Напоминание

Проектирование урока в условиях ФГОС на примере урока иностранного языка


Автор: Жирнова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МКОУ Усть-Таркская СОШ
Населённый пункт: село Усть-Тарка, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока в условиях ФГОС на примере урока иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад





Проектирование урока в условиях ФГОС

на примере урока иностранного языка
Новый учитель…, новый ученик…, новый урок…. Какой он? В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Сегодня учитель должен понимать, что знания-умения-навыки – это средство обучения, а цель – это универсальные учебные действия, т.е. умение учиться? А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Требования предъявляемые к современному уроку: 1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. 2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; 4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; 5. вывод делают сами учащиеся; 6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; 7. здоровьесбережение; 8. в центре внимания урока - дети; 9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; 10. умение демонстрировать методическое искусство учителя; 11. планирование обратной связи. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в кол л е кт и в е , ум е н и е у ва ж ат ь с е бя , с л у ш ат ь и с л ы ш ат ь д ру г д р у г а . «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе. Традиционное обучение Инновационное, системно- деятельностный подход. 1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3 ) о р и е н т и р о в а н о н а у с в о е н и е определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практиче ские задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают о б щ и е с п о с о б ы у м с т в е н н о й деятельности 6) формируется личность, способная к с а м о с т о я т е л ь н о й т в о р ч е с к о й деятельности.
Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие же происходят изменения в структуре уроков?
Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной
целью
в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока,
чтобы учащиеся

полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
Передо мной встала
проблема
, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему. Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно- познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в
организации коллективно-поисковой деятельности
детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Приведу пример структуры урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы:
1.Этап самоопределения к деятельности

Цель
: Включение в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель
: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. 3
. Постановка учебной задачи

Цель
: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель
: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель
: Усвоение нового способа действий
6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:
Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
7. Включение в систему знаний и повторение
.
Цель:
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8. Рефлексия деятельности.

Це ль:
Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на одном уроке, не разрывая их по времени.
Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
 Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;
 Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
 Побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);  Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)
Необходимо использовать виды продуктивных заданий:
 Формулирование вопросов по теме урока;  Создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;  Создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка. Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга. В заключении хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения школьников, надеюсь, что выше изложенный мною материал будет полезен всем практикующим учителям.


В раздел образования