ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ
Автор: Скрынник Елена Михайловна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ Раздел: дошкольное образование
КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь
разные формы проведения — индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновремен-
но с одним программным содержанием.
В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой
за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.).
Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и
условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дозировке и тре-
бованиях к выполнению упражнений.
Движения детей 2—3-летнего возраста еще не сформированы как произ-
вольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность
устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подража-
нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только
общий рисунок движения.
Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и
правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно
следили за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных
упражнениях.
Фронтальная форма проведения занятий с одним программным содер-
жанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание
детей на изучаемых движениях.
С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не
следует включать упражнения, требующие длительного их ожидания и стра-
ховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по
разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем
включать в занятия сложные двигательные задания с организацией их в физ-
культурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятствий).
Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных
и подгрупповых занятиях во время прогулок.
Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных ча-
стей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической
нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внима-
ние. Во вводной части может создаваться игровая мотивация двигательной
деятельности детей. В некоторых случаях она переносится в основную часть
занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровожде-
нию.
lubimckina.lana2016@yandex
Во вводной части занятия планируются одинаковые задания для детей
разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и
направлении. Дети 2— 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4—5-
летние дети — на носочках, высоко поднимая колени; 6— 7-летние дети идут
в колонне по два, совершая различные движения руками.
Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений раз-
личны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2—3 лет оказывает
помощь в построении инструктор по физической культуре.
В основной части занятия программируются задачи на формирование
двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание
и закрепление. Обращается внимание на целенаправленное развитие физиче-
ских качеств и координационные способности детей. В этой части происхо-
дит развитие сюжета.
Начинается основная часть с комплекса общеразвивающих упражнений,
которые могут быть под одним названием, например: «Мы петрушки»,
«Зима», «Самолеты».
Структура
общеразвивающих
упражнений
должна быть одной и той
же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и инди-
видуальных возможностей детей. Могут также усложняться исходные
положения рук и ног.
Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражне-
ния, их не следует останавливать и обращать внимание на их качество вы-
полнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упраж-
нения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрям-
ление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища
(повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при под-
нимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произ-
вольные движения.
Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и посо-
биями (погремушками, мячами, флажками, кубиками).
После выполнения общеразвивающих упражнений следуют основные
виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бро-
сание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим
младших детей 2—3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4—5
лет уточняем элементы движений или закрепляем у них двигательные навы-
ки. К детям 5—7 лет предъявляются требования к качеству выполнения
занятий. Предлагаем использовать разные способы выполнения одного и
того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под
различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно).
В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при
этом инструктор по физической культуре должен распределить детей на две
подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Напри-
мер, малыши (2— 3 года) под контролем помощника воспитателя упражня-
ются в катании мяча и продвижении за ним разными способами (ползание
на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой
подгруппой
(дети 4—7 лет) разучивают новое движение.
После основных видов движений проводится общая для всех детей
подвижная игра. Игры, включающие разные виды движений (ходьбу, бег,
прыжки, метание, ползание и пр.), выполняются всеми детьми одновременно.
Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К са-
мым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к ка-
честву выполнения действий.
Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразлич-
ны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к
выполнению
роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает
его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрасте исполнение веду-
щей роли берет на себя воспитатель.
Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям и вы-
зывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.
В заключительной части занятия происходит постепенный переход от
физической нагрузки к спокойному состоянию организма ребенка. Может
продолжаться общение с различными игровыми персонажами.
Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных
групп одновременно. Однако если воспитатель
замечает
утомляемость
у
малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы.
Можно предложить упражнения на релаксацию из положения лежа, сидя или
малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрята-
но», «Найди свое место».
В группе с детьми 2—7 лет предлагаем проводить занятия разного типа: иг
рового, сюжетно-игрового и тренировочного.
Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо зна-
комые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, проис-
ходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой си-
туации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие
состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений обще-
раз-вивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и
ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движе-
ниям.
Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможно
стей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движе-
ний, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выно-
сливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.
Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым
движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и за-
крепления нового движения, а также совершенствования движений, освоен-
ных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного
материала.
Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стен-
ке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом ис-
пользуя игровые двигательные задания.
Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной груп-
пе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание
и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать по-
каз физических упражнений для самых маленьких. Воспитатель привлекает
4-летних детей к выполнению упражнений вместе с малышами, поручает им
ответственные роли в подвижных играх.
Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигатель-
ный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных посо-
бий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им
понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.
Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической
подготовленности детей разновозраст
ной группы. В начале года воспита-
тель проводит тестирование детей по основным двигательным задани-
ям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной ру-
кой) и определяет их уровень физической подготовленности. В то же
время воспитатель изучает состояние здоровья, физическое развитие и
индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных дан-
ных педагог распределяет детей на две основные подгруппы.
В первую подгруппу зачисляются дети, впервые поступившие в дет-
ский сад, трудно привыкающие к его условиям, а также дети, часто бо-
леющие, имеющие низкий уровень физической подготовленности.
Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уро-
вень физического развития, показатели их физической подготовленно-
сти находятся в пределах средних величин и выше.
Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень разви-
тия физических и духовных сил ребенка, наметить программу воспита-
ния и обучения, правильно организовать жизнедеятельность малыша в
детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы,
соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно
провести коррекционную работу, направленную на решение оздорови-
тельных и вспомогательно-образовательных задач.
Список детей разновозрастной группы следует составлять с указа-
нием возраста и пола.
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с
детьми 2—7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может
начинаться с эмоционального рассказа воспитателя, где задается вооб-
ражаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой
ситуации, где представлены детские герои и персонажи различных ска-
зок.
Список использованной литературы:
1.
Васильева, М.А.. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева,
М., Просвещение. 1988.
2.
Рунова М. Особенности организации занятий по физической культу-
ре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
3.
Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] /
Э.Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.