Напоминание

Конспект по русскому языку "Правописание суффиксов ек,ик"


Автор: Богданова Раиса Ибрагимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НОШ №611
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект по русскому языку "Правописание суффиксов ек,ик"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект открытого урока

по русскому языку в 3В классе

по теме: «Правописание суффиксов

–ик-, -ек-»

г. Зеленогорск Богданова Р.И.

16.12.2016г.


Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:
создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Планируемые результаты:

Предметные:
содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные

результаты:
способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные
:
Познавательные:
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные:
отвечать на вопросы учителя;слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы

организации

познавательной

деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

.
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;  по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
Образовательные ресурсы:
- учебник: В.П.Хохлова, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2012. - электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов» - мультимедийный проектор - фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»; - шаблоны с алгоритмом - карточки для групповой работы;
Ход урока.
1.
Организационный момент. ( 2 мин.)
( диалог учителя и учащихся) - Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) - Прозвенел уже звонок? (Да!) - Уже закончился урок? (Нет!) -Только начался урок? (Да!) -Хотите учиться?(Да!) -Значит можно садиться! -Прочтите эпиграф. -Объясните его смысл. -Что нужно делать если хочешь получить новые знания о строении слова? -Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. - С чего начнете работу на уроке? (С повторения)
2. Каллиграфическая минутка. ( 3 мин.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-По образцу напишите сочетания букв. (Прописывают соединения очк, к. ушк, ышк). -Дайте характеристику согласному звуку, который повторяется во всех сочетаниях. -Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. (Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно») На строчку посмотрите, Что заметили, скажите.
-
Написали суффиксы. -Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке? - О суффиксах.
3.Актуализация знаний. ( 5 мин. «Корзина знаний»
-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и «вложить» их в «Корзину знаний». (дети высказываются) - Суффикс – часть слова. - Он стоит после корня. - Образует новые слова. - Правописание суффиксов запоминается или обращаться к словарю. - Суффикс –ок- пишется после шипящих под ударением. 4
. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. ( 7 мин.)
- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы. Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к. - Объясните правописание орфограмм. -Какое слово вызвало затруднение? Почему? - Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать? - Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались? -Какой следующий шаг вы должны будете сделать? -Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу. -В какой части слова встретились орфограммы? -Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило). - Какое задание вы должны были выполнить? -Как вы выполняли задание?
-В чем затруднение? -Почему же возникло затруднение? - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -В суффиксе мы можем проверить написание гласной? -Знаем ли мы эту орфограмму? - Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек. У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик, а когда –ек? Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим! (Мультфильм отрывок №1
)
- Какая проблема встала перед Витей? -Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).
5. Физминутка. ( 3 мин.)

6. Работа по теме урока. ( 8 мин.)
- Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек -ик ? Как мы можем узнать об этом? -Какой путь вы выбираете?
Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и

применяешь на письме.
-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному. -Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану. На доску вывешивается план: 1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе. 2. Сравнить между собой группы слов.
3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4. Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек. - Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать. - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. Кузнечик, орешек, птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик горошки. - На какие две группы можно разделить слова? - Разделите слова в два столбика - В каждой паре слов выделите суффикс. - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? Расположите слова в 2 группы. Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2 группы. - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и. Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе. А в словах 2 группы что происходит? -Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?. - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 150. - Прочитаем правило Знакомство с алгоритмом. 1. Измени форму слова. 2. Определи, «убегает» ли гласная. 3. Если да – пиши –
ек.
Если нет –
ик.

7. Закрепление изученного материала. ( 8 мин.)
1)Индивидуальная работа по карточкам : 1 уровень 2 уровень 3 уровень Вставь пропущенные Вставь пропущенные Вставь пропущенные
буквы: кораблики-корабл.к цветочки-цветоч.к уголочки-уголоч.к гвоздики-гвозд.к буквы: замоч.к корабл.к хвост.к уголоч.к звоноч.к гвозд.к дружоч.к буквы и разбери по составу: нос.к рот.к огуреч.к носоч.к корабл.к 2). Игра- соревнование «С какого дерева упал листочек?»(работа в парах) - Найдите ошибки и исправьте, распределите слова под деревьями: под одним помести слова, где пишется суффикс –ик; под другим помести слова, где пишется суффикс –ек.
На доске:
мальчики, столек, мячек, песочик, барашик, платочик, цветочик, билетик, зубик, кармашик, орешик, хвостек, кузнечек, слоник, арбузик, гвоздек, кирпичек, шарик, листик, замочик, ключек, гномик, ножик.
8. Итог урока. ( 2 мин.)
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Какое новое знание мы сегодня можем «положить» в «Корзину знаний?» -Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-? -Кто встретил трудности? В чем? Почему?
9. Рефлексия. ( 2 мин.)
-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три. 1 Я все понял, но у меня есть еще вопросы. 2 Я все понял, могу работать по эталону. 3 Я все понял, могу объяснить другим.
Домашнее задание:
с. 126, упр. № 243, правило. -Смогли мы еѐ достичь?


В раздел образования