной деятельности ребенка;  использование произведений декоративно-прикладного искусства, макетов народных жилищ, создание мини-музеев народного костюма и национальной куклы, народного быта и т. п.;  расширение образовательного пространства через сотрудничество ДОУ с различными социокультурными объектами: театрами, музеями, картинными галереями, библиотеками и т. д.;
 организацию кружков, художественных мастерских, литературно- музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного поликультурного процесса. В результате создаются благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивается адекватное восприятие ребенком своей национальности и формируется позитивное отношение к представителям других народностей [3]. Как же вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию? Для этого родителей необходимо привлекать в союзники педагогам, поскольку именно семья, является источником обычаев и традиций, хранителем национальных ценностей, дает ребенку незаменимый и крайне важный опыт взаимодействия с людьми. В семье он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других людей, терпеливо и бережно относиться к своим родным и близким. В нашем детском саду проводятся такие формы работы: выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи семей воспитанников, вовлекая всех членов семьи от бабушек и дедушек до детей. Эти формы помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах. С большой любовью и интересом дети совместно с родителями составили свою родословную «Древо семьи». Такая совместная работа способствует формированию у детей представления о своей семье, развитию свободного общения между взрослыми и детьми, которая вызывает у детей чувство гордости, его социальной восприимчивости. Дети получили знания о близких им людях, интересовались их достижениями. Было довольно и взрослое поколение. Нас, педагогов, не может не радовать то, что родители наших воспитанников – это единомышленники, которые поддерживают нашу деятельность, сами идут к нам с предложениями и идеями. Благодаря родителям обогащается постоянно предметно – развивающая среда. С целью знакомства
воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Урала созданы народные уголки, где есть макеты юрт, куклы в национальных костюмах, различная утварь. Родители участвовали в подготовке в театральной постановке легенды «Халима». Они оказали неоценимую помощь в создании декорации, костюмов, вместе с детьми изучали легенды родного края, погружаясь в прошлое своего народа. В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. В этом году мы работали над детско-родительским проектом: «Природа родного края». Родители с увлечением приняли участие в составлении книжек-самоделок, альбомов, в создании макетов, в организации выставок рисунков, что способствовало сплочению семьи и детско- родительского коллектива групп. Подытоживая, можно констатировать, что организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении с традиций народов нашего края возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для того, чтобы родители стали активными союзниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Список литературы. 1. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993 2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. №1. 3. Ильинская И. П. Поликультурная среда как фактор становления личности младшего школьника // Вестник университета Российской академии образования. – 2009. – № 3. – С. 83–86


В раздел образования