"Информационная безопасность детей и подростков. Зависимость от компьютерных игр"
Автор: Переверзева Татьяна Геннадьевна Должность: методист, педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ городского поселения "р.п. Чегдомын" Населённый пункт: р.п. Чегдомын, Верхнебуреинский муниципальный район, Хабаровский край Наименование материала: методическая разработка - занятие для родителей по медиабезопасности Тема: "Информационная безопасность детей и подростков. Зависимость от компьютерных игр" Раздел: дополнительное образование
безопасность детей
- это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением
информацией, в том числе распространяемой в сети
Интернет, вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному
развитию.
Такую защищенность
ребенку должна
обеспечить, прежде всего,
семья.
Вступивший
в
силу
1
сентября
2012
г.
Федеральный
закон
«О
защите
детей
от
негативной
информации,
причиняющей
вред
их здоровью и развитию» (ФЗ-436) предполагает
необходимость подготовки родителей, педагогов,
и
их
научение
правильному
пониманию
и
применению правовых норм в интересах защиты
детей от негативной информации.
"…нам предстоит всем испытать на себе
действие закона с 1 сентября 2012 года,
связанного с защитой детей от
негативной информации. Считал бы
необходимым предложить Министерству
образования ввести
специальный
курс обучения детей, возможно, и
родителей, так называемый
"Медиабезопасность детей и
подростков"
. Это будет связано
непосредственно с выработкой навыков у
детей безопасного использования
интернета и профилактики интернет-
зависимости, о которой так много
говорится. Это действительно страшное
явление".
Уполномоченный при
Президенте РФ по
правам ребенка
Павел Алексеевич
Астахов
В Хабаровском крае сформирован инновационный комплекс по созданию
безопасной информационно- образовательной среды ОУ
(по реализации
ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию»).
Цель
его
работы:
разработать
организационно-технологические
методы
применения ФЗ-436 в образовательном пространстве Хабаровского края.
В задачи реализации цели входит:
1)
Родительское медиаобразование
: собрания, гостиные, конференции,
форумы
в
целях
обучения
медиабезопасности,
организации
родительского
контроля
за
информационно-воспитательным
пространством;
внедрения
родительского медиапатруля на территории проживания и обучения их детей.
2)
Обучение
медиабезопасности
в
о б р а з ов ат е л ь н ом
пространстве
через:
- участие школьников и воспитанников в конкурсе социальной рекламы;
- семинары для педагогов;
-
экспертиза
внешней
информационной
продукции,
распространённой
на
территории ОУ, на соответствие знаку «Чистый информационный продукт»;
3)
Мониторинговая оценка изменений и результатов работы с
целью выработки рекомендаций.
В 2014 году была сформирована группа из педагогов и
методистов Центра развития творчества детей и
юношества «Рабочего поселка Чегдомын»
Верхнебуреинского района Хабаровского края, которая
вошла в состав комплекса по проблеме «Формирование
эстетической культуры у детей и подростков как
основы медиабезопасности».
В 2015 году Центр продолжил работу по
инновационному проекту на тему: «Модель социально -
образовательной среды по медиабезопасности в
Верхнебуреинском районе»
.
«Родительская школа» по вопросам медиабезопасности.
Акция «Добрая игрушка»
Занятия с обучающимися по медиабезопасности
«Интернет-зависимость»
как феномен.
Термин "интернет-зависимость"
предложил Айвен Голдберг
(американский психиатр)
в
1996 году как
"оказывающую пагубное воздействие на
бытовую, учебную, социальную, рабочую,
семейную, финансовую
или психологическую
сферы деятельности".
Зависимость от Интернета
-
сетеголизм
Признаки сетеголизма:
1. навязчивое стремление постоянно проверять
электронную почту;
2. предвкушение следующего сеанса он-лайн;
3. увеличение времени и количества денег,
расходуемых на он-лайн игры.
45% подростков проводят за компьютером
большую часть своего свободного времени.
Интернет- зависимость обнаруживается у
20 % российских детей и подростков (7-15 лет).
Мальчики занимаются компьютерными играми
более интенсивно, чем девочки.
58% мальчиков не следят за временем проведенным
за компьютером.
Зависимость детей и подросткой от
компьютерных игр –проблема 21
века
Признаки игромании:
*
он постоянно играет, не интересуется
реальной жизнью;
* без доступа к играм ребенок становиться
агрессивным, неуправляемым;
* ни под каким предлогом не выходит на
улицу;
* ребенок теряет чувство времени,
просиживает за компьютером незаметно для
себя часами;
* забывает об учебе, домашних делах,
встречах и договоренностях;
*появляются проблемы со здоровьем;
*сам ребенок не замечает чрезмерную
увлеченность интернет-играми.
Опасности Интернет- зависимости
Психологические нарушения:
Повышенная возбудимость нервной системы повышает риск
развития слабоумия;
сниженное настроение;
Повышенный уровень тревожности;
Проблемы в общении с людьми.
Физические заболевания:
Нарушение зрения;
Туннельный синдром запястья (длительная боль и онемение
пальцев кисти);
Заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз,
артроз),
сердечно-сосудистым
патологиям (тахикардия,
аритмия,
артериальная гипертония,
варикоз нижних конечностей).
Причины возникновения
Интернет- зависимости:
Отсутствие или недостаток общения и
тёплых эмоциональных отношений в семье.
Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений,
интересов, хобби, привязанностей, не
связанных с компьютером.
Неумение ребёнка
налаживать желательные
контакты с окружающими,
отсутствие друзей.
Рекомендации
по профилактике игромании:
Время игры следует ограничивать.
Для детей 6-7 лет — 10 минут,
8-11 лет — 15-20 минут,
для старшеклассников — до 30 минут в день.
Надо установить «закон расстояния»: для игровых
приставок не менее 2-х метров, для персональных
компьютеров — 30—40 см.
Необходимо соблюдать и «временной закон» — не играть
перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна,
подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и
даже просто прогулки на улице.
Следует поощрять ребенка за общение с другими детьми на
улице, принимать участие в организации его досуга
Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты
с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью,
нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и
прочими нравственно отрицательными темами.
Профилактика Интернет-зависимости
1. Соблюдать основной принцип
ослабления зависимости –
замещение. Предложите ребенку
деятельность, которая
заинтересует его сильнее, чем
компьютерный мир .
Контролируйте посещение
кружков и секций.
Найдите интересные для
ребенка сферы творческой
реализации
и демонстрируйте это
на личном примере . Играйте в
настольные и другие игры,
приобщайте к играм своего
детства
2. Приобщайте ребенка к выполнению домашних
обязанностей.
3. Установите чёткие требования к использованию
компьютера и всегда требуйте их выполнения.
Выработайте вместе с ребенком соглашение по
использованию Интернет.
4. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами
зависимыми? Интернет, телефон, телевизор? Ваше
освобождение — лучший рецепт для профилактики
зависимости у Вашего ребёнка.
Не забывайте, что родители –
образец для подражания,
поэтому сами не нарушайте правила, которые
устанавливаете для ребёнка
( с учётом своих норм).
5. Использовать различные контролирующие
программы
(установить на ПК).
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Занятия по медиабезопасности
№
Тема занятия
Материал для скачивания
Ссылки на интернет-ресурс
Занятия для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста
1.
Введение
Содержание занятия, презентация
«Виртуальная агрессия»
2.
Интернет и дети
Содержание занятия, презентация,
программа InternetCensor.exe
Интернет - это интересно, но может быть и опасно!!!
3.
Семейные ценности
Содержание занятия,
список рекомендуемых мультфильмов
«Влияние зарубежных мультфильмов», «Притча о любви»
4.
Демократический стиль воспитания,
как средство профилактики
Интернет-зависимости»
Содержание занятия, презентация
«Истерика у ребенка в магазине. Что делать с детскими ма
нипуляциями?»
, «Как успокоить капризного ребенка»
5.
Здоровый ребенок или жертва
рекламируемых продуктов
Содержание занятия, презентация
Смерть от чипсов, Кока Кола. Мертвая вода,
7 Чипсы и Сухарики New wmv
6.
Современные игрушки и психическое
здоровье детей
Содержание занятия, презентация
«Игрушки калечат психику детей»
Занятия для родителей детей среднего школьного возраста
1.
Психологические особенности
подростка. Мир современного
подростка.
Содержание занятия, презентация
Что привлекает подростков в общении онлайн?
зависимость"
psyhodicarc.php?page=1468
Психологическая профилактика зависимости
jurnal/articles/2014/psih19.html
Профилактика интернет-зависимости
mysharedslide/316949/
Профилактика компьютерной зависимости у детей среднего
школьного возраста
mysharedslide/553648/
Вред компьютера.