Автор: Комарова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Электроугли, Московская область Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно
новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения,
как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть
выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано
в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность
поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из
жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она
позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в
коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет
проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в
своих силах.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем
которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть
"метода проектов” в образовании состоит в такой организации
образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и
умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного
отношения к действительности в процессе планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не
только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я
знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот
основной тезис современного понимания метода проектов, который
привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный
баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога, детей над определённой практической
проблемой (темой).
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой
вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания:
включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и общество.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4По характеру контактов: осуществляется внутри
одной возрастной группы в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными
организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие: После воплощения проекта в жизнь проводится оформление
результата в виде детского праздника.
Исследовательские: Дети проводят опыты, после чего результаты
оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые: Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят
в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и
задачи.
Информационные: Дети собирают информацию и реализуют её,
ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,
отдельных уголков и пр.).
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего
нужен проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом
проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта:
1.Тема и ее происхождение.
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации
проекта
3. Необходимые материалы
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
5.Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Первый
этап – "выбор
темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более
глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из
способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”:
Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный
педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в
области познания собственных интересов, оценке имеющихся и
приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной
атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор
информации и планирование воспитательно-образовательной работы в
рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации
познавательной деятельности детей.
Второй
этап –
реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе
условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов
происходит через различные виды деятельности (творческую,
экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного
метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует
многостороннему развитию, как психических функций, так и личности
ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается
проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления,
проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий
этап –
презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт,
имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается
творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения,
полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия
для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать
чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает
навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами
общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап –
рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности
может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога
выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и
нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на
первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник
информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта,
при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельнос
ти, ребенок знакомится с различными точками зрения,
имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.