Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ


Автор: Скрынник Елена Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад





-

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения — индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновремен- но с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дозировке и тре- бованиях к выполнению упражнений. Движения детей 2—3-летнего возраста еще не сформированы как произ- вольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подража- нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения. Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.
Фронтальная форма
проведения занятий с одним программным содер- жанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях. С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требующие длительного их ожидания и стра- ховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двигательные задания с организацией их в физ- культурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятствий). Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок. Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных ча- стей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть
подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внима- ние. Во вводной части может создаваться игровая мотивация двигательной деятельности детей. В некоторых случаях она переносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровожде- нию. lubimckina.lana2016@yandex Во вводной части занятия планируются одинаковые задания для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и
направлении. Дети 2— 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4—5- летние дети — на носочках, высоко поднимая колени; 6— 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками. Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений раз- личны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2—3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре. В
основной части
занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и закрепление. Обращается внимание на целенаправленное развитие физиче- ских качеств и координационные способности детей. В этой части происхо- дит развитие сюжета. Начинается основная часть с комплекса общеразвивающих упражнений, которые могут быть под одним названием, например: «Мы петрушки», «Зима», «Самолеты». Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и инди- видуальных возможностей детей. Могут также усложняться исходные положения рук и ног. Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражне- ния, их не следует останавливать и обращать внимание на их качество вы- полнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упраж- нения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрям- ление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при под- нимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произ- вольные движения. Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и посо- биями (погремушками, мячами, флажками, кубиками). После выполнения общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бро- сание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим младших детей 2—3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4—5 лет уточняем элементы движений или закрепляем у них двигательные навы- ки. К детям 5—7 лет предъявляются требования к качеству выполнения занятий. Предлагаем использовать разные способы выполнения одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно). В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распределить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Напри- мер, малыши (2— 3 года) под контролем помощника воспитателя упражня- ются в катании мяча и продвижении за ним разными способами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4—7 лет) разучивают новое движение.
После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие разные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, ползание и пр.), выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К са- мым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к ка- честву выполнения действий. Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразлич- ны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрасте исполнение веду- щей роли берет на себя воспитатель. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям и вы- зывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность. В
заключительной части
занятия происходит постепенный переход от физической нагрузки к спокойному состоянию организма ребенка. Может продолжаться общение с различными игровыми персонажами. Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспитатель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения лежа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрята- но», «Найди свое место». В группе с детьми 2—7 лет предлагаем проводить
занятия
разного типа:
иг

рового, сюжетно-игрового и тренировочного.
Занятия
игрового типа
отличаются тем, что они включают хорошо зна- комые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, проис- ходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.
Сюжетно-игровое занятие
строится на целостной сюжетно-игровой си- туации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений обще- раз-вивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движе- ниям.
Тренировочное занятие
направлено на развитие двигательных возможно стей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движе- ний, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выно- сливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и за- крепления нового движения, а также совершенствования движений, освоен- ных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала. Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стен- ке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом ис- пользуя игровые двигательные задания.
Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной груп- пе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать по- каз физических упражнений для самых маленьких. Воспитатель привлекает 4-летних детей к выполнению упражнений вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигатель- ный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных посо- бий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.
Подгрупповая форма
занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозраст ной группы. В начале года воспита- тель проводит тестирование детей по основным двигательным задани- ям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной ру- кой) и определяет их уровень физической подготовленности. В то же время воспитатель изучает состояние здоровья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных дан- ных педагог распределяет детей на две основные подгруппы. В первую подгруппу зачисляются дети, впервые поступившие в дет- ский сад, трудно привыкающие к его условиям, а также дети, часто бо- леющие, имеющие низкий уровень физической подготовленности. Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уро- вень физического развития, показатели их физической подготовленно- сти находятся в пределах средних величин и выше. Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень разви- тия физических и духовных сил ребенка, наметить программу воспита- ния и обучения, правильно организовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направленную на решение оздорови- тельных и вспомогательно-образовательных задач. Список детей разновозрастной группы следует составлять с указа- нием возраста и пола. Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2—7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рассказа воспитателя, где задается вооб- ражаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуации, где представлены детские герои и персонажи различных ска- зок. Список использованной литературы: 1. Васильева, М.А.. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева,
М., Просвещение. 1988. 2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культу- ре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10. 3. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.


В раздел образования