Автор: Борисова Светлана Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №9" Населённый пункт: Смоленская область, город Рославль Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа коррекционной работы для детей с ЗПР Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Средняя (полная) общеобразовательная школа № 9»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
( КАК ЧАСТЬ АОП)
2016-2017 учебный год
1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3
II. Характеристика детей с ЗПР……………………………………………………………………………...4
III. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы............................................................6
VI. Принципы коррекционной работы......... ..................................................................................................7
V. Корекционно-развивающая работа.............................................................................................................8
VI. План реализации программы....................................................................................................................11
VII. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………14
2
I. Пояснительная записка
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на
преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью коррекционной работы является
создание
системы
комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
процесса
освоения
АООПНОО
обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода.
Нормативную базу программы коррекционной работы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития;
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования на основе ФГОС для
обучающихся с задержкой психического развития;
Санитарно-эпидимиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверженные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от29.12.2010г. ;
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической
помощи
обучающимся
с
задержкой
психического
развития
с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность
освоения
обучающимися
с
задержкой
психического
развития
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы направлена:
на
обеспечение
коррекции
недостатков
в
физическом
и
психическом
развитии
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья;
3
оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего
образования;
овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
создание
специальных
условий
обучения
и
воспитания,
позволяющих
учитывать
особые
образовательные
потребности
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
II. Характеристика детей с ЗПР:
Дети
данной
категории
испытывают
стойкие
трудности
при
усвоении
программы
начального
обучения
общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции, а также психологических
предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну - две фонетические группы оппозиционных
звуков. У некоторых детей, прошедших
коррекционное обучение в дошкольном возрасте или в 1 классе,
произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
Недостаточная сформированность фонетико-фонеиатических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового
состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого
количества разнообразных других).
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
4
Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно и количественно неполноценен
(неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по
акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции,
присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
трудности овладения учебными понятиями, терминами.
трудности формирования в формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы.
Психологические особенности:
Неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость;
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
Недостаточное развитие способности к переключению;
Недостаточное развитие словесно – логического мышления;
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала;
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности;
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками
учебной деятельности;
трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств
достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов,
особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.
5
III. Планируемые результаты коррекционной работы:
владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
контролирует свою деятельность;
адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
использует навыки невербального взаимодействия;
выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;
использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;
владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языкового анализа;
имеет
достаточный
словарный
запас
по
изученным
лексическим
темам,
подбирает
синонимы
и
антонимы,
использует все части речи в процессе общения;
правильно пользуется грамматическими категориями;
6
VI. Принципы коррекционной работы:
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему
ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей
развития
и
коррекции
нарушений
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их
действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи
до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
вариативность.
Принцип
предполагает
создание
вариативных
условий
для
получения
образования
детьми,
имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
единство психолого-педагогических и медицинских средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов
психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-
воспитательной работы;
сотрудничество с семьей. Принцип
основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы,
оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
V. Коррекционно-развивающая работа
7
Коррекционно-развивающая работа включает:
1.Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и
навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Коррекция дефектов произношения;
2.Развитие и совершенствование лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления
новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования;
уточнение
значения
используемых
синтаксических
конструкций;
дальнейшее
развитие
и
совершенствование
грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями
предложений различных грамматических конструкций.
3.Формирование связной речи:
развитие
навыков
построения
связного
высказывания,
программирование
смысла
и
смысловой
культуры
высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мыслей в процессе
подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения
высказывания
в
тех
или
иных
целях
общения
(доказательство,
рассуждение,
передача
содержания
текста,
сюжетной картины).
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям;)
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
8
4.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение
главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными
приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умения быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение,
сопоставление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения
внимательно
слушать
и
слышать
учителя-логопеда,
не
переключаясь
на
посторонние
воздействия;
подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения
свободно
владеть
вербальными
средствами
общения
в
целях
чёткого
восприятия,
удержания
и
сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения
целенаправленно
и
последовательно
(в
соответствии
с
заданием,
инструкцией)
выполнять
учебные
действия адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы 2 – 3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
Консультативная работа включает:
9
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы единых для всех участников
образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с
обучающимися;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не
имеющим
недостатки
в
развитии),
их
родителям
(законным
представителям),
педагогическим
работникам,
—
вопросов,
связанных
с
особенностями
образовательного
процесса
и
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогами создаются для детей комфортные условия для обучения:
создание ситуации успеха дозированными заданиями;
использованием игровых методов;
создание развивающей здоровьесберегающей среды.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и
анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
10
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
VI
. План реализации программы
Коррекционная
работа
реализуется
поэтапно.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые
предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Содержание работы
Организационная деятельность
I этап . Подготовительный
подбор
методов
и зу че н и я
личности
подбор
методик
изуче ния
психологических особенностей
п о д б о р
м е т о д и к
д л я
о п р е д е л е н и я
у р о в н я
обученности,
обучаемо сти,
воспитанности, воспитуемости
изучение состояние вопроса
предварительное планирование
р а з р а б о т к а
и
о т б о р
оптимального
содержания,
методов
и
форм
предстоящей
деятельности.
II
этап . Сбор
информации
(начало учебного года)
проведение бесед,
тестирования, анкетирования,
экспертных оценок,
наблюдения, логопедического
обследования
изучение личных дел учащихся
консультативная
помощь
в
процессе сбора информации
контроль за сбором
информации на входе в
коррекционно-развивающую
деятельность
11
III этап. Систематизация потока информации
(начало учебного года)
Консилиум
(первичный)
у т о ч н е н и е
п о л у ч е н н о й
информации
определение
о собенно стей
развития учащегося
выработка
рекомендаций
по
о р г а н и з а ц и и
у ч е б н о -
воспитательного процесса
анализ
результатов
психолого-
педагогического
обследования
на
входе
в
коррекционно-
развивающую работу
анализ
состояния
здоровья
обучающихся
планирование
коррекционно-
развивающей деятельности
IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности
включение
ко р р е к ц и о н н о -
развивающих целей в учебно-
воспитательное
планирование,
привлечение
к
работе
других
специалистов
работа с родителями
помощь в процессе реализации
коррекционно-развивающей
работы
контроль за проведением
коррекционно-развивающей
работы
V этап. Сбор информации
(конец учебного года)
п р о в е д е н и е
б е с е д ,
тестирования,
анкетирования,
э к с п е р т н ы х
о ц е н о к ,
наблюдения,
логопедического
обследования
консультативная
помощь
в
процессе сбора информации
контроль за сбором
информации на выходе в
коррекционно-развивающую
деятельность
VI этап. Систематизация потока информации
(конец учебного года)
Консилиум
(плановый)
12
уточнение полученной
информации
оценка динамики развития:
«+»
результат
–
завершение
работы
«-»
результат
–
корректировка
деятельности,
возврат на II – VI этап
анализ
хода
и
результатов
коррекционно-развивающей
работы
подведение итогов
VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).
Консилиум
(заключительный).
отбор
оптимальных
форм,
методов,
средств,
способов,
п р и е м о в
в з а и м о д е й с т в и я
п е д а го го в
с
у ч а щ и м и с я ,
родителями
повышение
профессиональной
подготовки педагогов
перспективное планирование
обобщение опыта работы
подведение итогов
планирование
дальнейшей
коррекционной работы
13
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Год
и
т
о
г
о
Проведение
диагностик речи и
письма
1
1
(промежу
точная)
1
3
Количество
плановых
проверочных
работ
1
1
1
3
14
VII. Календарно- тематическое планирование
на 2016 – 2017 учебный год
№ урока
Название раздела
и темы
Кол-во часов
Дата проведения
Аргументация
изменений
Теорет
ически
х
Практ
ических
План
Факт
1.
Исследование
состояния устной
речи
0,5
0,5
05.09
2.
Диагностический
диктант.
Повторение
пройденного
материала
0,75
0,25
12.09
3.
Корень слова.
Однокоренные
слова
0,5
0,5
19.09
4.
Практическое
овладение
подбором
родственных и
однокоренных слов
0,25
0,75
26.09
5.
Безударная гласная
в корне
0,25
0,75
03.10
15
6.
Отработка навыка
нахождения
безударной гласной
в корне слова и
подбора
проверочных слов
0,25
0,75
10.10
7.
Сложные слова.
0,25
0,75
17.10
8.
Звонкие и глухие
согласные в корне
слова
0,25
0,75
24.10
9.
Оглушение звонких
согласных в конце
слов. Подбор
проверочных слов
0,25
0,75
31.10
10
Приставка. Роль и
место приставки в
слове.
0,5
0,5
14.11
11
Практическое
овладение
способами
образования слов с
помощью
приставок
0,25
0,75
21.11
12
Разделительный
твердый знак
0,5
0,5
28.11
13
Роль и место
твердого знака в
слове
0,25
0,75
05.12
14
Суффикс. Роль и
место суффикса в
0,5
0,5
12.12
16
слове
15
Практическое
овладение
способами
образования слов с
помощью
суффиксов
0,25
0,75
19.12
16
Закрепление
навыков
морфемного
анализа и синтеза
0,5
0,5
26.12
17
Практические
упражнения по
закреплению темы
«Состав слова»
0,25
0,75
27.12
18
Предлоги. Роль
предлогов
0,5
0,5
10.01
19
Уточнение
конкретно-
пространственных
значений предлогов
0,5
0,5
17.01
20
Практическое
употребление
предлогов
0,25
0,75
24.01
21
Синонимы. Слова
разные по
звучанию, но
близкие по
значению
0,25
0,75
31.01
22
Антонимы. Слова,
имеющие
противоположное
0,25
0,75
07.02
17
значение
23
Дифференциация
предлога и
приставки
0,25
0,75
14.02
24
Главные и
второстепенные
члены предложения
0,5
0,5
21.02
25
Многозначные
слова
0,5
0,5
28.02
26
Согласование.
Согласование слов
в числе
0,25
0,75
14.03
27
Согласование слов
в роде
0,25
0,75
04.04
28
Управление.
Падежные
окончания
0,25
0,75
11.04
29
Винительный
падеж (кого? что?)
0,25
0,75
18.04
30
Родительный падеж
(кого? чего?
0,25
0,75
25.04
31
Дательный падеж
(кому? чему?)
0,25
0,75
02.05
32
Предложный падеж
(о ком? О чем?)
0,25
0,75
16.05
33
Творительный
падеж (кем? Чем?)
0,25
9,75
23.05
18
34.
Оценка
результативности
коррекционной.
Проверочная
работа
0,5
0,5
25.05
Количество логопедических занятий по индивидуальному учебному плану на 2016-2017 учебный год составляет 1
час в неделю. Всего логопедических занятий по индивидуальному учебному плану на 2016-2017 учебный год -34часа.
Составлено подробное тематическое планирование на 2016-2017учебный год для учащихся 3 класса.
19
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности для детей с ЗПР
3 класс
Борисова Светлана Ивановна
(Ф.И.О. разработчика)
2016-2017учебный год
(год составления программы)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №
от “___” _________20__ г.
Утверждено
приказом по школе
ОД №____ от ______20__г.
Директор школы ___________(С.Л.Барбаков)
20
21